Главная » Ребенок дошкольник

Умственное воспитание умственное развитие ребенка дошкольника

Умственное воспитание дошкольников

Опубликовано 13.03 | Автор: nata_li

Воспитание – это такой своеобразный процесс взаимодействия с ребёнком, в результате которого у ребёнка формируются определённые качества личности. В современном обществе очень часто речь заходит о всестороннем развитии и воспитании детей. Что же вкладывают в это понятие – всестороннее воспитание детей . А вкладывают в него разные направления воспитательной работы: нравственное воспитание (воспитание нравственных качеств личности); трудовое воспитание (воспитание трудолюбия); физическое воспитание (воспитание физических качеств и стремления вести здоровый образ жизни); умственное воспитание (воспитание любознательности и познавательного интереса); эстетическое воспитание (воспитание чувства вкуса, гармонии); патриотическое воспитание (воспитание уважительного отношения к Родине, родному дому, семье).

Современные родители на сегодняшний день очень много внимания уделяют умственному воспитанию своих детей. А умственное воспитание в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются все основы, фундамент умственной деятельности. Не стоит путать умственное воспитание с умственным развитием, хотя одно другому не мешает.

Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка). Об умственном развитии ребёнка судят по количеству и характеру знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), по способности к самостоятельному творческому познанию мира.

Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие ребёнка с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Именно в дошкольном детстве наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды, поэтому очень важно не упустить возможности для умственного развития. Особенно следует обратить внимание на умственное воспитание детей раннего возраста. Дети до двух лет живут очень насыщенной жизнью и у них осуществляется огромный объём познавательной деятельности. Мозг ребёнка в это время развивается стремительно быстро – к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Именно поэтому просто необходимо «питать» мозг ребёнка информацией, необходимой для полноценного развития. В младенчестве очень активно происходит развитие многих познавательных функций. Например, следует сделать большой акцент не только на сенсорное развитие, но и на развитие внимания в младенчестве. Дошкольный возраст просто идеален для умственного воспитания ребёнка и недостатки, допущенные в умственном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, очень трудно устранить в более старшем возрасте. Например, если ограничить игры ребёнка со строительным материалом, не давать ему в руки пластилин, то в дальнейшем возникнут трудности с пространственным мышлением и воображением, что в итоге отразится на трудностях при изучении геометрии, черчения, и даже, биологии и химии.

Основная особенность умственного развития дошкольника – преобладание образного мышления, т.е. ребёнок познаёт мир на конкретных наглядных примерах, действуя с конкретными предметами. Вы можете очень много рассказывать ребёнку, к примеру, про бабочку, но у него даже не сложится познавательного интереса к ней, пока Вы не покажете её хотя бы на картинке. А если Вы покажете её, да ещё обнаружите, как много видов бабочек бывает, а ещё пронаблюдаете на прогулке, как она машет крылышками или как садится на цветок и сравните, каких бабочек, желтых или белых вы увидели за прогулку, то познавательный интерес ребёнка возрастёт во много тысяч раз и станет довольно устойчивым.

В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

Для гармоничного умственного развития ребёнка первых лет жизни особую роль играет развитие ощущений, восприятия, мышления и речи, поэтому главными задачами умственного воспитания будут:

· Сенсорное воспитание (направлено на развитие органов чувств ребёнка и на развитие восприятия);

· Развитие мыслительной деятельности (направлено на овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);

· Воспитание любознательности и познавательных интересов (направлено на формирование мотивов деятельности и познавательных мотивов);

· Формирование системы элементарных знаний об окружающей жизни как условие умственного роста.

Далее мы рассмотрим эти задачи подробнее.

Пошаговое умственное развитие ребенка, как методика воспитания.

Умственное воспитание ребенка является для родителей одной из самых главных задач. Они должны позаботиться о всестороннем развитии своего ребенка, о том, чтобы он мог не только логически мыслить, но и рассуждать.

В результате изучения современных школьных предметов ребенок получает обязательные знания и учится решать многие задачи, с которыми ему приходится сталкиваться в социуме.

Суть умственного воспитания заключается в способствовании интеллектуальному развитию человека. В результате такого развития у человека появляется интерес к окружающему миру, он испытывает желание познать его еще лучше.

Знания, которые ребенок приобретает в школе, просто бесценны. Например, знание таких школьных предметов как физика или математика способствует развитию мышления, логики и более грамотному построению речи. Умственное воспитание также включает в себя улучшение памяти, развитие самостоятельности и силы воли.

Начинать обучение нужно задолго до того как придет время вести ребенка в школу. Еще с раннего возраста в ребенке необходимо развивать интерес к логическим играм. С ним обязательно нужно много разговаривать, и даже если его вопросы вас утомили, все равно нужно дать на них ответы. Ведь таким образом малыш учится мыслить и рассуждать логически. Благодаря умственному воспитанию, у ребенка появляется желание познавать новую информацию, читать книги. Также умственное воспитание способствует развитию качеств, которые имеют большое значение для человека не только в процессе обучения, но и в жизни.

Ребенок должен уметь правильно строить предложения и решать задачи, он обязан проявлять уважение к старшим, достойно вести себя в обществе и соблюдать семейные традиции. Духовно-нравственное развитие ребенка – одна из важных составляющих умственного воспитания.

Все изменения, касающиеся мыслительной деятельности малыша, должны происходить под влиянием воспитательного процесса. Ребенок дошкольного возраста достаточно быстро накапливает большое количество знаний. В этом возрасте у малыша формируется речь, он познает самые простые способы мышления. Умственное воспитание, которое было применено в дошкольном возрасте, сказывается на дальнейшем развитии ребенка и является основой, на которой будет базироваться дальнейший процесс обучения.

Этапы умственного развития ребёнка

На начальном этапе своего развития ребенок познает мир путем тактильных ощущений, далее он осваивает самый главный способ общения – речь. Наибольшее влияние на развитие умственных способностей ребенка оказывает именно социальная среда.

Сначала малыш получает новые знания в игровой форме, а затем путем освоения нового материала. Игра способствует развитию интереса к обучению. Когда ребенок становится немного старше, он продолжает познавать мир с помощью изучения школьного материала. Именно в результате воспитания и обучения можно наиболее эффективно развить умственные способности человека. Логическое и творческое мышление помогают человеку усваивать новую информацию.

Чтобы правильно организовать умственное развитие ребенка, нужно обладать знанием закономерностей и возможностей такого развития. Эти знания можно получить путем изучения психологии и педагогики, они нужны для максимального задействования потенциала ребенка. В процессе обучения ребенок ни в коем случае не должен перегружаться.

Человек нуждается в умственном развитии не только в детском возрасте, он должен развиваться на протяжении всей своей жизни. В мире есть много неизвестных вещей, благодаря которым человек может совершенствоваться.

4.2.1. Задачи умственного воспитания

Умственное воспитание детей рассматривается не только как овладение системой знаний и способностями к мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в процессе общения со взрослыми, так и в игровой и учебной деятельности.

Умственное воспитание детей осуществляется в процессе предметной, продуктивной деятельности, на занятиях в дошкольных учреждениях: при ознакомлении с окружающей действительностью, в процессе формирования математических представлений и понятий, а также в речевой деятельности.

Одной из основных задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода с наглядных форм мышления к абстрактно-логическим. На первом этапе работы необходимо максимально активизировать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Для развития наглядных форм мышления ребенка важна предметно-практическая деятельность.

Наглядно-действенное мышление возникает при решении интеллектуальной задачи посредством невербальных действий. С задачами такого типа ребенок сталкивается чаще всего в предметной и игровой деятельности.

Основной характеристикой наглядно-действенного мышления является то, что разрешение умственной задачи происходит в процессе предметно-практической деятельности. При решении практических задач происходит детское экспериментирование для нахождения верного решения.

В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. Наглядно-действенное мышление является основой формирования конкретных операций. Поэтому его развитие является одной из задач подготовки к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Ребенку предлагаются простые практические задания (мозаика, кубики, конструктор).

На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление рассматривается как способность решения умственной задачи в образном плане при сохранении наглядной ситуации. Способность к образному мышлению возникает в системе взаимодействия процессов познавательной деятельности: воображения, речи и разнообразных видов деятельности — игровой и продуктивной.

Источники: http://nashidetci.ru/umstvenoe-vospitanie-doshkolnikov/, http://happyvisit.ru/deti/umstvennoe-razvitie-rebenka.html, http://pedlib.ru/Books/2/0169/2_0169-52.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Как отличить ветрянку от аллергии у ребенка

Как отличить ветрянку от аллергии? О ветрянке многие далее...

Познавательные мультфильмы для детей 8 10 лет

Мультфильмы для детей далее...

Какой температуре давать лекарство ребенку

Когда ребёнку нельзя давать жаропонижающее Только далее...

Белое пятно на голове у ребенка

Белые пятна на далее...

Средства формирования экологической культуры ребенка

Игра как средство воспитания экологической культуры Актуальность далее...

Лечим зеленые сопли ребенка народными средствами

Лечим насморк народными средствами Насморк в домашних условиях с помощью далее...

Количество кормлений ребенка 6 месяцев

Рацион питания ребенка в 6 месяцев: далее...

Популярные статьи

x