Главная » Ребенок дошкольник

Здоровый образ жизни детей дошкольников

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Лисакова Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Science Time , Киркина Елена Николаевна, Лисакова Наталья Викторовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Киркина Елена Николаевна, Лисакова Наталья Викторовна Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Science Time. 2014. №10 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.09).

Киркина Елена Николаевна et al. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности Science Time (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.09).

Киркина Елена Николаевна Лисакова Наталья Викторовна (2014). Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Science Time URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Киркина Елена Николаевна, Лисакова Наталья Викторовна Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Science Time. 2014. №10 (10) С.190-207.

Киркина Елена Николаевна et al. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности Science Time (2014).

Киркина Елена Николаевна Лисакова Наталья Викторовна (2014). Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Science Time

«Здоровый образ жизни для детей дошкольников».

Воспитатель: Заричная Е. Н.

Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу жизни. Ведь гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым.

Поэтому именно в период дошкольного возраста и должно формироваться психическое и физическое здоровье малыша. На протяжении первых семи лет жизни, маленький человек должен пройти определенный путь развития, который потом никогда не повторится на протяжении всей последующей жизни. И именно он и должен заложить понятие про здоровый образ жизни для детей дошкольников.

Кроме того в этот период наиболее интенсивно происходит развитие органов, становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное отношение к себе и жизни и желание к саморазвитию и самосохранению.

Важно отметить, что работа в этом направлении должна осуществляться педагогами совместно с семьей. Так как именно семья играет важную роль в организации здорового образа жизни ребенка. Но нельзя забывать и о том, что мнение профессионального педагога также необходимо внимательно выслушивать и адекватно на него реагировать. Здесь важно понимать, что для полноценного развития ребенка нужны оба звена, поскольку каждое из них имеет свои функции и они не могут заменять друг друга.

Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребенка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм.

Ведение здорового образа жизни для ребенка должно стать самой важной жизненной привычкой впоследствии. В связи с этим, основная задача детского сада и семьи, используя разнообразные формы работы, формировать основы здорового образа жизни. Поэтому именно в семье и дошкольном учреждении у ребенка нужно сформировать и развить понятие ценности здоровья, побуждать самостоятельно и активно сохранять и приумножать его.

Также важно помнить, что педагоги и родители не должны задавить ребенка слишком большим количеством новой и пока еще неосознанной информации. А наоборот, дать возможность подумать, проанализировать, прислушаться к своему организму, научиться мыслить.

Здоровый образ жизни – это не только все знания, усвоенные за определенное время, а целый стиль жизни, адекватное поведение в разных жизненных ситуациях. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель тут – развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни. Например, навык мытья рук по приходу домой с улицы, перед и после похода в туалет, после ползанья по полу, перед едой и так далее.

При воспитании детей дошкольного возраста, очень важное значение имеет формирование у них культурно-гигиенических навыков, которые необходимо заранее хорошо спланировать, продумать и организовать.

Так с раннего детства нужно приучать ребенка к тому, что такие вещи, как расческа, постель, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными и никогда не должны передаваться, кому бы то ни было.
Важно также чтоб ребенок понимал, что соблюдение чистоты – это залог не только личного здоровья, но и здоровья окружающих людей. Именно поэтому важно переобуться после прихода с улицы в домашние тапочки. Эта мера убережет от вдыхания излишней пыли и ее осаждения в легких, что чревато болезнями.

В детском саду мы педагоги объясняем детям как необходимо следить за своим здоровьем, стараемся формировать навыков личной гигиены, рассказываем о том, что такое режим дня, зарядка по утрам, здоровая пища, вводим такое понятие как инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Для этого воспитатели используют такие способы решения поставленных задач как совместная деятельность, беседы, игры, прогулки (кстати, именно в этом возрасте нужно пояснить для чего человеку двигательная активность), закаливающие мероприятия, изобразительная деятельность, спортивные занятия, гигиенические процедуры, беседы, проведение праздников, чтение.

Такое обучение должно организовываться не только на занятиях, но и в различных ситуациях, подталкивающих детей на решение практических проблем. Конечно, главными помощниками в этом вопросе выступают родители. Они должны высказать свои пожелания, касающиеся питания, одежды и сна своих детей. Также родители должны дать согласие на проведение, каких либо закаливающих или медицинских процедур.

Но тут нужно иметь ввиду, что все усилия педагогов могут и пропасть, если не будут поддержаны родителями. Ведь всё же, мама и папа являются главным примером, образцом подражания для своих детей, а не воспитатели в детском саду. А потому только с помощью родителей становится возможным добиться по-настоящему хороших результатов в развитии и оздоровлении дошкольников.

Таким образом, и выходит, что семья и детский сад, каждый обладая своей особой функцией, дают ребенку полный социальный опыт и правильно представление о здоровье, его сохранении. Для этого используются различные формы взаимодействия – беседы, семинары, родительские собрания, консультации, совместные праздники, анкетирование, проведение дней открытых дверей, совместные игры.

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освящающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой стала одной из первых альтернативных программ, разработанной по заказу Министерства образования и науки РФ.

Статья публикуется по материалам электронного журнала «Молодой ученый», партнера Я – Родителя

Библиографическое описание: Щедрина О. Д. Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст] / О. Д. Щедрина, Г. А. Бирюкова // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1225-1226.

Основная задача по физическому развитию детей программы «Радуга» – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста. так как этот период характерен позитивной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания. Здоровье и развитие ребенка – одна из главных проблем семьи и детского сада. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма, отсюда – частые простуды, ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культуры человеческих отношений — детские неврозы.

Педагоги ДОУ создают необходимые условия для различных видов двигательной деятельности детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями. При организации физически активных занятий и подвижных игр педагоги обеспечивают индивидуальный подход к детям, формируют подгруппы детей на основе показателей их здоровья, внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятиях, в играх, самостоятельной деятельности, его реакцией на нагрузки, на новые задания. В процессе организации любого вида детской деятельности педагоги развивают навыки личной гигиены, объясняя их полезность и важность. Привлекая родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни организуют консультации, беседы, обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболевания детей (используются различные виды закаливания. дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, массаж).

Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребенка и уровнем физического развития. С целью охраны физического здоровья детей, их эмоционального благополучия педагоги с одной стороны поддерживают определенную размеренность детской жизни, используя стабильно ритуальные ее компоненты, а с другой – вносят элементы сюрприза и экспромта.

Особое внимание в ДОУ уделяется организации питания и закаливания. Закаливание проводится систематически во все времена года, через различные формы работы: хождение босиком, солнечно-воздушные ванны, сон, прогулки, местные и общие водные процедуры и прочие.

Выделяется время для свободной двигательной активности (на физкультурном занятии, на прогулке, в свободное время в групповом помещении). Особое внимание уделяется организации и проведению подвижных игр. Обязательное условие проведения подвижных игр – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его двигательных навыков, особенностей нервной системы, настроения ребенка на момент организации игры.

Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнять умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества каждого ребенка.

Немаловажное значение имеет подбор спортивного инвентаря, атрибутов для игр. Здесь учитываются интересы детей, их навыки обращения с тем или иным спортивным инвентарем, необходимость отработки умений детей и даже погодные условия. Задача педагога дошкольного учреждения сводится не только к оптимизации двигательной активности детей, но и к правильному подбору физических упражнений и подвижных игр. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, которая заключается в активизации малоподвижных детей и снижении нагрузки у гиперактивных ребят. улучшении психофизического развития ослабленных детей.

Большое внимание во всех группах уделяется формированию у детей правильной осанки. Начиная со средней группы – формированию у детей красоты, выразительности движений, творчества, самостоятельности, а с подготовительной к школе группы – развитию способностей к самоконтролю и самооценке.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье, средствах его укрепления стало возможным в результате проведения цикла занятий «Помощники, которые всегда с тобой».

Старшие дошкольники приобщились к нормам здорового образа жизни, получили ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним. Для формирования у детей навыков безопасного поведения, мы предостерегаем их от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Рассказываем о том, как следует заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, даем элементарные знания об инфекционных болезнях, их возбудителях, сообщаем доступные детям сведения о лекарствах и витаминах, о той пользе, которую они приносят, важности прививок.

Педагоги не только обучают детей на занятиях, но и обеспечивают взаимосвязь занятий с повседневной жизнью. Поэтому на всех занятиях использовали профилактические и оздоровительные мероприятия, дыхательные упражнения, точечный массаж, психокоррекционные упражнения, позволяющие расслабить организм и успокоить нервную систему.

Педагоги используют разнообразные формы организации двигательной активности детей, влияющие на координацию движений, развитие физических качеств, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата. Большое внимание уделяется психическому самочувствию ребенка. Поощряя положительные эмоции детей, выражая каждому из них свое участие, мы следим за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозируем нагрузку, избегая однообразия и монотонности детской деятельности. Особое внимание уделяем организации жизни детей в соответствии с гигиеническими нормами, сбалансированному режиму активности и отдыха.

Поскольку музыка несет в себе большой оздоровительно-профилактический потенциал, мы с детьми слушаем классическую музыку утром и после дневного сна. Использование различных методов, приемов и средств в оздоровительных целях, помогает формировать у детей важные двигательные умения, знания в области гигиены, элементарной медицины и физической культуры, а следовательно, способствует укреплению здоровья детей.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti, http://mirobr.ru/spec-soviet/metodist/444-l-r.html, http://www.ya-roditel.ru/professionals/help/vliyanie-pedagogicheskikh-usloviy-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkolnikov/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Стихи детей 2 4 лет

Новогодние стихи для детей про Рождество В день рождения Христа далее...

Формированию у детей положительной самооценки

7 правил формирования у ребенка положительной самооценки 20 далее...

Рацион кормящей мамы новорожденного

Список продуктов кормящей маме (что можно кушать, что кушать далее...

Формирование основ музыкальной культуры ребенка это

Статья по теме: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников В далее...

Танцевальные конкурсы для детей 10 лет

Танцевальные конкурсы всегда сопряжены далее...

Память и речь одаренного ребенка контрольная работа

Развитие и воспитание детей на третьем далее...

Низко голова ребенка боли

Низко расположена головка плода((( Katerina 3 сентября 2012, 11:34 Девочки, далее...

Популярные статьи