Главная » Ребенок дошкольник

Темповые характеристики деятельности дошкольника

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности » Крицкая Е.В.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности » Автор: педагог 1-ой квалификационной категории Крицкая Е.В.

Тип проекта: Познавательно - исследовательский

Продолжительность: Март - апрель

Участники проекта . Дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

Актуаьность: С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во време­ни. Детей зна­комят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Специфические особенности времени как объектив­ной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направ­лении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку.Вре­менные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Для успешного развития этих способностей лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них.

Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них срав­нительно поздно. Существуют многочисленные трудности при осво­ении ребенком временных категорий. Это связано со специфиче­скими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта.

Данный исследовательский педагогический проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности.

Цель: В процессе работы познакомить детей с историей способов измерения времени.Разработатьперспективный план работы с детьми. способствующейформированию систематичного, осознаного, развитого чувства времени.

1. Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий( утро, день, вечер, ночь).

2. Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях - секунда, минута, час, части суток, дни недели.

3. Развитие у детей таких качеств, как – собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.

4. Стимулирование исследовательской деятельности детей.

5. Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать.

6. Формируем взгляд детей на то, как человечество тратит свое время сейчас, и что может произойти с ними в будущем.

Проблемная ситуация: Дети увлечены настольной игрой, подходит воспитатель и просит ребят, убрать игру и готовиться к занятию. Но дети просят еще 3 минуты для завершение своей игры.

Формируется проблема . Проведение опроса детей с использованием «Модели трех вопросов».

· Подбор наглядных материалов:фото-иллюстрации, видео-призентации «История часов», «Книга будущего», просмотр мультфильма «Крот часовщик»,

· Подбор дидактических игр «Скажи наоборот», «Что сначало, что потом», «Найди пропавший день»; «Когда это бывает»,«Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);

· Подбор энциклопедической литературы по данной теме: Энциклопедия для детей Э. Патти «Времена года»;

· Предварительное чтение художественных произведений, народных сказок, пословиц и поговорок: Е. Шварц «Сказка о потеренном времени», С.Маршак «Двеннадцать месяцев», Г. Скребицкий «Четыре художника»; А. Ю.Кожевникова «Книга про время»; И. Соколов – Микитов «Листопадничек»; В.Бьянки «Синичкин календарь»; Ш.Перро «Спящая красавица», «Золушка».

· Заучивание стихотворений о временных представлениях: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Баратынский «Весна, весна», Суриков «Поет зима - аукает», Э. Машковская «Добежали до вечера».

· репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);

· настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня»)

Предпалагаемый результат: сформировать временные представления у детей старшего дошкольного возраста создать основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлиять на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Научить родителей владеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни.

Перспективный план проекта.

Совместная деятельность с родителями

Познавательно-исследовательская, продуктивная (конструктивная) деятельность)

Знакомство с числовыми циферблатами – тренажёрами и работа с ними.

Дидактические игры: «Кто больше занят?»,«Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Какая бывает осень»,

«Бывает-не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы», «»

Исследовательская деятельность: «Часы и время», «Как работают песочные часы», «Что можно сделать за 1 минуту, 3 минуты»

Конструктивная деятельность. «Сборка напольных часов», «Выстави время на циферблате»

Использование ТРИЗ игра «Да-нетка».

Создание домашних заданий на выходные «Наше время».

Вместе с родителями подготовить экспонаты для музея часов.

Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая

Рассматривание тематических картинок:

«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Знакомство с поговорками и пословицами о времени.

Дидактические игры. «Путанница», «Ну – ка угадайка», «Назови пропущенное слово»

Дидактическая игра «Живые часы».

Методика 3 вопросов.

оформление буклетов«Формированиие представлений о времени у дошкольников».

Чтение художественной литературы

Чтение литературных произведений. «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок»,

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

С. Я. Маршак «Хороший день»,

Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день»,

С.Я.Маршак «Двеннадцать месяцев»,

С. Я. Маршака «Круглый год»,

Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

Составление книжки малышки«Пословицы и поговорки о времени».

В дальнейшем при проведении различных видов работы с детьми будут учитываться показатели их физического здоровья. В форму списка вносятся графы группа здоровья и медицинские показатели . Если дошкольник имеет II и выше группу здоровья, то отмечается, у какого врача наблюдается (состоит на учете).
Эти данные необходимы для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, а также при подборе игрового и дидактического материала. Например, для ребенка, наблюдающегося у окулиста, индивидуально подбирается наглядный материал. Психологическая работа с детьми, имеющими II (подготовительную), III и выше группы здоровья, может осуществляться только после консультации с врачом. Для педагога-психолога, работающего в детском саду компенсирующего вида, необходимо постоянно консультироваться с профильными специалистами — логопедом, дефектологом и т. д.
Следующим этапом работы является проведение бесед с воспитателями по особенностям развития дошкольников. Определить проблемные зоны помогает таблица, составленная на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
Таблица

Оценка признака развития (поведения) вносится в анкету каждого ребенка воспитателями после совместного обсуждения. Если технически невозможно подготовить индивидуальные анкеты, то психолог записывает отмеченные педагогом характеристики в процессе беседы.

Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста
Имя, фамилия_________________ Группа № _____ Возраст_____
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребенка. Это поможет эффективно организовать психологическое сопровождение. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений:
1 — признак выражен незначительно или отсутствует;
2 — признак выражен в средней степени;
3 — признак выражен значительно.
Если вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, вспомните, как этот признак проявлялся в целом за какой-нибудь период времени.

Оцениваемый признак поведения (развития)

Выраженность данного признака

отсутствует или незначительная

Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его одежде.

Ребенка забирают из группы одним из последних

Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку

Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада

Поведение в группе

Тормозим. Не сразу воспринимает требования воспитателя

Оцениваемый признак поведения (развития)

Выраженность данного признака

отсутствует или незначительная

С трудом выполняет правила распорядка жизни группы

Неуверен. Боязлив. При обращении к нему взрослого может заплакать

Расторможен. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроле

Игра и общение с детьми

Предпочитает играть в одиночестве

Конфликтует с детьми, часто дерется, злится, плачет

Не умеет поддержать игру, принять роль

Сильно переживает, все время ждет прихода родителей

Сумма по III гр.:

Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется)

Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы)

Плохо рисует (недостаточно сформированы графические навыки)

Затруднено формирование элементарных математических представлений

Оцениваемый признак поведения (развития)

Выраженность данного признака

отсутствует или незначительная

Социально-бытовые навыки и ориентировка

Недостаточен объем знаний об окружающем мире

Имеет трудности в овладении навыками самообслуживания

Путает временные понятия (по программному материалу)

Плохо знает, как зовут родителей, родственные отношения в семье

Темповые характеристики деятельности

Заторможен, почти во всем медлителен

Темп работы неравномерен, быстро устает

Работает невнимательно, быстро теряет интерес

Темп работы быстрый, но работает хаотично и бестолково

Отношения к занятиям и их успешность

Нуждается в постоянном контроле педагога

С трудом выполняет программу обучения в детском саду

Неусидчив, не доводит начатое дело до конца

Оцениваемый признак поведения (развития)

Выраженность данного признака

отсутствует или незначительная

Мешает на занятиях

Сумма по VII гр.:

Речь малопонятна, трудности звукопроизношения (соответственно возрасту)

Словарный запас беден по сравнению с другими детьми

Имеются нарушения грамматического строя речи

Говорит односложно, выраженные трудности пересказа

Сумма по VIII гр.:

Недостаточно развит физически или очень полный

Быстро устает, истощается или возбуждается при переутомлении

Плохой аппетит, ослаблен

Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации

Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий

Медлителен, неточен в движениях

Предпочитает (часто) действовать левой рукой

Форма заполнения результатов по анкетированию на группу детей

Фамилия, имя ребенка, в графу проставляется оценка выраженности признака


Большое количество баллов (свыше 6-8 по каждой группе) указывает на проблемную зону в развитии ребенка. Качественный анализ проведенного опроса позволяет наметить основные направления развивающе-коррекционнои работы, определить семьи группы риска .
Такой вид работы проводится после 4-5 недель пребывания ребенка в детском саду, когда острый период адаптации прошел и в поведении дошкольника можно отметить более или менее постоянные признаки. Повторно проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.
Педагог-психолог, работающий в данном учреждении более одного года, составляет в конце учебного года аналитический отчет, в котором указывает результаты работы и планирует приоритетные направления деятельности на будущий год.
На основании полученных данных о дошкольниках педагог-психолог составляет перспективный план работы. Приоритетные направления поддерживают основные задачи детского сада и определяются по анализу данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с воспитателями и т. д.
Перспективный план работы утверждается заведующей учреждением.

Форма перспективного плана педагога-психолога детского сада (ДОУ)
Примерный годовой план работы психолога

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Последние материалы

Похожие материалы

§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее — с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха. Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом восприятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного). Говоря о пространственном восприятии, имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауралъностъ слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. тшауральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Источники: http://www.maam.ru/maps/news/42506.html, http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/38-dokumentacziya-psixologa-v-detskom-sadu/597-rabota-psixologa-v-detskom-sadu-predvaritelnaya-rabota, http://pedlib.ru/Books/3/0273/3_0273-37.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Амоксиклав детям 12 лет

АМОКСИКЛАВ (AMOKSIKLAV ) Взрослым далее...

Коревая сыпь у детей

Фото кори у детей и взрослых Симптомы кори далее...

Детские книги для детей 4 5 лет

Читаем детям. Лучшие книги для далее...

Что должен делать ребенок в 1 год

Что должен уметь годовалый далее...

Желтые сопли у новорожденного ребенка

Лечение желтых соплей Большинство людей далее...

Мелкая сыпь между пальцами рук у ребенка

Между пальцев рук водянистые пузырики далее...

Iq тест для детей 9 лет играть

Логические задачи или далее...

Популярные статьи