Главная » Творческий ребенок

Стимулирование творческой активности детей

Статья по теме:
Стимулирование творческой активности младших школьников

Предварительный просмотр:

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Богатое воображение, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - верно заметил английский писатель Честертон. Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Мне особенно близка в этом вопросе позиция авторов Образовательной системы «Школа 2100». Данная система накопила достаточно большой опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов. Среди деятельностно-ориентированных принципов, на которых базируется система «Школа 2100», выделяется креативный принцип. Поэтому, в каждом учебном курсе значительное место отводится продуктивным заданиям, творческим домашним работам. Работая по программе «Школа 2100» более десяти лет, я наблюдаю неизменный высокий интерес детей к таким заданиям, получаю импульсы к собственным педагогическим идеям. По оценке моих учащихся лидирующие позиции в рейтинге самых интересных творческих работ занимают:

  1. рассказы о частях слова, о частях речи от первого лица («Я – суффикс», «Я – имя существительное»);
  1. сочинение орфографических сказок («Как гласные помогли согласным»);
  2. кроссворды из слов на определенную орфограмму («Шипящий кроссворд», «Безударный кроссворд»);
  3. изготовление сказочных персонажей, макетов городов, домиков литературных героев;
  4. создание фотословарей и фотоэнциклопедий («Словарь настроения»; «Энциклопедия зимы»);
  5. составление сюжетных уроков («В Словарном царстве, в Падежном государстве…», «Следствие ведут Уравнения»).

Одним из важных средств развития творческой активности младших школьников считаю литературный краеведческий материал. Реализуя авторскую программу «Самоцветное слово Урала», я активно использую нетрадиционные формы проведения уроков: «Литературное кафе», конкурс иллюстраторов и чтецов, урок-превращение «Сказы старого мастера», урок-письмо «Певец Урала». Своеобразной школой литературного творчества становятся для детей встречи с каслинскими поэтами. Пробуждение мысли ребенка, его впечатления и ощущения от знакомства с творчеством писателей-земляков сохраняются в «Шкатулке откровений». Ведь творчество во многом определяется умением выражать свои чувства и эмоции, поэтому важно постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.

Через краеведение происходит активное вовлечение детей в творческий процесс практической направленности: создание игр, кроссвордов, составление краеведческих сборников, «пробы пера» в манере уральских авторов, письма к писателям. Самые удачные творческие работы учащихся объединяются в классный сборник «Самоцветики».

А чтобы оригинальное литературное творение родилось прямо на уроке, порой достаточно предложить детям необычную тему для сочинения: «Рассказ первого листочка», «Тайна бутона», «Путешествие ручейка», «Веснушки у весны». Так появился целый сборник весенних миниатюр, презентация которого проходила на празднике для мам «Весна идет». Осознание того, что твоя работа может кого-то порадовать, оказать кому-то помощь, значительно стимулирует творческий потенциал учеников.

Не менее важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут. В конце четверти каждый ребенок проводит самоанализ на странице в портфолио «Мои творческие работы»: оценивает интерес, самостоятельность выполнения, степень трудности творческих заданий, выбирает свою Лучшую творческую работу четверти для классной выставки.

Создание ситуации успеха, поощрение учащихся за его достижения - необходимые слагаемые в развитии творческих качеств личности. Помимо словесного одобрения, мои ученики получают и конкретные знаки своих удач: ордена Активности и Творчества. Каждое полугодие мы чествуем Мистера и Мисс Творчество нашего класса. Им предоставляется почетное право открыть персональную выставку творческих работ.

Механизм творческого саморазвития личности срабатывает тогда, когда учащийся ведет внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходит на более высокий уровень творческой самореализации. Особым успехом у моих учеников пользуется прием «Моя творческая работа растет вместе со мной»: четвероклассник преобразует свою творческую работу, выполненную, например, в 1 классе.

В 3 классе я провожу с учащимися серию занятий по изучению познавательной сферы «Моя Вообразилия». А в 4 классе мы открываем работу «Я-клуба». Дети постигают азы самопознания на занятиях «Ярмарка достоинств», «Моя планета Творчества», «Как открыть самого себя».

Полноценное самовыражение в творчестве – залог психического здоровья ребенка. Создавая творческую атмосферу вокруг него, педагог поощряет его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Наивысшее счастье учителя – разделить с учеником радость открытия, радость творчества!

Консультация «Стимулирование творческой активности ребенка в процессе приобщения к культурным практикам»

Екатерина Изикеева
Консультация «Стимулирование творческой активности ребенка в процессе приобщения к культурным практикам»

“Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа .

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре. общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, искусству формирует основы самосознания и индивидуальности.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью. наше сегодня как никогда наше прошлое. Современные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. мы создаем эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изодеятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка. обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

В нашем детском саду создан музей комната «Русская горница». где детей знакомят с народной культурой. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, познакомить с традициями и культурой русского народа :

• различными предметами быта (посуда, столик, самовары, корзины, пяльца, веретено, коромысла и т. д.);

• предметами декоративно-прикладного творчества(салфетки, скатерти, вышивки, рушники и др.) ;

• кукол в национальных костюмах;

Уже стали традиционными народные праздники, гуляния, проводимые в детском саду «Рождественские колядки». «Масленица». «День земли». Эти мероприятия стали неотъемлемой частью воспитания культуры поведения дошкольников, привитию положительного отношения к культурному наследию. стремлению следовать в своих поступках положительному примеру.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с искусством народных промыслов (гжель, хохлома, и т. д. с народной игрушкой (матрешка, свистулька и др. сами пробуют расписать и изготовить предметы декоративно-прикладного творчества. Безусловно результаты работ всегда вызывают положительные эмоции. Дети с большим удовольствием дарят свои поделки родителям.

Сотрудничество МАДОУ Детский сад 17 с семьями строится на приобщении детей к социокультурным нормам. традициям семьи, общества и государства.

Родители должны понимать ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением, побуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек.

С этой целью организуются творческие мастерские. выставки в которых принимают участие бабушки и дедушки наших воспитанников.

Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству. мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры и интерес. который мы пробудили у ребят, поможет им открыть эту дверь настежь!

Публикации по теме:

Развитие творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности Актуальность опыта развития творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных.

Стимулирование творческих способностей дошкольников через использование природного материала Актуальность: дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.

Театрализованная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников Автор. Визитка. Воспитатель коррекционной группы Мишустина Ирина Васильевна, педагогический стаж – 27 лет. Кредо: лучшее средство воспитания.

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное.

Формирование творческой активности в игре Проблема творчества - одно, из важных направлений педагогической деятельности. Сегодня особо остро осуществляется необходимость ее решения.

Анализ работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе ручного труда Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии.

Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.

Творческая активность

Понятие интеллектуальной активности теснейшим образом связано с явлением креативности, которая, по мысли Н.В. Пушкина, означает наиболее высокие формы этой активности. В данном русле изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.

Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса:
- подготовку;
- созревание идеи;
- озарение;
- проверку.

Центральным звеном процесса считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата, что послужило доводом в пользу решающей роли подсознательных и иррациональных факторов в творческой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что бессознательное и сознательное. интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.

Исследованиями Н.Н. Поддьякова, Н.П. Калошиной, Н.И. Лапина, В.В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A.M. Матюшкин, В.В. Давыдов).

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/13/stimulirovanie-tvorcheskoy, http://www.maam.ru/detskijsad/stimulirovanie-tvorcheskoi-aktivnosti-rebenka-cherez-priobschenie-kulturnym-praktikam.html, http://psyera.ru/tvorcheskaya-aktivnost-61.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Роль доу в формирование здоровья детей

Статья (младшая группа) далее...

Авито работа детей 11 лет

Главное меню Авито ростов дону вакансии работодателя Авито далее...

Психология 2 х летнего ребенка

Журнал → Кризис 2-х летнего далее...

Подарок ребенку 10 лет девочке

Подарки для девочки 10-12 лет Не далее...

Логопедические мультики для детей 4 5 лет

Программа работы логопедического кружка далее...

Игрушки для детей 6 7 лет

От 7 лет Вот и далее...

Особенности развития детей 1 года жизни

Особенности развития нервной системы у далее...

Популярные статьи