Главная » Творческий ребенок

Содержание творческих игр детей

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Автор: Журикова Е.Ю. Морозова Е.В.

Игра – очень важная деятельность в жизни ребенка. Дети, играя, не ставят перед собой какой-то определенной цели. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью он можно развивает в себе внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые необходимы ему для дальнейшей жизни.

Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение и углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Поэтому с детьми дошкольного возраста согласно требованиям «Программы воспитания в детском саду» в утреннее и вечернее время проводятся игры математического содержания (словесные и с использованием пособий) такие, как «Домино фигур», «Составь фигуру», «Арифметическое домино», «Лото», и другие. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. В группе нужно создать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявил бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда игра доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, цель увлекает малыша.

Правила в дидактических играх являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности поведением детей.

Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного её проведения. Поэтому, организуя игры, с ребенком вне занятия надо присмотреться к нему, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предложить ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Это игры на составление целого из частей, на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры: «Составь картинку», магнитные фигурки, геометрические мозаики и другие. Специально изготовленные наборы геометрических фигур являются материалом для таких игр.

Цель: развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия. Учить различать геометрические фигуры, составлять какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по указанию педагога, по собственному замыслу.

Руководство игрой состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла, освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформулировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки «Верно – неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Для этого можно использовать игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой»… На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например, круги разных размеров на расстоянии один от другого. Ребенку можно предложить дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, куклу, часы. Аналогичны упражнения, где к взятой за основу геометрической фигуре, например, треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елка, домик, флажок и так далее.

Цель: развивать у детей воображение, закрепить знания, о геометрических фигурах, их свойствах; развивать у детей пространственные представления; развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия

Игры и упражнения с цветными счетными палочками.

Цель: развивать у детей пространственные представления, закрепить знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактические игры и занятия, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей. Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, на осуществление задач умственного воспитания. Дидактические игры, насыщенные логическим и математическим содержанием, не требуют от взрослых, и, разумеется, от детей каких-нибудь особенных знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Дидактические игры уместны в конце занятий с целью воспроизведения, закрепления изученного раннее. Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур могут быть использованы следующие игры:

Цель: закрепить умение детей быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета; развивать игровой замысел, умение ставить и реализовывать игровую задачу.

Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе.

Ход игры: на фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т.д.) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: «кто нашел большой круг?» «кто нашел синий маленький квадрат?» и так далее. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь; сравнивать зрительные и осязательные впечатления.

«Какая фигура здесь лишняя и почему?»

«Какая фигура следующая?»

«Найди, чем отличается?»

Цель: развивать у детей логическое мышление, умение доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку досугового занятия с математическим содержанием,

Принципы организации совместных творческих игр детей разного возраста и педагогов

Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе. Наиболее типичный из них — подгрупповая работа педагогов с дошкольниками, когда дети одновременно занимаются разными видами деятельности, иногда с различными специалистами (например, логопедом, психологом и др.).
Другой, более сложный способ — включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Такой объединяющей, универсальной деятельностью является театрализованная игра, которая, как упоминалось выше, позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми (на занятиях, экскурсиях, утренниках и др.).

В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности:

— мотивация к игре;
— определение темы и цели игры;
— выбор игровых средств, распределение ролей;
— апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов);
— достижение игровой цели;
— осознание результатов игры.

Данный деятельностный метод является одним из ключевых в концепции современного развивающего обучения (А.А.Леонтьев). Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний в объяснительно-иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы. О. А. Куре-винаиЛ. Г. Петерсон в Концепции образования: новый взгляд приводят по этому поводу образный пример: если в традиционном обучении воспитатель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятелъностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером .
Напомним и другие дидактические принципы, которые особенно важны для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста.

1. Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как дома , снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире. Как отмечают авторы концепции, принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционном подходе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности . В современной трактовке это называют компетентностным подходом. А в древности еще Конфуций писал, что суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его .
4. Принцип вариативности. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор — от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи . Этот принцип развивает не только творческое, изобретательское мышление у детей и педагога, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Как подчеркивается в указанной выше концепции, система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой — возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами , то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип, на наш взгляд, особенно важен при организации взаимодействия с детьми разного возраста.

Перечисленные выше дидактические принципы (а также классические , которые каждый педагог знает, как азбуку) должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе (А.А.Леонтьев). Системный подход, в свою очередь, требует иного уровня осмысления и реализации этих принципов, требует предельной конкретизации, необходимой для практической адаптации новых дидактических идей.
Но как это сделать воспитателю в работе с дошкольниками? Как организовать деятельность, в которой дети разного возраста могли бы быть полноправными участниками?
Попробуем изложить данную технологию организации театрализованных игр на конкретных примерах, представленных в смысловых моделях. Стержнем каждой такой модели является игровая тема, которая становится смыслообразующей для развертывания различных вариантов театрализованной деятельности.
Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми разного возраста (либо с разным уровнем развития), предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка. Так, в сочинении сюжетов активное участие принимают, как правило, старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайки, Кошечки, Цыплята и р.). Кое-что необходимое для спектакля малыши могут изготовить на занятиях по изодеятельности (например, украсить платочек или фартучек для Матрешки). Приводить много примеров, пожалуй, нет смысла, поскольку каждый педагог на практике увидит много возможностей для включения каждого ребенка в игру.
Как правило, обыгрывание предложенных ниже моделей подводит детей к постановке спектакля либо к сочинению истории, которую можно записать (а потом напечатать, нарисовать иллюстрации и издать сборник сказок собственного сочинения!). Театрализованные игры могут развиваться и на одном — двух занятиях, где дети сочиняют, рисуют, лепят, создают макет придуманного ими сюжета и потом самостоятельно продолжают играть с ним. В общем, вариантов множество, и мы надеемся, что предложенная технология даст педагогам некоторые подсказки, которые у каждого получат свое творческое развитие.

Источники: http://paidagogos.com/%3Fp%3D7979, http://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-10-iun-2011/innovacii-metodika-i-praktika/razvitie-poznavatelnyh-i-tvorceskih-sposobnostej-detej-cerez-didakticeskie-igry-s-matematiceskim-soderzaniem, http://dramateshka.ru/index.php/theatre-all-the-manner-of/4697-principih-organizacii-sovmestnihkh-tvorcheskikh-igr-deteyj-raznogo-vozrasta-i-pedagogov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Что читать ребенку в 11 лет

Как приучить ребенка далее...

Грудь после кормления ребенка

BREAST.su - КРАСИВАЯ И ЗДОРОВАЯ ГРУДЬ Грудное вскармливание далее...

Тошнота при кормлении ребенка

Грудное вскармливание 12 ноября, 2011 - 19:09 далее...

Мультики для детей 12 13 лет

Мультики в жизни детей Придя из школы, дети далее...

Видео дети целуются 11 лет

Мамой клянусь ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ ВЛЮБИЛСЯ Марта, 5 лет: далее...

Эмоциональная холодность родителей ребенку

Психолог об эмоционально холодных семьях и детских травмах, которые далее...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Значение пальчиковых игр далее...

Популярные статьи