Главная » Ребенок дошкольник

Роль взрослого развитии ребенка дошкольника

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

Подобные документы

Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

контрольная работа, добавлен 22.06

Спорт как один из способов развития личности ребёнка. Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка. Апробирование программы Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка .

курсовая работа, добавлен 11.01

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

контрольная работа, добавлен 15.07

Психология развития личности родителей, ребенка и особенности их взаимоотношений. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку. Ход исследования, обсуждение результатов.

курсовая работа, добавлен 03.11

Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

контрольная работа, добавлен 10.09

Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Проведение исследования по нахождению различия между вниманием взрослых и детей и особенностей его концентрации.

курсовая работа, добавлен 17.11

Теории становления игровой деятельности, ее важность для ребенка. Условия возникновения форм игры. Основная единица игры, ее внутренняя психологическая структура. Человек, его деятельность и отношение взрослых друг к другу, как основное содержание игры.

курсовая работа, добавлен 05.09

Определение степени эмоциональной восприимчивости ребенка. Природа эмоциональных воздействий и виды психологических травм. Роль стрессов в развитии личности и негативные последствия психотравм. Значение психологического климата семьи в развитии ребенка.

презентация, добавлен 26.10

Теоретические основы гармоничного развития детей до и после рождения. Психологические особенности развития детей во внутриутробный период. Роль матери для благоприятного протекания периода младенчества. Экспериментальное исследование и его результаты.

курсовая работа, добавлен 11.02

Определение понятия умственная отсталость как стойкого нарушения психического развития, ее основные формы: олигофрения и деменция. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Коррекция расстройства работы мозга, памяти и мотивации.

реферат, добавлен 17.06

Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

дипломная работа, добавлен 21.04

Понятие, виды детской агрессивности, основные причины её возникновения. Определение роли внутрисемейных отношений в развитии агрессивности у ребенка. Комплексная диагностика, коррекция и профилактика проявлений агрессии у детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 23.07

Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

презентация, добавлен 07.10

Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

реферат, добавлен 06.08

Начальный этап формирования личности ребенка. Развитие самосознания ребенка. Самооценка дошкольника и условия её развития. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.

контрольная работа, добавлен 13.01.2006

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на Я-концепцию дошкольника.

курсовая работа, добавлен 07.05

Психолого-педагогическая характеристика современной семьи. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей. Специфика детско-родительских отношений ребенка с мамой и бабушкой.

курсовая работа, добавлен 05.05

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка, его характеристика и критика. Нативизм и эмпиризм как однофакторные теории. Концепция рекапитуляции в развитии индивида. Понимание детерминант психического развития в онтогенезе .

реферат, добавлен 17.05

Сущность и генезис самосознания. Особенности его развития у детей с раннего возраста до дошкольного периода. Влияние взрослых на формирование личности ребенка-дошкольника. Результаты исследования и комплекс методик для диагностики структур самосознания.

дипломная работа, добавлен 14.05

Феномен и характеристика риска, его влияние на основные моменты становления и развития взрослого человека на ступени зрелости. Исследование каузальных и этиологических признаков стремления к риску взрослого человека, анализ и оценка типичных ситуаций.

дипломная работа, добавлен 05.05

Роль сверстника и взрослого в социальном развитии ребенка дошкольного возраста

Результаты диагностики сформированности социальных навыков оценивались по 10-бальной шкале. При обработке результатов количество баллов от 1-3 принималось как низкий уровень указанной формы поведения ребенка, 4-6 - средний уровень, 7-10 высокий уровень формы поведения.

Диаграмма выраженности различных социальных форм поведения выглядит так.

Диаграмма 1. Уровень сформированности социальных навыков

Из диаграммы можно увидеть, как у 5-6 летних дошкольников происходит формирование социальных форм поведения.

Принятие и осознание детьми нравственных и социальных норм на высоком уровне сформировано у 34% детей, 47% имеют средний уровень сформированности этого социального навыка. У 20% детей этот социальный навык сформирован слабо.

В исследуемой группе 20% детей обладают повышенной конфликтностью, 54% иногда конфликтуют со сверстниками и лишь 20% детей предпочитают обходиться без конфликтов.

Доброжелательность на высоком уровне развита у 27% детей, 54% детей не всегда проявляют доброжелательность, и 20% детей недоброжелательно настроены по отношению к сверстникам.

Проявлять сочувствие к сверстникам из группы дошкольников склонны лишь 14% детей, иногда проявляют сочувчтвие - 47% дошкольников и 40% детей не склонны проявлять сочувствие.

Повышенную агрессивность демонстрируют 34% детей, иногда ведут себя агрессивно 47% детей, и лишь 20% детей неагрессивны по отношению к ребятам из группы.

Готовность прийти на помощь дошкольники проявляют очень слабо. Так, лишь 20% детей готовы прийти на помощь, у 27% этот показатель развит на среднем уровне, а основная масса детей - 54%, не готовы прийти на помощь сверстнику.

27% детей готовы учитывать интерес других при совместной деятельности, 47% детей не всегда готовы учитывать чужие интересы, и 27% детей не учитывают ничьи интересы, кроме своих.

Для определения роли семьи в развитии дошкольника использовались анализ рисунков на тему «Моя семья», а также тест «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи». (см. Приложение )

Таблица 3. Предпочтения во взаимодействии дошкольников со взрослыми

Сравнив количество предпочтений всех детей, мы пришли к выводу, что мальчики в основном предпочитают мальчиков (из 24 предпочтений - 21отдали мальчикам), а девочки в основном отдают предпочтение девочкам (из 21 предпочтений - 18 отдали девочкам). Из этой таблицы видно, что наиболее предпочитаемыми детьми являются те, которые обладают на высоком уровне такими социальными формами поведения, как принятие и осознание нравственных и социальных норм, доброжелательность, проявление сочувствия, готовность прийти на помощь, учитывание интересов других. Дети также предпочитают общаться с неконфликтными и неагрессивными людьми. Дети, проявляющие повышенную агрессивность, конфликтность и недоброжелательность, стали в коллективе сверстников отверженными и не получили предпочтений среди других детей. Так, среди детей можно выделить 4 социометрические «звезды», набравшие 6-8 предпочтений сверстников, 2 «отверженных», не набравших ни одного предпочтения сверстников, и 9 детей со средним статусом в группе детей, набравшие 1-3 предпочтений сверстников.

Проанализировав результаты соответствия тестов сформированности социальных навыков и отношений в семье с социометрическим статусом дошкольников в группе, мы пришли к выводу, что из 3 детей, имеющих благоприятный эмоциональный фон в семье и обладающих высокой степенью сформированности таких навыков, как доброжелательность, готовность прийти на помощь, учитывание интересов других, проявление сочувствия, в группе сверстников двое обладают высоким социометрическим статусом, и являются наиболее предпочитаемыми среди сверстников, а третий ребенок имеет средний социометрический статус.

Из 4 детей, имеющих неблагоприятный эмоциональный фон в семье, и низкую сформированность основных социальных навыков, двое являются в группе сверстников отверженными, другие двое имеют средний социометрический статус.

Из 8 детей, эмоциональный фон в семье которых нейтрален и имеющих средний уровень сформированности социальных навыков, двое имеют высокий статус среди сверстников. Остальные дети имеют средний социометрический статус.

Таким образом, влияние, оказываемое взрослыми на дошкольников способствует развитию социальных и нравственных норм и правил, а влияние, оказываемое на дошкольников сверстниками, способствует развитию коммуникативных навыков, то есть навыков общения с другими людьми.

1. Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности - главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

2. Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их.

3. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке.

4. Комплексное использование различных методических приемов, перекрестное сопоставление полученных с их помощью данных о различных сторонах отношений детей в возрастной группе детского сада (с учетом личностных особенностей каждого ребенка и особенностей его воспитания в семье) позволят создать оптимальные условия для изучения отношений детей-дошкольников. Полученные таким путем экспериментальные данные дают возможность не только судить об общей линии изменения отношений в группе детского сада от младшего дошкольного возраста к старшему, но и получить наиболее полную характеристику отношений в конкретной группе детского сада, вскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми каждого ребенка группы.

5. При проведении диагностики для оценки сформированности у детей социальных навыков использовались методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М.Калинина), «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (по результатам наблюдения).; для определения роли семьи в развитии дошкольника использовались анализ рисунков на тему «Моя семья», а также тест «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи.; для определения уровня взаимодействия дошкольников со сверстниками были применены методики - наблюдение за общением детей в повседневной жизни, социометрическая методика «Секрет».

Консультация на тему:
Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле. Если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников детского сада.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

Довольно долго в практике и теории детского воспитания господствовал узкодидактический подход к игре как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога сводилась лишь к созданию условий для игры, обеспечению ее игровым материалом.

В последние десятилетия ведущим стал принципиально иной подход: игра рассматривается как форма организации детской жизни. Естественно, изменился и взгляд на позицию воспитателя. Он должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в «детском обществе».

Такая позиция очень ценна для педагогики, ибо обеспечивает активный переход педагогов от выжидательной тактики к руководству развитием игр и формированию в их процессе общественно ценных качеств, положительного стержня личности. Справедливость такого подхода доказана практикой детского воспитания и целым рядом специально проведенных исследований. Руководство игровой деятельностью — тонкий и сложный процесс.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как показывают специальные исследования (Семушина Л. Г. 1979; Зворыкина Е. В. Новоселова С. Л. 1981; Панько Е. А. 1986), и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими умениями, как умения:

♦ наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
♦ проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;
♦ обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
♦ организовать начало игры, побуждать детей к игре;
♦ проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;
♦ широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;
♦ изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;
♦ включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
♦ прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;
♦ предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;
♦ регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;
♦ обсуждать и оценивать с детьми игру.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле. Если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников детского сада.

Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию на психическое развитие детей знание воспитателем реальных взаимоотношений в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.

Детские объединения, возникающие на основе полного «подчинения — подчиненности», могут оказывать вредное влияние как на подчиненных, так и на подчиняющих. У первых подавляется активность, самостоятельность, творчество, у вторых — не воспитывается умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, считаться с их желаниями.

Более благоприятные условия для формирования общественных качеств создает объединение на основе «частичного подчинения — подчиненности». В этом случае у подчиняющего не только проявляются организаторские способности, но и возникает умение считаться с замыслами «подчиненного» товарища, активность которого при этом не подавляется. Такое объединение создает благоприятные условия «передачи» основ общественных качеств от подчиняющего к подчиняемому. Положительное влияние на развитие общественных качеств оказывает объединение, основанное на равенстве. В таких ситуациях создаются благоприятные условия для воспитания у детей активности, инициативы, творчества, умения считаться с желанием, замыслом товарища.

Своеобразие поведения детей в этих «малых группах» определяет особую педагогическую задачу для каждой из них. Так, например, наиболее активных детей надо учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, а у детей, значительно уступающих им по активности, необходимо развивать инициативу, самостоятельность. Важно найти верный путь управления детскими объединениями. Воспитатель должен стремиться к созданию групп на основе «частичного подчинения — подчиненности » и «равенства» и к устранению группировок, созданных на основе «полного подчинения — подчиненности».

Оптимизация положительного и нейтрализация отрицательного взаимовлияния детей оказывается тем успешнее, чем в большей степени, изменяя состав игровых микрогрупп, педагог учитывает межличностные отношения детей, их стремление к совместной деятельности, индивидуальные особенности.

Источники: http://allbest.ru/k-2c0a65635b3bc79a5d43b88521216c37.html, http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b2bd79a5c53a88421316c27_0.html, http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/12/15/rol-vzroslyh-v-razvitii-igrovoy-deyatelnosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Занятия для 4 летних детей

Развивающие занятия Каждому малышу от природы дано быть умным далее...

Школа для одаренных детей москва при мгу

Университетская гимназия(школа-интернат)МГУ имени М.В. Ломоносова Общая информация Проживание Условия далее...

Лекарство от соплей для детей

Лекарство от насморка Прежде далее...

Симптомы обезвоживания ребенка рвоте

Советы опытных мам Обезвоживание у ребенка: причины далее...

Ребенка соплями выходит кровь

Кровь из носа: отчего при далее...

Пасхальные поделки руками детский

20:37 – Савченко раскрыла тайну в далее...

Детские книги детей 12 лет

Автор: Дементьева Светлана Говоров А. Алкамен -театральный мальчик: далее...

Популярные статьи

x