Главная » Творческий ребенок

Развитие творческих способностей детей процессе рисования

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…

Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.

Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;
  • развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
  • побуждать ребенка экспериментировать;
  • поощрять и поддерживать творческие находки;
  • обогащать и расширять художественный опыт детей.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:
  • Рисование пальчиком;
  • Рисование ладошкой;
  • Оттиск печатками из картофеля;
  • Поролоновые рисунки;
  • Рисование крупой;
  • Рисование солью;
  • Рисование бумагой;
  • Рисование ватными палочками;
  • Рисование пластиковыми бутылками и пробками;
  • Рисование стеклянными шариками.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует удовлетворению притязаний на признание . Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?

Литература
  1. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений» ТЦ Сфера,2007-144 с.
  2. Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
  3. Р. Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»
  4. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.:КАРО, 2008. – 96с.
  5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. 2010
  6. Т. С. Акуненок «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 – №18
  7. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72 с.
  8. Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду – М. 2007г.
  9. Терещук М. Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет, журнал Воспитатель ДОУ 2010 №8

Консультации для воспитателей

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Автор: Желнова Алла Владимировна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад N 141 г. Тверь.

Н.П Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой стороны помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. То есть надо использовать в совместной продуктивной деятельности разные техники рисования: традиционную( карандаши, краски) и нетрадиционные техники рисования.
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удовольствием на протяжении целого дня, но все равно не могут отойти от штампов (однообразие), в рисунках используется бедное цветовое решение. В связи с этим, я решила использовать не традиционные методики рисования.
Всё необычное привлекает детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту.
Дети начинают задавать вопросы педагогу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый или образец!
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, т.к. педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развития воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования не обходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить условные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами и фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей, поролон, полиэтиленовый пакет, различные штампы и т.п. дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаг, в том числе методом набрызга, техникой монотипия. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцем, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, крышек) и природного материала (листьев) и т.п.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, и снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда нарушать правила использования некоторых материалов (а вот пальчиком да в краску!).
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются одним из способов позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие.
Владея разными навыками и способами изображения, ребенок получает право выбора, что, в свою очередь обеспечивает занятию творческий характер. Важно, что данный вид деятельности позволяет расширить знания детей, полученные на занятиях по умственному воспитанию, нравственному, трудовому воспитанию др.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Учитывая значимость данного вида работы необходимо организовать условия для самостоятельного творчества: доступность материалов:

  1. В уголке для рисования есть папки с репродукциям художников, предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
  2. Образцы рисунков, выполненные с помощью нетрадиционных техник;
  3. Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски, и инструменты для рисования (разные кисти), различные по толщине нити, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, вата, салфетки и т.д.
  4. Аудиозаписи с музыкой, которую можно использовать в совместной деятельности с детьми.

Уважаемые коллеги! Это только начало длинного, огромного, трудоемкого пути, который называется воспитание творческой личности. Единственное напутствие – ЛЮБИТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ, ТВОРИТЕ!

«Педагогический советник»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Моя педагогическая деятельность основывается на дополнительной общеразвивающей образовательной программе Волшебный мир природы , которая разработана на основе программы Копцевой Т. А. Природа и художник и методического пособия Р.Г. Казаковой Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий .

Хочу отметить, что изобразительная деятельность способствует приобщению воспитанников к миру искусства, развивает природные задатки, творческий потенциал, эстетическое отношение к миру природы.

При планировании творческих заданий, учитываю все образовательные области, так как все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.

Я уделяю большое внимание развитию творческих способностей дошкольников в процессе использования нетрадиционных приемов рисования. Рисование в нетрадиционной технике развивает у детей интерес к творчеству и, как правило, упражняет детский ум, приучает ребенка думать, отвечать на вопросы, ставить перед собой вопросы, смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помогает увидеть многообразие предметов. У ребенка развивается логическое мышление, творческое воображение, память.

Знакомлю ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования: кляксография , монотипия , веденика , набрызг , пальчиковая живопись, отпечаток ладонью, рисование по – сырому и др.

Начинаю знакомить с нетрадиционной техникой в младших группах. Рисуем пальчиком Листики на дереве , черные точки на спинке у божьей коровки, Украшаем платочки , Вазу для мамы , рисуем ладошкой Рыбку , Цветы для мамы . Рисуем по – сырому Облака , Водичку для рыбок в аквариуме и др. Знакомимся с тушью: Волшебный цветок в технике кляксография .

В средней группе продолжаем эту работу. Печатаем ладошкой Рыбку и дорисовываем её. Продолжаем знакомство с тушью Ожившая клякса , Превращение кляксы в бабочку . Рисуем тычком , передавая фактуру предмета – мягкость, пушистость. Например, Снеговик , Солнечный одуванчик , Зайчик и др. Формирую у детей умение сочетать в рисунке восковые мелки и акварель на таких занятиях, как Медуза или морская звезда , Коврик из цветов и др.

Вначале ставлю перед детьми задачу. Мы вместе думаем, как с ней справиться. Например, Зайка принес платочки и попросил детей ему помочь. Он принес с собой краски, но кисточки потерял в лесу. Как же мы будем помогать, чем будем рисовать? Дети предложили сходить в магазин, купить кисточки, но нет денег и времени. Тогда хотели взять карандаши, ручки, фломастеры, мелки, но зайка хотел, чтобы салфетки были украшены только красками. Мирослава предложила рисовать пальцами. Я поддержала этот вариант. А ведь и правда, кисточек нет, зато есть пальцы. И здесь у нас родился целый ритуал. Мы превратили палец в кисточку, и он начал рисовать как она. Искупался в воде, набрал краску В итоге получились очень нарядные салфетки. Эта работа принесла огромное удовольствие. А как был рад Зайка!

Главная задача в работе с детьми этого возраста, обучить технике, помочь сделать первые шаги в мире искусства. Важно разбудить мышление, фантазию, воображение, его познавательную активность. На этом этапе знакомлю детей с техникой. Например, кляксография . Провожу дидактическую игру Кто больше увидит? , Кто в кляксе живет? . Одно и то же изображение рассматриваем со всех сторон. В игре важно, чтобы дети фантазировали и умели находить, как можно больше решений, не останавливались на одном.

В группах старшего возраста проходим следующую ступень. Идет работа по усовершенствованию образа. Дети делают изображение в технике кляксография , монотипия , веденика и дорисовывают его фломастерами, карандашами, мелками, красками по своему выбору. Здесь может получиться какой – то предмет, фантастическое существо или даже целый сюжет.

Следующий этап – использование дух или более цветов. Идет работа по цветоведению, на развитие техники и развитие фантазии, воображения, речи. Например, капнули красной краской и желтой. Краски смешались. Что получилось? Обсуждаем изображение. Это существо доброе или злое? Почему? Оно реальное или фантастическое? Как называется? Где живет? С кем дружит? Кого любит? Как передвигается? И другие вопросы.

Это сложная умственно – речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью способствует интеллектуальному развитию.

Продолжаем рисовать в смешанной технике: карандаши и фломастеры, уголь и гуашь, пальцевая живопись, по – мокрому фону и др.

Использую музыку, она способствует развитию воображения. Например, на занятии Цветы предлагаю детям послушать музыку Вальс цветов П.И. Чайковского, с закрытыми глазами и представить о чем она, рассказать о том, кто что представил. Постараться описать так, чтобы получилась картина и другие дети могли ее увидеть. Можно выразить свои чувства в движении. Происходит взаимосвязь двух видов искусства музыки и живописи. Дети приходят к выводу, что картину можно нарисовать не только красками, но и словами, музыкой, движением. Это обогащает детей эстетическими впечатлениями, вызывает ассоциативное мышление, развивает, фантазию, воображение. Помогает им чувствовать себя свободно, непринужденно. В итоге каждый ребенок находит собственное решение поставленной перед ним задачи.

1. Копцева Т. А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. ООО ТЦ Сфера , М. 2006.

2. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие, Педагогическое общество России, М. 2005.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, ООО ТЦ Сфера , 2004.

Шарикова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования (ИЗО ), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №45 Росинка , Белгородская область, г.Старый Оскол

21.05, 527 просмотров.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/657379/, http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac902.html, http://pedsovetnik.org/stati-po-pedagogike/14/242/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Занятия для детей 12 лет

Упражнения для похудения далее...

Как избавится соплей ребенку 2 года

Насморк у ребенка 2 далее...

Техника сбора мочи на сахар детей

Анализ мочи на сахар: норма далее...

Объяснить ребенку 5 лет

Как рассказать ребенку о смерти близких? В жизни практически далее...

Препараты кальция для детей от 1 года

Недостаток кальция у детей Эксперты отмечают, что у жителей далее...

Какие витамины лучше детей 2 года

Лучшие витамины для детей 1, 2 далее...

Советские фильмы для детей 10 лет

Советские детские фильмы Советские фильмы для детей до сих пор далее...

Популярные статьи