Главная » Творческий ребенок

Особенности воображения творческих детей подростков

Творческое воображение подростков

Подобные документы

Характерные особенности творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, сравнительный анализ уровня его развития у детей разных возрастных групп. Разработка занятий по развитию творческого воображения с учетом возрастной специфики.

курсовая работа, добавлен 29.04

Особенности создания тренинговой программы по развитию творческого мышления для детей младшего подросткового возраста. Сущность понятия творческое мышление . Основные условия формирования творческого мышления: исследовательское обучение, проблематизация.

дипломная работа, добавлен 14.10

Проблема развития творческого воображения у младших школьников при чтении сказок. Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения. Определение сформированности творческого воображения младшего школьника при чтении сказок.

дипломная работа, добавлен 26.06

Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Анализ и реализация комплекса эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников.

дипломная работа, добавлен 09.08

Изучение процессов развития воображения. Особенности развитие воображение в старшем дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения в рамках программы Л.А. Венгера Развитие . Методика развития воображения Л.Б. Фесюковой в работе со сказкой.

дипломная работа, добавлен 04.05

Проблема развития способностей у ребенка. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности. Понятие и виды творческого воображения.

курсовая работа, добавлен 11.07

Сущность воображения как психического процесса. Механизм творческого воображения. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 21.08.2002

Понятие и разновидности воображения, принципы и обоснование его формирования. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста, специфика и этапы организации его анализа. Организация эксперимента и анализ полученных результатов.

курсовая работа, добавлен 19.06

Общая характеристика воображения. Особенности изодеятельности детей и значение ее для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

курсовая работа, добавлен 15.02

Развитие творческого воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и форм воображения. Экспериментальная работа по диагностике развития творческого воображения дошкольников.

курсовая работа, добавлен 15.10

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Сущностная характеристика театрализованной деятельности дошкольников. Психолого-педагогические условия и методы развития творческого воображения в театрализованной деятельности.

курсовая работа, добавлен 19.02

Сущность понятия воображение в психолого-педагогической науке. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 18.06

Формы воображения: грезы, дремотные состояния, сновидения, галлюцинации, мечты. Педагогические условия развития творческого воображения старших дошкольников. Рисование восковыми мелками или свечой. Способы изображения дома для несуществующего животного.

курсовая работа, добавлен 19.12

Сущность понятия творческого воображения в современной психологии и закономерности его развития. Индивидуально-личностные особенности младших школьников; исследование уровня их творческих способностей. Виды и структура активного и пассивного воображения.

курсовая работа, добавлен 31.10

Теоретические аспекты проблемы развития детского изобразительного творчества. Особенности воображения детей дошкольного возраста с нормой развития и с общим недоразвитием речи. Выбор нетрадиционных техник изображения для развития творческого воображения.

курсовая работа, добавлен 08.04

Сущность воображения и особенности творческого воображения у младших школьников. Роль темы, содержания сочинения, его воспитательная сила. Разработка и описание технологии работы над сочинением как способ развития творческого воображения школьников.

курсовая работа, добавлен 10.10

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников. Совершенствование творческих способностей с помощью применения методики обучения детей декоративному рисованию с использованием дидактических игр и упражнений.

курсовая работа, добавлен 16.02

Сущность проблем развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий. Описание видов воображения: активное, продуктивное. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников на уроке музыки.

дипломная работа, добавлен 31.05

Изучение влияния развивающих игр и упражнений на формирование творческого воображения учащихся четвертых классов. Исследование экспериментальной работы по определению эффективности развития творческого воображения младших школьников средствами музыки.

дипломная работа, добавлен 07.05

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы.

дипломная работа, добавлен 26.01

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция: каждый подросток может сам отрефлексировать, какая из функций является для него наиболее значимой.

Рассмотрим особенности развития обсуждаемых функций.

Внимание.

Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя - долгая, долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе внимания в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты его жизни. В то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Он сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами и находится в состоянии полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося упадком сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.

Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.

Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов в достижениях возможностей и в потерях.

Память.

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память -она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.

Воображение.

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Для подростка социальный мир, в котором он живет, существует априори. Это природно-предметно-социальная реальность, в которой он еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир. И действительно, городской подросток мало что может преобразовать в природе, в предметном мире в социальных отношениях. Именно поэтому, очевидно, его «преобразования» выражаются в крушении предметов, в акциях подросткового вандализма в природе и в городе, в необузданном озорстве и хулиганских выходках в общественных местах. При этом он застенчив, неловок, не уверен в себе.

Совсем другое дело - сфера воображения. Реальность воображаемого мира субъективна - это только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Мир воображения - особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности. Свободное построение сюжетной линии и свободный выбор желаемого места, где развертываются события воображаемой жизни, позволяют не только планировать и проживать замыслы, повторяя их снова и снова, перестраивая сюжеты и чувства по своему хотению, но и дают возможность пережить напряжение действительных социальных отношений и испытать чувство релаксации.

Воображение подростков может оказывать таким образом влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

Если подросток лишен своего внутреннего воображаемого мира, некоторые психологи и психиатры применяют своеобразный метод: имеющие проблемы отроки знакомятся с персонажами фантастических книг или кино и учатся идентифицировать себя с ними. Принимая условия работы, подросток в своем воображении научается входить в образ выбранного героя и начинает отчетливо чувствовать, что воображаемый мир тоже реален. Психолог сопровождает подростка в его внутреннем воображаемом пространстве.

В отдельных случаях подростки, вкусившие удовольствие свободного полета воображения, могут попасть в западню реальности. Здесь съезжание к стереотипному воспроизведению наработанных образов, знаковых шаблонов, сюжетов; закостенение самих образов и сюжетов, превращение их в стимулы, рефлекторно вызывающие эмоции; стремление закрыться от внешнего мира. Собственно, здесь может таиться психологическая основа подросткового аутизма - погружения в мир воображаемых переживаний с ослаблением контакта с действительностью, ухода от реальности, отсутствия стремления к общению с людьми - взрослыми и сверстниками. Отчуждение подростка от людей в пользу воображаемого мира снижает и познавательную деятельность.

В то же время, по мере того как мышление подростка формируется и крепнет, может возникнуть антагонизм между мышлением и воображением. Кроме того, среди подростков, как и среди детей, есть сухие реалисты, которые игнорируют не только жизнь в воображении, но и само воображение, считая это некой психологической слабостью.

Таким образом, воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства, лишить подростка полета фантазии и творчества.

Источник: Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество

Особенности воображения и творчества тревожных детей

По результатам исследования видно, что 4 ребенка отнесены к креативам художественного типа ( С ): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (изображаемые предметы персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности).

5 детей отнесены к креативам художественного типа ( М ): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла).

4 ребенка отнесены к типу мыслителя , для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице — А и 3 ).

2 ребенка отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице — К ).

Таким образом, по результатам исследования видно, что у детей экспериментальной группы воображение и творчество развито если не на высоком уровне, то у большинства оно достигает средних результатов.

Также в творчестве детей можно обнаружить такие показатели, как появление сюжетной линии в рисунке, метафоры, художественный вымысел, абстрактно-логическое мышление, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии творческого подхода к заданию, а также хорошего воображения.

Отсюда можно сделать вывод, что у тревожных детей, очень хорошо развито воображение, и оно находит место в их творчестве. Что полностью подтверждает нашу гипотезу.

Каждому ребенку присущи какие-то страхи, однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени определенная точка зрения на причины возникновения тревожности еще не выработана, но большинство ученых считают: в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Тревожность как психическое свойство имеет яркую возрастную специфику. Для каждого возраста характерны области действительности, которые вызывают тревогу у детей. Среди общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста это внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные конфликты, соматические нарушения.

Воображение — это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм, может приводить к патологическим застойным переживаниям.

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов знакомства с ребенком.

Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных пятен или, напротив — слишком прозрачны и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза.

Данные характеристики были замечены в ходе исследования детей, что подтверждает мою гипотезу.

психологический воображение тревожный

Список использованной литературы

1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности. — СПб. Питер, 2001. — 247с.

2. Аракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник М У. сер. Психология, 1998. — #8470; 1. с. 18& 21

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М. 1997. — 428 с.

4. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Дошкольное воспитание , 2000. — #8470; 5. — С. 5& 8

5. Захаров А. И. Неврозы у детей. — СПб. 1996. — 512 с.

6. Изард К. Э. Психология эмоций. — Спб. Питер, 2009. — 464с.

7. Колпакова М. Корни тревоги // Московский психотер. Журнал, 2003. -#8470; 3. -С. 74& 85

8. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — М. 2002. — 271с.

9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. -208 с.

10. Кудрявцева Н. Тревога как социальная болезнь // Химия и жизнь. — 2004. — #8470; 11. — С. 10& 14.

11. Левитов Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1996. — #8470; 1. — С. 12& 19.

12. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование , 1998 г. — #8470; 2. — с. 5& 8

13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М. Академия, 2002. — 456 с.

14. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. Гладкова А. Г. — М. — 2001. — 412 с.

15. Немов Р. С. Психология. Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно — психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. — М. Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

16. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. — М. 1996. — 294 с.

17. Овчарова Р. В Практическая психология в начальной школе.- М. ТЦ Сфера , 1996.- 240 с.

18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Дом БАХРАХ , 1998. — 672с.

19. Прихожан А. М. Причины. профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998, #8470; 2. — с. 11& 15

20. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. 2000. — 314с.

21. Радугин А. А. Психология и педагогика. — М. 2003. — 264 с.

22. Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание , 1996 г. — #8470; 4. — с. 7& 15

23. Современный психологический словарь/ под. Ред. Б. Г. Мещерякова. В. П. Зинченко. — СПб. 2008. — 490 с.

Заказать оригинальную работу

Бесплатная оценка стоимости работы в течении 30 минут.
(график работы call-центра: 9:00#150;24:00 по МСК)

Похожие работы

Источники: http://allbest.ru/k-2c0a65625b3ad68b5d53a89521306d27.html, http://www.vashpsixolog.ru/teenager/39-mental-development/73-the-development-of-attention-memory-imagination-teenager, http://westud.ru/work/255584/Osobennosti-voobrazheniya-i-tvorchestva

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Кормление грудью количество потребляемого молока ребенком видео

Оценка кормления и необходимое количество молока Как уже далее...

Как успокоить зубную боль у ребенка

Средства для облегчения зубной боли далее...

Матрас для ребенка 4 лет

Матрасы для детей далее...

Творческая мастерская для детей красная поляна

Афиша Лобни: чем заняться в выходные 26-27 далее...

Дид игры детей 3 лет

Я работаю в группе с детьми, далее...

Цистит при кормлении ребенка

Main menu Чем и как далее...

Кормление ребенка грудью во время беременности

Обсуждения Раз уж я думаю о далее...

Популярные статьи