Главная » Ребенок дошкольник

Соответствие характеристик познавательной сферы дошкольника речь

Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет

Комплект методик ориентирован на качественный анализ развития ребенка среднего дошкольного возраста. Он позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и учитывает социальную ситуацию развития ребенка, индивидуальные отличия игровой деятельности, воображение, формы общения со взрослым.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что позволяет использовать данный комплект для диагностики детей с ослабленным здоровьем и другими дисфункциями.

Полнотексты методик доступны на сайте Практический психолог ( practic.childpsy.ru ) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, теоретическим . Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;
  2. появление сюжетно- ролевой игры;
  3. наглядно-образное мышление;
  4. планирующее воображение;
  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом. Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.

Психологические характеристики возраста

Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях CHARACTERISTICS OF COGNITIVE PROCESSES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE FULL AND SINGLE-PARENT FAMILIES Текст научной статьи по специальности Психология

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ,
  • ИНТЕЛЛЕКТ ,
  • НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ ,
  • COGNITIVE PROCESSES ,
  • INTELLECT ,
  • SINGLE-PARENT FAMILY

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Краснов А. В.

В статье приводятся результаты исследования, посвященного проблеме развития познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях. Выборку исследования составили 60 детей (30 детей из полных семей, 30 детей из неполных расширенных разведенных семей; по 15 детей каждого пола; M = 6,02). По итогам исследования описываются результаты сравнительного изучения различий в познавательном развитии между группами детей из полных и неполных семей. Обнаружено, что у старших дошкольников из полных семей по сравнению с детьми из неполных семей больше объем непроизвольного запоминания, выше уровень вербального мышления и гибкость творческого мышления, но ниже степень концентрации внимания вечером. Также описываются корреляционные взаимосвязи показателей познавательной сферы в каждой из выборок.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Krasnov A. V.

The article presents the results of a study on the problem of developing cognitive processes of senior preschool children in the full and single-parent families. Sample consists of 60 children (30 children from two-parent families, 30 children from single-parent divorced extended families; 15 children of each sex; М = 6,02). The study describes the results of a comparative study of differences in cognitive development between groups of children from full and single-parent families. It is found that the senior preschool children from two-parent families compared to children from single-parent families more than the amount of involuntary memory, higher level of verbal thinking and flexibility of creative thinking, but below the level of concentration in the evening. Also described correlations indicators cognitive processes in each of the samples.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Фундаментальные исследования , Краснов А. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Краснов А. В. Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях // Фундаментальные исследования. 2013. №8-5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-poznavatelnoy-sfery-starshego-doshkolnika-v-polnyh-i-nepolnyh-semyah (дата обращения: 17.09).

Краснов А. В. Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях Фундаментальные исследования (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-poznavatelnoy-sfery-starshego-doshkolnika-v-polnyh-i-nepolnyh-semyah (дата обращения: 17.09).

Краснов А. В. (2013). Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях. Фундаментальные исследования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-poznavatelnoy-sfery-starshego-doshkolnika-v-polnyh-i-nepolnyh-semyah (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Краснов А. В. Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях // Фундаментальные исследования. 2013. №8-5 С.1227-1232.

Краснов А. В. Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях Фундаментальные исследования (2013).

Краснов А. В. (2013). Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях. Фундаментальные исследования

Источники: http://www.childpsy.ru/lib/metodics/17720/, http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-poznavatelnoy-sfery-starshego-doshkolnika-v-polnyh-i-nepolnyh-semyah

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста

Формирование и развитие диалогической речи дошкольников старшего далее...

Детские поделки 23 февраля детском

Приближается праздник наших мужчин, День защитника Отечества. Самое далее...

Методы изучения психического развития детей

3.4.1. Методы психологического изучения далее...

У ребенка сразу зеленые сопли

Обсуждения Ничто не пугает взрослых, так сильно, как далее...

Машины детей 6 лет 7

Детские электромобили (машины и джипы) Детский электромобиль это машина на далее...

Эмоциональное взаимодействие матери ребенка

Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка Теоретические далее...

Какие лекарства от рвоты для детей

Лекарство от рвоты у далее...

Популярные статьи