Главная » Ребенок дошкольник

Сенсорное развитие детей дошкольников

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

- складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

- возникают представления о свойствах предметов;

- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется» (Л.А.Венгер). В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию - выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Задачи сенсорного развития детей в детском саду

Барсегян Вардуи Оганнесовна, воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС №53 Ёлочка г.Тамбов

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать). поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.) .

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

  • Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения) ;
  • Осуществлять классификацию по одному признаку;
  • Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку) ;
  • Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе

Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.) ; подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.) .

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) .

Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.) .

Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.) .

В итоге сделаем следующие выводы:

  • сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
  • Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
  • Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: советы родителям от экспертов

Сенсорное развитие детей — это своевременное, правильное формирование у них таких систем, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Для разного возраста существуют свои нормы и определённый набор методик, с помощью которых можно развивать детей до необходимого уровня.

Так как данные системы являются непосредственной связью малышей с миром, очень важно уделять им как можно больше внимания. Это поможет подготовить любимое чадо к школе, а также облегчить общение и контакт с окружающими людьми.

До 1 года

Начинать сенсорное развитие детей раннего возраста нужно уже с пелёнок. В первые месяцы своей ещё неосознанной жизни малыши воспринимают мир с помощью обоняния и осязания, поэтому с 1 и примерно до 4 месяцев нужно делать упор именно на эти сенсорные системы. После 4 месяцев на первое место в развитии крохи выступает зрение. К полугоду нужно будет включить в занятия упражнения, тренирующие мелкую моторику. Для этого существуют специальные простые, но очень полезные методики.

  • в жизни новорождённого должен присутствовать постоянный физический контакт (тактильный) с мамой;
  • совместный сон;
  • выкладывайте кроху на разные поверхности — это может быть тёплое дерево, шёлк, хлопок, мех и другие материалы, на которые у него нет аллергии;
  • пальчиковые упражнения можно начинать уже после 3-ёх месяцев;
  • мама должна чаще носить его на руках или хотя бы в слинге;
  • совместные купания мамы и малыша.
  • кроха до 1 года должен чувствовать естественный, натуральный запах материнского тела, поэтому женщинам не рекомендуется пользоваться парфюмом при тесном физическом контакте с малышом;
  • после 6 месяцев давайте детям понюхать приятные, нерезкие запахи.
  • не приближайте своё лицо близко к малышу в первые месяцы его жизни: это может спровоцировать развитие косоглазия;
  • показ белых, чёрных и однотонных предметов в 1–2 месяца;
  • демонстрация многоцветных, более ярких игрушек после 4-ёх месяцев;
  • изучение собственного отражения в зеркале;
  • наблюдение пейзажа за окном.
  • беседы с разной интонацией голоса;
  • прослушивание приятной музыки, чтобы в ней звучали разные инструменты.
  • после полугода, когда начинается первый прикорм, нужно постараться максимально разнообразить рацион питания ребенка.

На данном этапе пока не предполагается сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность: скорее, это больше демонстрация, изучение и наблюдение. А вот уже после 1 года формирование каналов восприятия крохи может планироваться непосредственно через игры.

1–3 года

Сенсорное развитие детей с 1 года до 3 лет — целенаправленное совершенствование их каналов восприятий, причём происходит это в очень ускоренном, интенсивном темпе, особенно в 2–3 года. Ведущей деятельностью на данном этапе является предметная: она направлена на изучение и овладение разными способами действий с яркими и самыми многообразными предметами.

Сенсорное развитие детей через игровую деятельность пока является только вспомогательным, хотя без неё в этом возрасте не обойтись. Особенностью данного периода является то, что все сенсорные системы развиваются не по отдельности, а в совокупности. Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения:

  • овладение такими игрушками, как пирамидки, сортировщики, рамки-вкладыши, волшебные мешочки на запоминание текстуры;
  • малыш должен научиться за этот период снимать и нанизывать в пирамидке на стрежень кольца, различные по размеру;
  • вынимать из кармашков и вкладывать в них предметы, разные по величине;
  • устанавливать тождество любых предметов по величине и форме (уметь группировать их);
  • после изучения образцов различных материалов определять их текстуру, в частности — мохнатую, мягкую, гладкую, шероховатую;
  • знать две геометрических формы: квадрат, круг; два геометрических тела: куб, шар;
  • уметь указать по просьбе на нужную форму: круг — яблочко, квадрат — окошко;
  • самостоятельно тактильно исследовать фигуры;
  • к 3-ём годам узнавать на вкус основные продукты, отдавая каким-то определённым своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Предметная деятельность на данном этапе является ведущей, так как оказывает огромное влияние на развитие личности и психику малыша. На следующей возрастной ступеньке сенсорное развитие нужно будет проводить прежде всего через дидактические игры.

4–6 лет

Важную роль играет сенсорное развитие детей дошкольного возраста, так как нужно помочь им подготовиться к новому этапу в своей жизни — обучению. Здесь на первый план выходит уже игровая деятельность как самая занимательная и максимально эффективная. Причём это уже не овладение простыми игрушками, а ролевые и дидактические игры, направленные именно на формирование различных каналов восприятия.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста предполагает такие занятия, как:

  • «Сложи картинку » из геометрических фигур по образцу;
  • «На что похоже? »: найти предметы, по форме напоминающие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал;
  • «Украсим салфетку » узорами из геометрических фигур по предложенному образцу, дети учатся ориентироваться в пространстве (пока двухмерном), находя середину, низ, верх, правый, левый, нижний, верхний углы;
  • «Чего не стало? »: какие изменения происходят на картинке.

Постоянно тренируя все сенсорные системы детей, вы поможете им более точно воспринимать любую информацию о мире, формировать адекватное о нём представление. Такие игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, цветоразличения.

Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо. Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легко возбудимых малышей.

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-135.shtml, http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac150.htm, http://www.vse-pro-detey.ru/sensornoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Формирование профессионального взаимодействия педагогов детьми

Формирование компетентности интегративного взаимодействия далее...

Формирование личности ребенка поэтому

Мечта каждых любящих родителей – это ребенок, из которого далее...

Красная книга украины животные для детей

Животные занесенные в Красную книгу Украины В каждой стране далее...

Чем лечить ребенка от аллергии 10 месяцев

Аллергический диатез у детей, симптомы и лечение Аллергический далее...

Творческий подход работе детьми

Творческие подходы к воспитанию Детей Новой Эпохи The далее...

Рвота ацетон моче ребенка

Диета при ацетоне - мнение диетолога, далее...

Слюни у 2 летнего ребенка

Главная Здоровье малыша Почему далее...

Популярные статьи