Главная » Ребенок дошкольник

Психолого педагогическая характеристика восприятия величины дошкольниками

2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные» структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психолого-педагогические основы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Становление и развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Истоки развития методики математики. Требования к отбору содержания, средств и методов обучения в педагогических системах западной прогрессивной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори). Русская прогрессивная педагогика об обучении детей математике до школы (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Влияние монографического и вычислительного методов на развитие методики математики в дошкольных учреждениях. Вклад Е.И. Тихеевой и Ф.Н. Блехер в теорию и практику формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Исследования А.М.Леушиной проблемы математического развития дошкольников.

  • На примере фольклорных произведений покажите, как формировались основы математических представлений (о количестве, величине, времени и т.п.) у детей.
  • Что из школьных методов (монографического и вычислительного) используется в современной методике математики?

Дидактические основы курса «Теория и методика

Развития математических представлений у детей дошкольного возраста»

Проблема отбора содержания математических знаний для дошкольников (история вопроса и современные исследования).

Методы и приемы обучения дошкольников математике. Взаимосвязь методов. Ведущая роль практических, игровых, исследовательских методов.

Средства развития математических представлений у детей (характеристика). Дидактический наглядный материал – средство активизации познавательной деятельности детей (его виды, функции, принципы подбора).

Формы организации обучения математике в дошкольном учреждении. Современные подходы к формам организации обучения детей дошкольного возраста.

  • Логические блоки Дьенеша (Палочки Кюизенера), возможности их использования при обучении дошкольников математике (варианты игровых упражнений).
  • Приведите пример интеграции методики математического развития и других методик.

Психолого-дидактические основы развития у детей представлений и понятий о количестве, числе, счете и вычислениях

Понятия «число», «счет». Этапы развития счета у детей. Особенности количественных представлений у младших дошкольников. Содержание и методика обучения дочисловой деятельности.

Психологические условия (Ж.Пиаже, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева и др.) и дидактические аспекты проблемы формирования понятия числа у детей. Содержание и методика обучения счетной деятельности (количественному и порядковому значению числа, сравнению групп предметов, выраженных рядом стоящими числами, пониманию независимости числа от признаков предметов).

Развитие у старших дошкольников вычислительной деятельности. Содержание работы и методика обучения детей решению арифметических задач.

  • Приведите пример 2-3 игр (игровых упражнения) по ознакомлению с множеством, с числом, по закреплению навыков счетной и вычислительной деятельности (на выбор).
  • Покажите возможность использования моделирования при развитии количественных представлений у дошкольников.

Психолого-педагогические проблемы развития у детей представлений о величине предмета и способах ее измерения

Понятие «величина», свойства величины. Особенности восприятия величины детьми дошкольного возраста. Содержание работы. Формирование представлений и понятий о величине предмета (сенсорное восприятие, непосредственное сравнение, опосредованное уравнивание), методические рекомендации к обучению. Обучение детей измерительной деятельности. Содержание и методика ознакомления детей с массой предмета. Значение ознакомления детей с величиной.

  • Приведите пример использования элементарных опытов при формировании представлений о величине.
  • Составьте алгоритм действий при измерении величины условной меркой.

Психолого-педагогические проблемы развития у детей представлений

О геометрических фигурах

Содержание понятий «геометрическая фигура», «форма предметов», «геометрические эталоны». Особенности восприятия геометрических фигур дошкольниками. Роль перцептивных действий и различных анализаторов при восприятии геометрических фигур на разных этапах дошкольного возраста. Уровни развития геометрических знаний. Содержание работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета.

Методика ознакомления с геометрическими фигурами на сенсорном уровне (младший дошкольный возраст). Методика ознакомления со свойствами геометрических фигур (средний и старший дошкольный возраст). Методика обучения умениям пользоваться геометрической фигурой как эталоном при определении формы предметов (средний и старший дошкольный возраст). Роль игр и занимательных упражнений при формировании у детей геометрических знаний.

  • Составьте алгоритм обследования геометрической фигуры (на выбор).
  • Покажите на примере использования геометрического материала возможность развития логических операций (анализ, обобщение, классификация и др.).

Психолого-педагогические основы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Содержание понятий «пространственные восприятия», «ориентировка в пространстве». Этапы развития пространственных представлений у детей. Особенности восприятия пространства дошкольниками. Содержание работы по формированию пространственных представлений на разных этапах дошкольного возраста.

Методика обучения различению левой и правой руки (левого и правого направления) (младший дошкольный возраст); различению пространственного расположения предметов относительно друг друга (средний и старший дошкольный возраст); ориентированию на плоскости (лист бумаги, тетрадный лист в клетку, в линейку). Развитие у детей способности к наглядному пространственному моделированию.

Значение развития пространственных представлений у детей для подготовки их к школьному обучению.

· Разработайте игру, направленную на закрепление умений ориентироваться по предложенному плану.

· Приведите пример заданий (упражнений) по обучению дошкольников ориентироваться в пространстве страницы, в микропространстве клетки (линейки).

©2015 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.

В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).

Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.

Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-17.shtml, http://megapredmet.ru/1-63341.html, http://defectolog.ru/articles/27/30/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры для самых маленьких мальчиков машинки

Игры гонки Вы попали в один из самых далее...

Формирование у ребенка представлений о семье

В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления далее...

Развивающие мультики для детей 2 лет

Про машинки для детей от далее...

Возрастные особенности детей 13 лет

Кризис подросткового периода детей 13-14 лет Учитывая особенности и сложности далее...

Ребенок 2 5 года не слушается

Что делать если далее...

Плоскостопие у ребенка 4 года

Плоскостопие у детей - далее...

Финты в футболе для детей 11 лет

5 главных финтов мирового футбола Евгений Колычев 25.9 Дворовой далее...

Популярные статьи

x