Главная » Ребенок дошкольник

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольников

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

17.88 КБ. 1060310.docx Автор: Ольга Александровна Аксёнова, 22 Апр 2015

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Ритм - важное средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Л.Н. Комиссаровой, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К.Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.


Автор: Ольга Александровна Аксёнова

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах

валентина панина
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах

В этом году мною была выбрана следующая тема самообразования. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах ».

В связи с этим поставила перед собой цель. повысить профессиональную квалификацию по данному вопросу через изучение учебной, справочной, научно- методической литературы.

На основе изученного теоретического и практического материала по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма старалась моделировать свою работу с детьми, направляя ее на развитие у них чувства ритма. тренировку внутреннего слуха, умения выделять сильную долю такта. А также развивать у них творческое воображение; воспитывать дружеские отношения.

Развитию чувства ритма у детей способствовало систематичное использование игры на ДМИ в НОД. Технику игры на инструментах дети демонстрировали на различных мероприятиях.

Озвучивание рассказов, сказок использовала в качестве формирования у детей стремления к активному творческому участию в коллективном музицировании на основе радостных ощущений и впечатлений.

Так, дети с большим удовольствием участвовали в озвучки рассказа по репродукции картины В. Маковского Дети, бегущие от грозы .

В течение года мною были созданы. папка «Сказочки-шумелки». буклеты «Веселое музицирование». «Советы родителям по организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста »,консультации для воспитателей «Развивающие игры для музицирования ». Для приобретения детьми знаний о видах ударных шумовых и мелодических музыкальных инструментах проводились беседы на данную тему. Приобретенные знания впоследствии дети смогли применить в конкурсах «Четвертый лишний». в флеш-игре «Инструменты » ,определение инструментов по тембру с использованием ИКТ на развлечении«Моя музыкальная планета » .

Результатами работы считаю :

• Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.

• Передача ритма при помощи музыкальных инструментов .

• Владение навыками игры на разных инструментах .

Развитие творческого воображения (передача художественного образа с помощью музыкального инструмента ).

• Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для оркестровки песен, сказок.

• Игра в оркестре.

• И, конечно же, радость и духовное удовлетворение

Публикации по теме:

Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста «Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсой: Слушай.

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Анатольевна Караванова
Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

«Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста »

Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсой. Слушай, слушай, различай. Звук короткий и протяжный. Чувства ритма развивай –это очень. очень важно! Слайд №2

Не секрет, что количество детей дошкольного возраста. имеющих нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематических процессов ежегодно увеличивается. Также у таких дошкольников часто отмечается и нарушение слоговой структуры слова в виде пропусков и перестановки слогов (например, вместо «самолёт» ребёнок говорит «масолёт» или «бегемот» - «гебемот» или вместо «пингвин» - «пигин». что тоже говорит о нарушенном фонематическом восприятии. Как правило, логопеды с такими детьми работают по развитию фонематической стороны речи и устранением нарушений слоговой структуры слова, что не всегда даёт быстрые и положительные результаты.

Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов. состоящих из одной паузы, допускают ошибки, не правильно расставляют паузы в предложениях.

При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускальзывает»ритм и рифма стихотворной формы. Слайд №3

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова. словесного и логического ударения, а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников. Так же работа над ритмом эффективна в работе с детьми с моторной алалией.

Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз. I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов). Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками) :

III --- iii, III-iii-III, iii-II-ii (I- сильный удар, i –слабый удар, --- - пауза). Слайд №4

Работа по оценке и воспроизведению ритмов должна проходить в следующей последовательности :

Оценка количества ритмов ;

Выполнение ритма по зрительному образцу;

Выполнение ритма по словесной инструкции. Слайд №5

Игры на развитие ритмического чувства в старшей группе. Слайд №6

«Послушай, как стучит сердце»

Ход игры

Дети друг у друга слушают как бьются сердца, затем голосом, повторяют услышанное. После этого простукивают ритм ладошками .

«Покажи нужную карточку»

Цель. определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком

Оборудование. карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

Логопед показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5. Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков. Слайд №8

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке»

Цель. воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Оборудование. карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой. Слайд №9

Цель. воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Ход игры

Логопед прохлопывает несложный ритм и просит ребёнка повторить его в той же последовательности. Слайд №10

«Простучи, как я скажу»

Цель. воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игры

Логопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз. затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять. Слайд №11

Примерные ритмические рисунки :

х-х-х, х-Х-х, Х-х-х, х-х-Х,

Х – сильный удар или хлопок.

х – слабый удар или хлопок. Слайд №12

Источники: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie/rol-razvitiya-chuvstva-ritma-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-903976, http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-chuvstva-ritma-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-procese-igry-na-muzykalnyh-instrumentah.html, http://www.maam.ru/detskijsad/-igry-na-razvitie-chuvstva-ritma-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-176596.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Логоритмика железновой детей 2 3 лет

Логоритмика для малышей Маленькие дети далее...

Игры интернете детей 3 лет

ИграРазвивающие детей 3 5 лет далее...

Современные дети проблемы воспитания обучения

Храм святителя Василия Великого Психологические далее...

Формирование культуры безопасности детей

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность далее...

Активированный уголь детям 3 лет

Как дать ребенку активированный далее...

Лечение соплей у детей соком алое отзывы

Насморк, или ринит – далее...

Как почистить печень ребенку при аллергии

Замучила аллергия? Несколько безопасных способов вывести аллерген далее...

Популярные статьи