Главная » Творческий ребенок

Роль творческих игр развитии детей

Игры творческие, их роль в развитии личности ребенка

Они могут выглядеть как угодно, быть в то же время подвижными, дидактическими, исцеляющими, но суть в том, что они придумываются в зависимости от конкретных условий и возможностей, особенно при их минимуме. Ну, какое может быть творчество в нажимании кнопок пульта управления игрушки -автомобиля? Тут идет отработка навыка управления. Тоже нужно, но к творчеству особого отношения не имеет. Разве что владелец разберет эту наземную конструкцию и переделает ее в воздухоплавательный аппарат. Или хотя бы попытается это сделать к жуткому негодованию взрослых.

Зачем нужны эти игры? Мне кажется, чтобы ребенок умел пользоваться своим инструментом-интеллектом, иначе он быстро атрофируется за ненадобностью и на свете одним зомби станет больше. Из тех, что живут перед телевизором и питаются тем фуфлом , которое получают оттуда. Я не сержусь на них - их жалко. У современных детей, как ни странно, условий для творчества меньше, чем было у родительского поколения. Детская индустрия поставляет все радости жизни в готовом виде (кроме конструкторов). И девочке не надо думать, как устроить кукле домик - есть готовые роскошные дворцы для Барби. Мальчику не надо мучиться, собирая самокат из досок и шарикоподшипников - есть сколько хочешь в магазине, а родителям все равно стыдно будет, если у них ребенок хуже других - купят. А если хочется почувствовать себя наездником, к вашим услугам лошадки, почти как настоящие. А раньше мы в деревне гоняли верхом на хорошо обструганной палке и любили ее как настоящую лошадь. Она жила в нашем воображении, которое работало на нашу потребность в радости, увлеченности.

А моя мама делала себе куколок сама. Шились 2 мягкие тряпичные колбаски, набитые ватой. Одну из них, подлиннее, складывали пополам и перетягивали в 2-х местах так, что получалась голова, туловище и ноги. Вторая колбаска, покороче, вставлялась в туловище и становилась ручками. Потом рисовали лицо, сочиняли из чего-то волосы. И очень любили этих кукол, берегли их, заботились. Под крыльцом дома обязательно строили домушки . Родители без возражений отдавали эту часть территории маленьким хозяйкам. Там можно было из ничего сделать уют и удобства. И это было то самое поколение, которое в условиях сталинского тоталитарного режима отметило историю страны такими достижениями науки и культуры, что мир ахнул. Через каких-нибудь тридцать с небольшим лет после полной нищеты и разрухи первыми оказались в космосе. И так далее.

Простите за ностальгию. Нам сейчас жить. И как не упустить период, когда ребенок готов с радостью творить свою картину мира, и когда он происходит, этот период? Происходит он с самого начала, когда малыш еще ничего не знает о современном комфорте и ярких готовых игрушках. Я не против них - они необходимы для сенсорного развития детей, но может настать момент, когда ребенок потеряет надежду привлечь ваше внимание, чтобы построить машинку из коробочки, и потребует в виде компенсации магазинное чудо. И вы откупитесь от него в первый раз. А дальше все гораздо проще. Были бы деньги. Я знаю о родителях, которые таким же образом, чтобы ребенок не докучал, сажали его перед телевизором и включали мультики. А потом отключали детские каналы, т.к. от телевизора ребенка уже было не оторвать. Да и зачем ему отрываться? Ничего более интересного все равно не происходит.

Т.о. условиями для творческого развития (я не имею в виду какие-то особенные достижения в последствие, а нормальную здоровую инициативу) детей является:

соответствующее реализованное начало в родителях (или всплеск генетики ребенка),

мотивация родителей на совместное пребывание с детьми (это если в семье один несчастный ребенок и нет братьев и сестер), в ходе которого можно вызвать и сохранить интерес к творчеству (каким бы оно не было), и

умение не заглушить ростки их инициативы - не мешать им складывать кастрюли одна в другую, показать, как забить гвоздь в деревяшку, не ломать их домики, которые они с такой любовью сделали в своей кроватке (а где еще можно это сделать?); некоторые родители для своих юных любителей росписи стен выделяют уголок, где они могут это делать, и уж конечно, не стоит затевать евроремонт в квартире, если вашему младшему отпрыску еще не исполнилось 5 лет

Вспоминаю одну семью, пришедшую ко мне на консультацию - бабушка, мама и малыш 2-х лет. Их заявка была вполне конкретна: как сделать, чтобы малыш не рисовал на стенах (они только что сделали шикарный евроремонт). Мне стало тоскливо и обидно за малыша. Да, мы можем постепенно научить его рисов ать на других, более подходящих местах, но пока он не понимает, чем дешевые обои отличаются от дорогих, все равно будет время от времени ошибаться. И надо ли, чтобы наше сердце истекало кровью при взгляде на испорченную шелкографию, и злиться за это на собственное чадо? Сделайте, что ли, тогда моющиеся панели. Только не стоит превращать жилой дом с растущим ребенком в дом-музей, где господствуют вещи, а людей уже давно нет. Но можно перейти и в другую крайность - позволять ребенку творить везде, по всему дому. Вот уж это, пожалуй, ни к чему. Со временем ребенок поймет, что у него есть своя территория, на которой он может строить свой мир, даже семья живет в одной комнате общежития. Вспоминаю одну хорошую книжку, в которой автор описал случай семьи с тремя детьми, которые постоянно ссорились по поводу своей территории и никто на самом деле ее не имел. Тогда почти отчаявшаяся мать купила им по большому ящику с замком, в который они складывали свои личные сокровища и запирали. В семье появился мир. Вопрос о личной территории был решен. Она нужна каждому, кстати, взрослому не меньше, чем ребенку. Даже если это твое личное кресло в комнате. Вспомните сказку Три медведя : Кто сидел на моем стуле и ел из моей чашки?

Как рождаются творческие игры? Обычно дети это сами делают с удовольствием. Но и взрослый может не упустить момент продуть свежим сквознячком свои мозги, и включиться в игру со своими находками. Начать просто: А давайте. Как-то ко мне в кабинет ворвался 4-летний Артем, опередив, как всегда, свою маму. Таинственно оглянулся, прижав палец к губам и стал красться по кабинету. Это включило меня и мы с ним сыграли в тихого разбойника , который не слышно крадется в лесу, чтобы его никто не заметил. А мы с мамой с закрытыми глазами должны только на слух обнаружить его и найти. Всем пришлось быть очень тихими и внимательными, особенно старался наш гипервозбудимый Артем. Получилась коррекционно-развивающая игра типа Море волнуется три. морская фигура замри! Причем, без всякого насилия над волей ребенка и всем в удовольствие. Потом по кабинету крались уже мы с мамой, и в абсолютной тишине было слышно, как поскрипывают мои колени! Раньше я об этом не знала, никогда не слышала. Мы с мамой Артема не выдержали и захихикали. Сам же Артем оставался серьезным. Похоже, он нас не понял.

Способность к творческим играм - признак оптимального хода развития личности ребенка. Ведь творить может только легкая душа, не обремененная непосильной ношей разочарований и страхов. У каждого человека есть свои страхи, но пока он способен к творчеству своего мира, они превращаются в персонажи его фантазий и освобождают душу для дальнейшего пути и поиска.

Роль творческих игр для всестороннего развития личности ребенка (консультация для родителей).

Шишмагаева Елена
Роль творческих игр для всестороннего развития личности ребенка (консультация для родителей).

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. . Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое . Ту же мысль высказывает А. М. Горький. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить .

В игре формируются все стороны личности ребенка. происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка. поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью. Игра - отражение жизни. Здесь все как будто , понарошку , но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка. много настоящего. действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает. что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом .

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.

Вы пришли домой после работы – вы устали, вам ни до чего нет дела… Но вот вы слышите призывное. Давай поиграем! - и, преодолевая усталость, отвечаете вашему ребенку. Ну что ж, давай . Сколько радости, сколько удовольствия вы доставляете ему своим согласием! Однако в этих играх, как правило, родители следуют правилам. предложенным ребенком. - вы соглашаетесь быть милиционером, врачом, Тарзаном.

А между тем игра - это не только удовольствие и развлечение. хотя и эти факторы немаловажны. С помощью игры можно развивать внимание. память, мышление, воображение вашего ребенка. Играя, он может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности. причем все это будет осуществляться незаметно для него.

Игры, развивающие восприятие. помогают сформировать умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К моменту поступления в школу дети должны уметь свободно ориентироваться в цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Ребенку также необходимо знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник, уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Он должен знать такой признак предмета, как величина, и уметь расположить десять одинаковых предметов разной величины (счетных палочек и т. п.) в порядке ее убывания или возрастания, знать основные параметры величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота) .

Игры, направленные на развитие внимания. формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

Без этого качества он не сможет выполнить любую, даже самую простую работу

Память так же, как и внимание, постепенно становится у ребенка произвольной. Старшие дошкольники уже могут ставить себе цель - запомнить что-либо и с той или иной степенью успеха находить средства для выполнения этой цели - средства, способствующие процессу запоминания.

Здесь вам особенно помогут игровые методы обучения. например, цвета спектра можно выучить и запомнить по первым буквам фразы-поговорки Как Однажды Жак Звонарь Головою Сбил Фонарь или Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан и т. п.

Успешное развитие мышления ребенка осуществляется при условии овладения им тремя основными его формами. наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии.

Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами. игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами. схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного, творческого мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными.

Проявление гендерных особенностей дошкольников в играх • В дошкольном возрасте ребёнок игра очень важна, она выступает как способ участия ребёнка в жизни взрослых. Игра имеет значение не только.

Роль игры в развитии воображения.

Игры на развитие творческого воображения

Творческое воображение -неотъемлемая часть жизни любого творческого человека, будь то ребенок или взрослый. Каждый может мечтать в той или иной степени, разница лишь в том, что некоторым людям это свойственно больше. Но так или иначе без воображения сложно себе представить работу любого представителя творческой профессии.

Методов для развития данного качества существует множество, один из них -игры на развитие творческого воображения.

Рассмотрим некоторые примеры подобных игр, которые с успехом подойдут для любого возраста, но интереснее будут, безусловно, детям, которым следует с детства прививать любовь к прекрасному и всячески способствовать развитию творческих способностей.

Интересным упражнением для развития воображения является попытка нарисовать с помощью акварельных красок, фломастеров или других художественных принадлежностей собственное настроение. Ограничений для фантазии нет, поэтому результаты могут быть на самом деле потрясающими, и многие даже достойны стать шедеврами изобразительного искусства.

Еще одной похожей игрой может быть графическое изображение музыкальных произведений -как целых, так и отдельных их фрагментов. Причем рисовать можно как в цвете, так и усложняя задачу -при помощи только простого карандаша.

Роль игры в развитии воображения неоспорима, ведь само слово игра уже располагает к тому, чтобы проявить какие-либо действия, связанные с воображением.

Весьма популярной игрой среди школьников в свое время была игра Закорючки. Смысл игры заключается в следующем: соперники рисуют на листах бумаги произвольные узоры, затем обмениваются заготовками и логически заканчивают чужие творения. Побеждает тот, чей рисунок более осмысленный.

Игры на развитие воображения могут быть самыми непредсказуемыми. Для будущих актеров весьма полезными будут различные импровизированные постановки, когда согласно только что выдуманному сюжету необходимо максимально точно отобразить характер вымышленных персонажей. Особенно интересен эффект, когда внутри одного и того же сюжета исполнители время от времени меняются ролями и продолжают чужие истории, моментально вживаясь в образ.

Популярной игрой для творческих людей художественного направления может быть угадывание изображенной картины по отдельным ее фрагментам. Для этого берется изображение какой-либо картины известного художника, накрывается белым листом бумаги, в котором прорезается небольшое отверстие, после чего лист медленно передвигается на небольшие участки пространства. Выигрывает тот, кто быстрее всех отгадает, что изображено на репродукции.

Источники: http://eprudius.narod.ru/igrovaya/igra4.htm, http://www.maam.ru/detskijsad/rol-tvorcheskih-igr-dlja-vsestoronego-razvitija-lichnosti-rebenka-konsultacija-dlja-roditelei.html, http://videoforme.ru/wiki/rol-igry-v-razvitii

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Карточки развития детей 4 5 лет

2-й Рощинский проезд,дом 8, строение 4 далее...

Лекарство густых соплей ребенка

Как избавиться от густых соплей у далее...

Соли моче ребенка делать

Соли в моче При микроскопическом исследовании мочи в далее...

Упражнения развития детей 3 4 лет

Архив меток: Игры 3-4 года Игры на формирование математических представлений далее...

Глицин ребенку 7 лет

Можно ли давать далее...

Пособие за уходом ребенка до 3 лет

Пособие детям до 3 лет Ежемесячную компенсационную выплату на далее...

Психическое развитие детей дошкольного возраста таблица

Консультация по теме: далее...

Популярные статьи