Главная » Творческий ребенок

Создание системы творческой реабилитации детей инвалидов

Созидая Радугу

Полазна – поселок городского типа Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края. Население составляет – 14190 человек, 3300 из них – дети, в том числе школьники – 1657. На территории данного поселения проживает 71 ребенок-инвалид, 35- сироты и опекаемые. В возрасте 9-18 лет всего 87 человек: 50 – дети-инвалиды, 31 – дети сироты и опекаемые, 6 человек - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (лежачие).

На территории поселка расположено две средних общеобразовательных школы, четыре детских сада, Детская Музыкальная школа, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, Дворец культуры и спорта. Все детские учреждения расположены в центре поселка, что является хорошим условием для сотрудничества.

Чем бы ни занимался в своей жизни особый ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе - он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации, если окружающий его мир признает возможности творческой реабилитации. В культуре, ориентированной на индивидуальные ценности, главной целью работы с особыми детьми является раскрытие скрытого потенциала личности.

Естественная тяга к художественному самовыражению, к игровому освоению мира, к творческому общению является базой реабилитационной деятельности. Поощрение участия особых детей в эстетической деятельности на уровне арттерапевтических занятий, художественной самодеятельности, специализированного и профессионального обучения само по себе является предпосылкой их душевного и физического развития.

Важнейшими условиями развития креативных способностей ребенка является регулярность творческих занятий и востребованность результатов творчества со стороны общества.

Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут найти себе занятия по интересам, тем более бесплатно. Большинство из них, в силу своего заболевания, не могут вести полноценную жизнь и, зачастую, ограничения определяются не только физическими недостатками. Незначительное количество детей-инвалидов посещают учебные заведения дополнительного образования, кружки и секции. Многие испытывают проблемы в общении со сверстниками, не могут проявить свои способности, свою индивидуальность.

В ходе реализации проекта специалисты-волонтеры помогут раскрыть их таланты посредством специальных занятий в студии творческой реабилитации. Проект «Созидая радугу» поможет детям повысить свою самооценку и более уверенно чувствовать себя на рынке труда в будущем.

Цель проекта – создание системы творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей сирот и находящихся под опекой в летний период через учреждения образования и культуры.

  1. Проведение исследований и мониторинг проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, опекаемых.
  2. Разработка серии игровых реабилитирующих программ психотерапевтического характера: библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, глинотерапия и др.
  3. Создание благоприятных условий для вовлечения детей-инвалидов, их семей в занятия творческой деятельностью на основе применения инновационных методик и развития игровой среды
  4. Формирование групп детей по интересам. Организация летних оздоровительных отрядов. Выявление творческих и интеллектуальных способностей детей.
  5. Привлечение педагогов, психологов, узких специалистов детских учреждений, а также волонтеров для реализации проекта.
  6. Приобщение родителей больных детей к участию в проекте. Проведение тренингов по проблемам инвалидности.
  7. Организация психотерапевтической помощи лежачим инвалидам на дому.
  8. Адресная помощь и содействие одаренным детям-инвалидам.
  9. Проведение фестиваля детского творчества «Я могу все».
  10. Взаимодействие с организациями, осуществляющими социальную защиту особых детей
  11. Привлечение внимания местных органов власти, бизнеса и СМИ к проблемам детей инвалидов.

Отделении творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями

Отделение работает с детьми – инвалидами с 1 сентября 2005года. Отделение посещают 37 детей с ограниченными возможностями, из них 17 детей из с. Мельниково.

В отделении 16 педагогов, из них 1 логопед,1 педагог – психолог, 6 педагогов ЦДТ, 8 педагогов в сёлах района.

Цель, которую ставит отделение – это создать систему психолого– педагогических, социально–культурных и досуговых услуг для семей с детьми-инвалидами с различными формами заболевания на территории Шегарского района. ( Создать условия для комплексного воздействия на ребёнка с особенностями развития с целью его социальной реабилитации).

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Вхождение детей с ОВЗ в здоровый коллектив
  2. Расширить знания, умения и навыки детей по различным направлениям деятельности.
  3. Организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной сферы ребёнка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками, педагогами, волонтёрами-подростками.
  1. создать условия для усвоения детьми новых теоретических понятий и практических навыков, обогатить речь, коммуникативные навыки.
  1. Развить навыки уверенного поведения,
  2. Уметь добиваться результатов.

Реабилитационные мероприятия средствами искусства (кружки) проведены в 2012-2013 году для детей – инвалидов:

Работа по прикладному творчеству в Отделении творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями ведётся по разработанной программе. В основу индивидуальных программ положена последовательность овладения приёмами труда с постепенным усложнением заданий, с постоянным закреплением уже полученных навыков. Занятия разноплановые, включают разносторонние виды деятельности, такие, как работа с бумагой и картоном, ниток, вязание, работа с природным материалом, лентам, нитками разной фактуры плетение из бисера, изготовление аппликации, при которых успешно развивается ручная моторика. При этом применяется индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом особенностей заболевания и индивидуальных способностей. В конце учебного года проводится диагностика трудовых умений и навыков ребёнка.

Занятия в Центре детского творчества по коррекционно–развивающим программам:

  • Бисеротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вязание
  • Сказкатерапия
  • Изотерапия
  • Пластилиновая мозаика
  • Прикладное творчество (с. Каргала)
  • Прикладное творчество (с. Баткат)
  • Музыка, ИЗОтерапия (с. Маркелово)
  • Прикладное творчество (с. Гусево)
  • Прикладное творчество (с Трубочево)
  • Прикладное творчество: (с. Малобрагино)

Реабилитационные культурно – досуговые мероприятия, проведённые в 2012-2013 году для детей-инвалидов.

2012 год: проведено 5 мероприятий, присутствовало 98 детей.

Проведены 2 районные выставки прикладного творчества. Приняли участие 22 ребёнка

2013 год: проведено 3 мероприятия, приняли участие 33 ребёнка-инвалида

10.11. «День открытых дверей в Отделении творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями». Игровая программа» Осень в гости к нам пришла». Мастер класс для детей и родителей. Приняли участие 22 ребёнка – инвалида из с. Мельниково.

15.11 Праздник, «Каждый день про маму» Приняли участие 5 детей и родителей из с. Мельниково.

24.11 « День матери» Присутствовало 70 человек, из них 10 дети – инвалиды с мамами из с. Мельниково.

01.12. -10.12 Районная выставка прикладного творчества в рамках «Декады инвалидов». Приняли участие педагоги ЦДТ, с. Маркелово, с. Баткат, с. Каргала, с. Новоильинка.

08.12. Игровая программа в рамках декады инвалидов «В гостях у сказки» (Присутствовало 23 человека)

29.12. Районный праздник для детей «Новогодние волшебные истории». Приняли участие 38 детей с ограниченными возможностями из сёл Шегарского района, педагоги Отделения, родители, гости.

21.02 Акция «Займись спортом-стань первым!» игровая программа на игровой площадке в парке. Приняли участие 9 детей

17.03. Программа «Встреча с масленицей» для детей-инвалидов и здоровых детей – 13 детей

25.05. День семьи в отделении, совместно с Центром детского творчества. Присутствовало около 60 детей и родителей из с .Мельниково, из них 11 инвалидов

Два раза в месяц в отделении творческой реабилитации педагоги проводят различные мероприятия. Но, к сожалению, на них присутствует небольшое количество детей и родителей, т.к. не у каждой семьи есть транспорт, чтобы приехать на праздник. Особенно это касается детей из сёл района, где есть дети с ограниченными возможностями.

Третий год на базе отделения создана психолого-педагогическая служба, целью которой является организация психолого-социального сопровождения образовательного процесса, путём реализации комплекса диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Работа строится по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, мониторинговое.

Источники: http://usperm.ru/content/sozidaya-radugu, http://sheg-cdt.dou.tomsk.ru/sample-page/otdelenii-tvorcheskoy-reabilitatsii-detey-s-ogranichennyimi-vozmozhnostyami/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Рвота у ребенка один раз

Ребёнку 1год и 3месяца. Две недели назад в 5-6 далее...

Ребенку 1 год горшок

Приучение к горшку с далее...

Поделки детей 3 4 лет фото

→ Занятия с детьми Стихи далее...

Рисование с 3 4 летними детьми

Занятие по рисованию «Бабочки» для далее...

Стрелялки детей 8 лет

Компьютерные игры для далее...

Красное горячее пятно на щеке у ребенка

30 янв 2013, 13:49 Всем доброго времени суток. Собственно, проблема - далее...

У ребенка болит ухо и температура 38

Температура 38 и сильная боль в ухе далее...

Популярные статьи