Главная » Творческий ребенок

Формы работы творческими детьми

Содержание и формы работы, по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях с использованием синтеза искусств

Цель работы - развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с использованием синтеза искусств.

Полученные данные исследования особенностей формирования творческих способностей дошкольников положены нами в основу методических рекомендаций по преодолению выявленных нарушений. Исходя из этого, задачи коррекционно-развивающего обучения можно обозначить следующим образом:

- активизация процесса воображения с помощью различного вида творческих заданий;

- развитие творческих комбинаторных навыков на основе формирования операциональных компонентов творческого воображения;

- формирование структурных психологических компонентов творческих способностей путем расширения запаса знаний и представлений об окружаю­щем; развитие эмоционально-чувственной сферы;

- формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к изоб­разительному искусству, музыке, художественному слову, умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства;

- активизация речевой деятельности, обеспечивающей процесс творческого воображения.

В соответствии с указанными задачами, программа поэтапного экспериментального обучения предусматривает постепенное нарастание сложности и объема заданий с учетом особенностей речевого дефекта, психического развития и индивидуальных особенностей обучаемых детей.

С учетом деятельностного подхода к развитию психических функций коррекционно-развивающая программа включает следующие направления работы: развитие творческого воображения в процессе конструирования (на основе метода наглядного моделирования); развитие воображения в ходе изобразительной деятельности; формирование творческих способностей детей в игровой деятельности, на основе драматизации, в ходе специальных игровых занятий и упражнений, стимулирующих творческую активность детей; повышение речевой активности детей в процессе занятий по развитию творческого воображения, обучение детей творческому рассказыванию.

Развитие творческого потенциала ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить творческое развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с использованием игровой и музыкально-эстетической деятельности. Как известно, музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя вол­шебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т С. Ко­марова, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, в своей деятельности мы базировались на принципе интеграции в подаче учебного материала. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы комплексных занятий с детьми.

На решение поставленных задач были ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда. Развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием принципа синтеза искусств предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников: «Волшебные приключения Кляксы», «Какими бывают облака?», «Осенние деревья. Чудесный сад. Самое грустное и самое веселое дерево в саду», «Осенняя сказка. Пейзаж по контрасту», «Осенняя сказка» (продолжение), «Волшебное дерево», «Сказочные птицы», «История на грядке», «Море», «Волшебные паруса», «Иван-царевич и его братья-соперники», «Что написано на камне?», «Ковер доброго и злого волшебника», «Волшебный замок» (продолжение), «Новогодняя елка», «Какая она, зима?», «Игра в снежки», «Артисты цирка. Самый веселый клоун мира», утренник «Фольклорный праздник».

Особое внимание нами было уделено интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности. В их основу положены методические разработки Т.С. Комаровой, Н.Ж. Кряжевой, Н.В. Корчаловской, С.К. Кожохиной, О.А. Куревиной. Также в работе мы использовали дидактические игры, направленные на обогащение творческого потенциала детей с ОНР средствами искусства: «Угадайка», «Знайка», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Музыкальная загадка», «Аудиозагадка», «Сложи сказку», «Радость и грусть», «Оживлялки», «Измени конец сказки», «Игры со словами», «Волшебный круг», «Придумай портрет», «Придумай пейзаж», «Подбери картинку к своему настроению», «Кто есть кто?», «Настроение рыбака», «Подставь лицо», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Природа и настроение», «Эмоции в сказках».

В работе с детьми дошкольного возраста, направленную на развитие творческих способностей, мы предлагали им следующие виды художе­ственной деятельности, сформулированные О.А. Куревиной:

• изобразительная (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);

• конструктивная (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);

• декоративная (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов);

• музыкальная (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);

• художественно-речевая (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем он рассказывает в своем произведении, как передает настроение героев, состояние природы).

Таким образом, нами была разработана и апробирована развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с с использованием принципа синтеза искусств, научно обоснованы и сформулированы эффективные условия и методы работы с дошкольниками в выбранном нами направлении. Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.

Источники: http://dohcolonoc.ru/cons/5084-soderzhanie-i-formy-raboty-po-razvitiyu-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вылечить сопли в носоглотке у ребенка

Причины появления и методы устранения далее...

Почему у ребенка часто болит голова

Постоянно болит голова, ребенку далее...

Учимся играя детей 6 лет

13.09 Просмотров: 341 просмотров Дети — ну очень любопытные создания. далее...

Стих про детей дошкольников

Новогодние стихи для детей 2017 Долгожданный Новый годМы встречаем далее...

Собираем пазлы детей 5 лет машинки

Игра Пазлы Машины Раздел: Игры Пазлы | Играли: 15962 Машина - далее...

Травы недержания мочи детей

Две столовые ложки далее...

Игры загадки для детей 10 лет играть

Загадки для детей 10 лет! Необычные, далее...

Популярные статьи