Главная » Ребенок дошкольник

Психо педагогическая характеристика дошкольника

Страница 2 из 11

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития

Психологическая характеристика детей с ДЦП наиболее подробно представлена в работах И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, И.И. Мамайчук [16, 18, 22]. Авторами единодушно отмечается, что при ДЦП имеет место сложная структура дефекта, относимая по классификации В.В. Лебединского к варианту дефицитарного развития [14].
Психологической характеристикой дефицитарного развития является в разной степени корригируемая специфика формирования всех сфер личности, обусловленная в данном случае тяжелыми двигательными нарушениями, сочетающимися с психологическими признаками повреждения (иногда сопряженного с недоразвитием) ЦНС, а также возможной патологией анализаторов.
Грубая недостаточность моторной сферы предопределяет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. Вся последующая симптоматика предопределена с одной стороны, депривацией базовой потребности ребенка в движении и сенсорных ощущениях, с другой – ограничениями впечатлений вне дома и социальных контактов, с третьей – гиперопекой со стороны родителей, с четвертой – реакцией ребенка на имеющееся нарушение.
Рассмотрим эти моменты подробней. Уже в три месяца нормально развивающийся малыш схватывает игрушки, тянет их в рот, являющийся в это время главным органом познания. Начиная с полугодовалого возраста, он начинает ползать, ближе к восьми месяцам у него формируется щипковый захват, и он берет маленькие предметы, что координирует систему глаз-рука. В год ребенок активно передвигается, открывает шкафы, вынимает предметы и подолгу «знакомится» с ними, получая удовольствие и от передвижения, и от новых впечатлений. На втором и третьем году с ребенком много гуляют, берут его с собой в поездки, что существенно расширяет его социальный опыт. При ДЦП всего этого малыш фактически лишен. Родители вынуждены постоянно ухаживать за ним. В большинстве случаев у них не хватает ни времени, ни терпения попытаться научить его хоть чему-нибудь. Тем более, что последнее очень сложно: гипертонус или гипотонус мышц, неуправляемые движения не позволяют ребенку произвольно действовать.
Эмоциональная сфера неблагополучна по многим причинам. С одной стороны, у ребенка наличествует органическое повреждение ЦНС, которое всегда проявляется аффективной неустойчивостью, «недержанием аффекта». С другой стороны, он переживает разнообразный дискомфорт, связанный, в том числе, и с болевыми ощущениями при переодевании и т.п. Наконец, капризность малыша обусловлена закрепляющимися стереотипами реагирования, когда он получает желаемое благодаря плачу.
Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит не только двигательным, но речевым и сенсорным нарушениям. Так, парез глазодвигательных нервов, недоразвитие и задержка формирования важнейших статических функций (удерживание головы, сидение и т. п.) приводят к ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, предопределяет недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки и познавательных процессов [16, 19].
Когда ДЦП сочетается с умственной отсталостью, маленький ребенок очень слабо реагирует на любые раздражители извне. Если умственной отсталости нет, иногда он может отвечать на обращение только взглядом. Но даже в таком случае малыш потенциально способен к развитию.
В раннем возрасте основное значение приобретают препятствия к развитию предметно-практической деятельности. Общеизвестно, что предметные действия – важнейшая форма активного познания ребенком окружающего мира, основа формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность [23].
Маленький ребенок с ДЦП фактически беспомощен. В лучшем случае он начинает ходить. В дошкольном возрасте совершенно очевидна задержка в психическом развитии, связанная с многочисленными трудностями. Они касаются и коммуникации, и становления бытовых навыков, и познания окружающего предметного и социального мира. Поэтому даже сохранные возможности интеллекта не всегда очевидны.
Психолого-педагогическую характеристику детей с ДЦП давать сложно, потому что первоочередное значение в психологическом портрете ребенка играет не возраст, а двигательные возможности и интеллект [16]. Поэтому можно обозначать лишь самые общие возрастные закономерности. Выраженную диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, И.А. Смирнова и другие исследователи называют главными особенностями познавательной деятельности и личности ребенка с ДЦП [16, 19, 30].
В школьный период при относительно нетяжелых формах ДЦП, с одной стороны, происходит компенсация, с другой – начинаются переживания, связанные с ограничениями, которые достигают своего максимума в подростковом и юношеском возрасте. Впрочем, успешность коррекции как двигательных расстройств, так и «социального вывиха» в какой-то мере зависит от воли и активности самого ребенка, а также усилий его близких (в плане лечения и социальной адаптации).
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Он в значительной мере обусловлен клинической формой заболевания. Однако решающее значение имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, также зависящая от клинической формы. При ДЦП не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности.

Главное меню

Это интересно

Рекомендации

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Источники: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/175-speczialnaya-psixologiya/2006-speczialnaya-psixologiya-dlya-nachinayushhix-psixologiya-detej-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata%3Fstart%3D1

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок 1 год истерит

Ужас. В течении последнего месяца сын далее...

Особенности личности детей с зпр

Л.С.Выготский (1984), называя подростковый возраст одной из далее...

Ребенку 1 месяц температура 37 что делать

Простуда у ребенка 1 далее...

Психическое развитие слепых слабовидящих детей

1 Разница в становлении речи далее...

Ребенку 2 года делали прививки

Календарь прививок Больное горло у детей? далее...

Поделки из ложек от детского питания

Поделки из ложек от детского далее...

Развивающие игры для детей 5 лет математика

Развивающие игры для обучения детей далее...

Популярные статьи