Главная » Творческий ребенок

Творческая социализация детей нарушением зрения

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения

алёна дозорова
Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением зрения очевидна. поскольку она непосредственно связана с подготовкой к социальной адаптации личности и коррекцией общего развития таких детей. Приобщение ребёнка к миру взрослых, к их деятельности, ко всему тому, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче последующему поколению опыта предыдущего. Для социализации детей с нарушением зрения в общество нормально видящих детей необходимо овладение ими теми же навыками. социально-бытовой ориентировки. что и для детей с нормальным зрением.

Эффективность развития у незрячих и слабовидящих детей бытовых навыков во многом зависит от сформированности точных представлений о предметах, от умений выделять существенные и несущественные признаки. Формирование целостных предметных представлений у детей с нарушением зрения возможно на основе алгоритмизации :

- рассматривание предмета в целом;

- выделение характерных признаков (цвет, форма, величина) ;

- выделение части с названием сенсорных эталонов в заданной последовательности;

- повторное рассматривание всего предмета в целом;

- определение и называние назначения предмета.

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения

Быстрее и легче застёгивается одежда на молнии, а самые простые застёжки – это липучки.

Легче будет застёгиваться одежда, если приделать кольцо или петлю к бегунку молнии, чтобы его было легче захватить пальцами или специальным техническим средством.

Чтобы её было легче снимать или одевать, необходимо пришить петельки из ленты к внутренним швам одежды.

Чтобы рубашка была постоянно заправлена, пришейте резиновую ленту к её внутренней стороне или к поясу брюк.

Чтобы различать носки по цвету, лучше всего связывать их вместе перед стиркой или соединять специальными приспособлениями, так они останутся в паре.

Чтобы ребёнку было легче ориентироваться, соединяйте запах пищи и зрительные образы, контрастирующие со скатертью, подставками и самими тарелками, легко отличимыми от еды. Если пища тёмная, лучше использовать яркую посуду и, соответственно, тёмную подставку под тарелку, или скатерть.

Описывая еду на тарелке, перечислите расположение каждого компонента по часовой стрелке. Представьте, что тарелка – это циферблат часов, 6 часов – возле вашего тела, 12 – вверху тарелки,

3 часа – справа и 9 – слева. Например, на верхнем рисунке картофель находится на 2-х часах, морковь – на 11-ти, а мясо – на 6-ти часах.

То же самое относится к предметам и приборам на столе. Например, вилка – на 9-ти часах, нож и ложка – на 3-х часах, стакана – на часе.

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Игры с лупой для детей с нарушением зрения Игры с лупой для детей с нарушением зрения. Увеличительное стекло лупы позволяет компенсировать зрительные возможности детей с патологией.

Консультация для педагога-дефектолога «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют.

Развитие ИЗО-творчества средствами цвета у младших дошкольников с нарушением зрения Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта. Конспект занятия «Как мы утят помирили» Программные задачи: - формировать навыки общения со сверстниками у детей с нарушением интеллекта в игровой деятельности; - развивать интерес.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области воспитанники испытывают.

Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.

О школе

Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IV вида для детей с нарушением зрения начала функционировать с 1968 года. В ноябре 2013 года она отметила свой 45 - летний юбилей.

Образовательное учреждение расположено в г. Лаишево, по улице Матросова д.24, занимает типовое двухэтажное здание, в котором размещены 23 учебных кабинета, 15 спальных комнат, столовая, актовый и спортивный залы, компьютерный класс, библиотека, 2 мастерские, 3 кабинета для кружковой работы, медицинский блок, подсобные помещения. На территории школы имеются большое количество деревьев и кустарников, сад, огород, цветники, оборудованы спортивно – игровая площадка, стадион.

В 2013 – 2014 учебном году в школе – интернат обучаются 95 детей – инвалидов по зрению в возрасте от 5 до 19 лет из 33 районов Республики Татарстан. Наибольшее поступление наблюдается из г. Казани, Лениногорского, Бугульминского, Альметьевского районов. В прошедшем учебном году в школе обучалось 105 воспитанников из 33 районов РТ, среди которых - 53 тотально слепых детей, остальные страдают различными врожденными и приобретенными заболеваниями зрения, среди воспитанников школы 17 детей - сирот, многие воспитываются в малоимущих и неполных семьях, родители которых также имеют инвалидность. Помимо офтальмологических болезней имеются сопутствующие заболевания – ДЦП,ЛОР, ЖКТ, заболевания эндокринной системы, психоневрологические заболевания.

Основным итогом прошедшего учебного года однозначно стоит считать успешное проведение капитального ремонта, который бы не состоялся без непосредственного личного участия и поддержки Главы района Михаила Павловича Афанасьева. Сегодня в обновленном здании школы, благодаря поддержке Главы района полностью заменена старая мебель в классах и спальном корпусе, актовом зале.

Коллектив школы возглавляет руководитель высшей категории, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Почетный работник ВОС Камбарова Татьяна Николаевна (общий стаж педагогической работы 40 лет, в качестве руководителя данной школы 17 лет).

Педагогический коллектив составляют 26 учителей и 14 воспитателей. По образовательному цензу 27 педагогов имеют высшее образование, 12 - среднее специальное, на высшую квалификационную категорию аттестовано 3, на I квалификационную категорию - 18, на II - 14 учителей и воспитателей.

В школе – интернате созданы все условия для получения воспитанниками общего и дополнительного образования, для психолого – медико – педагогической реабилитации и социальной адаптации. Воспитательная работа ориентирована на социализацию учащихся с нарушением зрения, на подготовку их к самостоятельной жизни и труду. Развитие детей, выявление их творческих способностей – одно из главных направлений работы педагогического коллектива. На базе образовательного учреждения функционирует филиал детской музыкальной школы, работают 11 объединений по интересам, 6 спортивных секций охвачено 90 % воспитанников.

Большое внимание уделяется охране здоровья и зрения учащихся. Учитывая специфический контингент школы, педколлектив большое внимание уделяет коррекционной работе направленной на адаптацию и социализацию детей – инвалидов в современном обществе, поэтому основные задачи педколлектива – это реабилитация и социализация детей – инвалидов по зрению, а так же охрана зрения и здоровья воспитанников. В школе пятый год работает психологическая служба. В тоже время, с целью сохранения остаточного зрения и улучшения здоровья детей – инвалидов медицинскими и педагогическими работниками школы проводится постоянный мониторинг состояния здоровья воспитанников, в медицинском блоке школы специалистам – офтальмологам в работе помогает современное специальное медицинское и физиотерапевтическое оборудование.

В этом году, как впрочем и в прошлом, с помощью привлечения средств благотворителей, которые нашлись благодаря личному участию главы района Афанасьева Михаила Павловича, мы специальное медико – офтальмологическое оборудование, которые значительно помогает работе нашего офтальмолога Расческова Юрия Алексеевича.

Выпускники школы – интернат, как правило, продолжают обучение на бюджетной основе в высших и средних социальных учебных заведениях: КГУ, КГПУ, Курском музыкальном училище, Кисловодском медицинском училище массажистов и др. Руководство вузов и сузов отмечают, что воспитанники Лаишевской школы – интернат значительно быстрее адаптируются к новым условиям обучения и проживания в общежитиях по сравнению с выпускниками других специальных школ. После окончания учебных заведений все воспитанники школы трудоустроены, среди них 25 юристов, 52 учителей, 28 руководителей предприятий, 10 культработников, 19 массажистов.

В образовательном учреждении проводится систематическая и целенаправленная работа по укреплению и пополнению материально – технической базы, совершенствованию методического сопровождения учебно – воспитательного процесса и созданию условий в соответствии с медико – социальными требованиями.

Большое внимание педагогический коллектив уделяет самореализации и самоутверждению детей с нарушением зрения. Учащиеся школы – интернат – постоянные участники конкурсов и соревнований. За последние три года на I и II Поволжском фестивалях творчества детей – инвалидов по зрению получили дипломы по пяти номинациям, успешно выступили на Всероссийской выставке изделий творчества школьников – инвалидов Краски все России , на республиканских выставках Солнечная Казань , Жизнь прекрасна , в республиканском конкурсе МВД РТ Я – гражданин России заняли I место, участвовали в различных районных конкурсах, в тридцати - получили дипломы и заняли призовые места.

В 2012/13учебном году ученики 7 класса принимали участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ Служу отечеству , где их научно - исследовательская работа, представленная в виде видеофильма - на тему История села Чирпы заняла первое место. Эта же работа стала победителем 3 районного фестиваля науки. Также на районном конкурсе исследовательских работ, посвященному истории района, организованным Музеем Лаишевского края, ученица 7 класса Фатахутдинова Ильсияр заняла 1 место. Стоит отметить, что эта же воспитанница стала призером Республиканского конкурса Алтын калэм – Золотое перо в номинации журналистика.

Особая гордость школы – ее спортсмены. Они приняли участие в чемпионатах, первенствах РФ и РТ, завоевав 20 золотых, РТ-13, РФ-23, РТ-31 серебряных, РФ-29, РТ-17 бронзовых медалей. Вышли в состав сборной РФ инвалидов по зрению и приняли участие в Чемпионате Европы по футзалу, в Чемпионате Мира по голболу.

В турнирах среди инвалидов по зрению на Кубок Президента РФ в 2007, 2008 годах заняли два первых и одно второе места. В 2009 году четверо наших учащимся выполнили норматив МС России, двое учащихся МСМК по голболу. Физкультурно – спортивной деятельности в образовательном учреждении отводится роль одного из важнейших направлений в реабилитации инвалидов по зрению.

Коллективом Лаишевской школы – интернат накоплен положительный опыт обучения, воспитания, социализации детей с нарушением зрения.

Источники: http://childrens-needs.com/ftpgetfile.php%3Fmodule%3Deshop%26id%3D394, http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-bytovyh-navykov-u-detei-s-narusheniem-zrenija.html, http://edu.tatar.ru/laishevo/korr_sch-int/page118767.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Розовые сопли после удара головой у ребенка

Сопли с кровью В медицинской литературе нет такого понятия, далее...

Задания детей домашние животными

Домашние задания для детей с ОНР далее...

Аниматор ребенка 11 лет

Поиск по названию программы: Подобрать подходящее далее...

Формирование функции речи детей

Развитие речи в раннем детстве В раннем детстве далее...

Вязание спицами кофты для ребенка 3 лет

Страница Теплая вязаная кофта далее...

Готовность к школе ребенка 6 7 лет

Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет. далее...

Интересно ребенку 5 6 лет

Автор: Елена Блохнина, далее...

Популярные статьи