Главная » Творческий ребенок

Раскрывает творческие способности ребенка

Творческие способности можно развить у любого ребенка

Принято считать, что показателем эффективности обучения служит результат. Но в Детской художественной школе №1 «Галатея» г. Казани сформировалась несколько иная позиция. Здесь делают ставку не на результат, а на содержание процесса работы. как считают педагоги, главное – развитие духовной сферы личности. Вот уже более 20 лет школа успешно реализовывает авторскую программу основателя школы Эдуарда Сафиуллина «Самое главное глазами не увидишь».

О том, как проходят занятия по обучению художественному творчеству через духовное развитие, журналу «Магариф» рассказала директор школы Раиля Мугинова.

– Раиля Наилевна, в чем особенность преподавания в вашей школе?
– От других школ мы отличаемся, наверное, тем, что наша школа ориентирована на развитие творческой личности. Мы даем возможность детям больше фантазировать, раскрыть душевные качества, чтобы они учились добру и позитивному мышлению через композицию, содержание и смысл, которые вкладываем в работы.

– То есть каждый урок сопровождается неким смысловым подтекстом?
– Да. Уроки у нас интегрированы, то есть этика, история, композиция, рисунок, живопись, музыкальная культура – все эти предметы взаимосвязаны. Каж­дую новую тему мы изучаем через главную идею, согласно нашим новым законам и стандартам в образовании. В наших работах много философского контекста.

– Мне кажется, что у вас и формы работы многообразны. Какие техники вы применяете?
– Действительно, мы выполняем работы разного стиля, даем много различной техники, такие как бумагопластика, гобелен, батик, компьютерная графика и многое другое, потому что детей нужно удивлять, заинтересовать, а не просто дать им классический урок: вот поставил предмет и рисуй. Дети должны уметь использовать свои навыки и знания в разных техниках, вносить инновационные элементы со вкусом, детально, чтобы они сами могли проявиться и удивить других. Ведь не все дети одинаковые: кто-то силен в графике, кто-то в живописи, в истории живописи, то есть мы стараемся раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

– Детям и подросткам важно признание и чувство уважения по отношению к их труду. Какие методы используете вы?
– Мы выставляем их работы на различных семинарах и конкурсах. Но все же больше сил у нас уходит на сам процесс обучения. В рейтингах и показателях по конкурсам, олимпиадам, возможно, мы и не самые первые, так как мы заняты обучением. Нам важно состояние души ребенка и формирование его как личности. Мы делаем ставку на это.

– А программу вы разрабатываете сами?
– Да, это апробированные авторские программы, которые реализуются более 20 лет и дают свои результаты. Их создали основатели нашей школы Любовь Вадимовна и Эдуард Ильдарович Сафиуллины. Сейчас мы корректируем их под новые стандарты образования.
Авторская программа I ступени (для детей от 7 до 12 лет) называется «Семена души». Она направлена на воспитание нравственных качеств через сказки и притчи народов мира. Программы II ступени (для детей от 12 до 17 лет) «Самого главного глазами не увидишь» ориентированы на воспитание нравственных ценностей через произведения А.Экзюпери «Маленький принц», Р.Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», К.Льюиса «Хроники Нарнии», П.Коэльо «Алхимик» и др.

– Как Вы считаете, творческие способности можно развить у любого ребенка?
– У любого, совершенно! Человек рождается с определенными возможностями. Дети приходят к нам с такими открытыми и сверкающими глазами! Они все умеют рисовать. Просто пока не знают, как правильно выполнить работу, преподнести свои идеи. Наша задача – научить их этому.

– Бывают дети со своим видением, которые принципиально не хотят воспринимать традиционные формы…
– Да, есть такие дети. Мы их поддерживаем и даже не переучиваем, просто подсказываем, как лучше проявиться. Пусть они развиваются в своем направлении. Такие дети, как правило, бывают наоборот более талантливыми. Потому что они уже имеют свое видение, они уже пришли с этим. Иногда мы учимся у них чему-то сами.

– А все-таки, какие ошибки, подавляющие способности детей, совершают учителя и родители?
– Это слова или действия, которые рождают неуверенность в ребенке. Если ребенку говорить, как он неправильно или некрасиво сделал, это убивает в нем все творческое начало. Ребенка нужно мотивировать, поддерживать.

– Часто, когда ребенок что-то рисует, родители или учителя начинают исправлять их, мол, не так сделал.
– Вот поэтому в таких случаях мы спрашиваем у ребенка, что он нарисовал. Каждый видит мир по-своему, нельзя сказать, что мы видим мир правильно.
Я все время удивлялась, почему дети рисуют деревья в виде морковок. А когда сама опустилась до уровня ребенка вниз и посмотрела на деревья, они, действительно, показались мне как морковки. Малыши рисуют людей с длинными ногами, потому что видят их только на таком уровне.
Более того, каждый рисунок несет в себе определенную информацию. Иног­да дети приносят нам рисунки, вроде ничего в этом такого нет. Но, присмотревшись, можно понять: если линия более четкая и уверенная, значит, у него есть начало, и ребенок живет в любящей
семье. Если линии какие-то неуверенные, нам становится ясно, что ребенок где-то защемлен, его недооценивают сами же родители. То есть мы видим по рисункам, как живет ребенок в семье.

– В общеобразовательных школах урокам искусства выделяется небольшое количество часов. Как Вы думаете, нужны ли всем уроки искусства?
– В младших классах обязательно нужны уроки рисования, потому что это некая терапия, особенно при нынешней загруженности в школах.
Плохо, что сейчас в старших классах отсутствует урок черчения. Черчение хорошо помогает развить и тренировать пространственное мышление. Сейчас у детей этого нет. Они иногда приходят к нам и даже не знают, что такое двухмерное пространство – две плоскости.
В этом мы проигрываем.

– Как часто встречаются семьи, в которых дети творческие, а родители – нет?
– Достаточно часто. Творческих детей иногда очень сложно понять вообще. Полностью. Они бывают неорганизованными, постоянно о чем-то думают, у них другое пространственное мышление, много мыслей в голове, которые тяжело собрать. Творческие люди – это люди полета (могут прийти в разных носках, не взять с собой бумагу на занятие и др.), которые должны быть всегда под контролем.

– Родители это понимают?
– Да, конечно! Мы просим родите­лей, они понимают и помогают нам. Мы должны вести совместную работу, чтобы не дать погибнуть росткам таланта детей и раскрыть тот огромный потенциал, который в них заложен.

Беседовала Эльза Набиуллина.

Развитие творческих способностей у детей

Тяга к самовыражению начинает проявляться у детей с 1,5 лет и достигает своего пика к 4-5 годам. Малыши активно фантазируют, раскрывают свой потенциал в рисовании, танце, лепке, конструировании. При этом, в отличие от взрослых, они получают удовольствие от самого процесса творчества, а не от его результата. Если простимулировать творческие способности ребенка на этом этапе, то можно рассчитывать на то, что из него вырастет человек, не лишенный чувства прекрасного. Весь вопрос в том, как это сделать?

Занятия для дошкольников

Первыми у малыша начинают проявляться способности к рисованию. Психологи советуют в качестве стартового орудия живописи использовать карандаши или фломастеры. Выводя кривые линии, ребенок сначала познает, что такое форма, и только со временем начинает воспринимать цвета.

В 3 года можно предложить крохе краски. Объясните ему, как пользоваться кисточкой. Покажите, что путем смешивания основных цветов можно получать совершенно новые оттенки. Предлагайте малышу для работы различные материалы: альбомную бумагу, ватман, ткани, плоские камешки.

От красок переходите к объемным композициям. Начинайте лепить из пластилина, создавайте аппликации из кусочков цветной бумаги и природных материалов. На прогулках собирайте вместе с ребенком:

  • тонкие веточки,
  • листья,
  • мелкие камешки,
  • каштаны, желуди и ягоды рябины.

Все это пригодится вам для создания аппликаций.

С 3 лет важное значение также приобретает музыкальное и танцевальное творчество. Благодаря прослушиванию музыкальных произведений и движениям в такт мелодии, у ребенка развивается зрительно-слуховая и пространственная координация. Для прослушивания музыки нужно отводить специальное время — желательно в первой половине дня.

В эмоциональном плане позитивно на дошколят влияют классические произведения. Предложите малышу ознакомиться с творчеством Моцарта, Чайковского, Баха. По мнению психологов, музыка именно этих композиторов как нельзя лучше подходит для детского восприятия. Многие магазины сегодня предлагают аудиозаписи в специальных детских аранжировках. В этот же период можно начинать разучивать с ребенком популярные детские песенки.

В 4 года на первый план выходит воображение. Чтобы подстегнуть фантазию крохи, предлагайте ему все более сложные задания. Например, сконструируйте вместе с ним карнавальный костюм из гофрированной бумаги. Или предложите ему создать что-нибудь оригинальное из бросовых материалов:

  • фантиков из-под конфет,
  • пенопласта,
  • одноразовых стаканчиков.

Дома и на прогулке обсуждайте с ребенком все, что видите вокруг. Играйте в ассоциации, сочиняйте с ним сказки или рассказы. Все это поможет развить не только творческие, но и интеллектуальные способности вашего малыша.

Условия гармоничного творческого развития

Полностью раскрыть творческий потенциал ребенка можно только при соблюдении ряда условий. Первое из них — поддержка и доброжелательность. Избегайте негативных комментариев относительно фантазии малыша и не давайте ему советы в стиле как лучше . Помните, что высокая самооценка будет благоприятствовать развитию его способностей. Поощряя творческие порывы ребенка, вы придадите ему уверенности в своих силах и позволите чувствовать себя интересным человеком.

Второй важный фактор — питание. Не секрет, что способности малыша связаны с работой его центральной нервной системы. А состояние мозговых клеток напрямую зависит от правильности рациона. Поэтому с первых дней жизни детский организм должен быть обеспечен достаточными количествами всех необходимых нутриентов.

Едва ли не самыми важными витаминами для умственного развития ребенка признаны жирные кислоты омега-3. В грудничковом возрасте малыш должен получать их с молоком матери. Согласно рекомендации ВОЗ, ежедневно кормящей женщине необходимо потреблять не менее 200 мг омега-3. Получить такое количество витамина из обычных продуктов довольно затруднительно, поэтому восполнять дефицит следует при помощи пищевых добавок.

В числе наиболее востребованных препаратов — АлвоГений. В его состав входит основной компонент омега-3 — докозагексаеновая кислота (DHA). которая стимулирует развитие нервной системы малыша. В одной капсуле Алвогения содержится дневная норма ДКА. После перехода на обычное питание кислоты омега-3 рекомендуется вводить в ежедневный рацион ребенка.

Последнее условие занятий с малышом — это гармоничное развитие всех его способностей. Пытаясь раскрыть творческие таланты крохи, не нужно забывать о его физических и интеллектуальных данных. Излишнее акцентирование на чем-то одном может снизить общий потенциал ребенка.

Раскрыть творческие способности московские школьники могут в Детском телецентре

Как определить склонности школьника?

Где попробовать свои силы и как определиться с будущей профессией? Дополнительное образование столицы открывает перед ребятами уникальные возможности, в частности, в Детском телевизионном учебном центре московские школьники могут научиться телевизионном делу, журналистскому мастерству и реализовать свои творческие способности.

В Детском телецентре несколько направлений творческой и учебной деятельности, многие из них связаны с телевидением. Исходя из этой специфики, Телецентр оснащен съемочными павильонами, съемочной и монтажной аппаратурой, тон-студией, компьютерными классами – все тем, что необходимо для обучения ребят телевизионному делу. Педагоги учат ребят самостоятельно создавать информационные сюжеты, передачи, мультфильмы, клипы и телеспектакли.

Среди основных направлений дополнительного образования, которое ребята могут получить в стенах Детского телецентра, журналистика и телевизионное творчество; техническое творчество и компьютерные технологии; музыкальное, театральное и художественное творчество; хореография.

Какие же знания получат школьники, придя в одну из творческих мастерских? Итак.

Если вы выбираете для своего ребенка направление Журналистика и телевизионное творчество , то тут ребят учат основам журналистского мастерства, основам киноисскуства и кинопроизводства, операторскому искусству, режиссуре, фотомастерству, основам видеомонтажа. Формат работы – теория с включением в интерактивную деятельность! По итогам учебы на руках у ребят остается творческое досье из телесюжетов, фотографий, сценариев, творческих проектов. Что, кстати, учитывается при поступлении на факультет журналистики.

Если ребенку интересны основы работы на компьютере, мастерство обработки фотографий, работа в графических программах, основы звукотехники, компьютерная анимация, то записывайте его в одну из студий направления Техническое творчество и компьютерные технологии . Ребята в процессе обучения научатся свободно владеть базовыми компьютерными программами, фотографировать, владеть работой в программах Photoshop и Illustrator, работать в тон-студии, записывать музыкальные композиции, клипы и передачи, придумывать и создавать компьютерную анимацию.

Для тех, кто имеет музыкальные склонности, есть студии Музыкального творчества , где учат хоровому пению, сольфеджио, музыкальной грамоте, жанрам русского фольклора, навыкам вокального и танцевального мастерства, умению держаться на сцене, навыкам игры на старинных русских народных инструментах. Все студии развивают музыкальные способности и творческие навыки!

Если ребенок артист во всех смыслах, отведите его в студии Театрального творчества и хореографии . Тут научат основам драматического актерского мастерства, проведут голосо-речевые тренинги на развитие дикции, тренинги по диапазону и силе голоса, дыхательные тренировки, постановочные бои разных исторических периодов, научат танцам народов мира и эстрадным танцы, искусству дефиле и созданию модных коллекций. Ребята смогут поучаствовать с театрализованных представлениях и реконструировать костюмированные турниры!

Если ребенок любит мастерить что-то своими руками, то отведите его в студии Художественного творчества . И он разовьет навык по изготовлению игрушек своими руками, ознакомится с техниками декоративно-прикладного творчества, оформления жилого пространства, обучится пластилиновой анимации и основам ландшафтного дизайна, а также дизайна одежды, флористике, техники рисования и лепки мультипликационных героев с элементами графического дизайна. Ребята смогут своими руками создать игрушку, оживить мультипликационный персонаж, освоят оригами и смогут украсить свою комнату к любому празднику.

Занятия для дошкольников помогут развить высшие психические функции, коммуникабельность, освоить азы классического и эстрадного танца, развить логическое мышление, математические навыки и грамотно строить речь. Самые маленькие ребята будут в игровой форме познавать окружающий мир, искусство, учиться навыкам общения, создавать проекты своими руками.

Работы ребят не раз становились лауреатами городских и международных конкурсов и фестивалей. Телевизионные программы юных журналистов можно увидеть на интернет-телеканале Московский образовательный .

Справка: Детский телевизионный учебный центр входит в структуру ГАОУ ДПО Московский центр технологической модернизации образования . Работает в образовательном пространстве Москвы с 1995 года. В Телецентре работают только квалифицированные педагоги, регулярно проходящие аттестацию и медицинские осмотры. Все учебные программы разработаны в соответствии с требованиями Департамента образования города Москвы и психолого-педагогическими особенностями детей разного возраста. Кабинеты для занятий оснащены специальной мебелью, оборудованием, методическими и наглядными пособиями. Помещения для изучения телевизионного мастерства оборудованы необходимой техникой. Концертные коллективы имеют большие костюмерные с коллекциями фольклорных, театральных, авторских костюмов. В помещениях для малышей оборудованы игровые зоны.

Источники: http://magarif-uku.ru/tvorcheskie-sposobnosti-mozhno-razvit/, http://www.alvogenius.ru/razvitie-mozga-u-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-detej, http://roditel.educom.ru/press-tsentr/novosti/134-raskryt-tvorcheskie-sposobnosti-moskovskie-shkolniki-mogut-v-detskom-teletsentre.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

У ребенка болит бок с правой стороны

Боли в левом боку далее...

Сыпь на ногах и животе у ребенка

Что делать, если у ребенка появилась сыпь далее...

Сбор мочи на сахар у детей

Виды анализов на сахар Анализ на сахар далее...

Новорожденный ребенок домашние животные

10 сентября, 10:30 Когда в далее...

Игра рисование детей 2 3 лет

Рисование для детей далее...

Какая температура купании младенца

При какой температуре купать новорожденного далее...

Виды работы одаренными детьми

Понятие одаренности. Виды одаренности детей Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый далее...

Популярные статьи