Главная » Творческий ребенок

Творческий потенциал детей подростков

Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик The development of the creative potential of young people the means of musical and aesthetic practices Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик // Вестник КазГУКИ. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-sredstvami-muzykalno-esteticheskih-praktik (дата обращения: 17.09).

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-sredstvami-muzykalno-esteticheskih-praktik (дата обращения: 17.09).

Калимуллина О. А. (2010). Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-sredstvami-muzykalno-esteticheskih-praktik (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик // Вестник КазГУКИ. 2010. №3 С.39-45.

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств (2010).

Калимуллина О. А. (2010). Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств

Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-cherez-novye-pedagogicheskie-tehnologii-v-usloviyah-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.09).

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-cherez-novye-pedagogicheskie-tehnologii-v-usloviyah-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.09).

Калимуллина О. А. (2010). Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-cherez-novye-pedagogicheskie-tehnologii-v-usloviyah-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-2 С.37-40.

Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2010).

Калимуллина О. А. (2010). Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Методика преподавания

В настоящее время, наряду с успехами культуры и науки, общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления, его формализацией. В современном обществе преобладает «исполнительская», а не творческая тенденция по отношению к человеку. Отношение к себе как к функции возобладало и среди подростков, значительная часть которых утратила «вкус» к творчеству, к проявлению собственного творческого потенциала, предпочитая усваивать положенные инструкции, не тратя свои силы на творческое самовыражение.

В этой связи актуальной становится проблема развития творческого потенциала подростков в условиях школьного обучения, и прежде всего, на уроках музыки. Разрешение этой проблемы школа пытается искать на путях гуманизации образования, которая заключена в том, что подчеркивается не столько ценность знания, сколько ценность личности растущего человека, воплощенная, прежде всего, в его творческом потенциале.

В трудах современных педагогов (Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Николаевой, П.В. Халабузарь) подчеркивается значимость развития творческого потенциала младшего подростка в достижении им значимых культурных результатов, при этом делается акцент на роли исполнительской деятельности как основного механизма творческого развития личности подростка.

Исполнительская деятельность в теории музыкального образования исследована в аспекте развития творческих способностей личности с позиции становления музыкально-художественного замысла произведения в исполнении.

Исполнительская деятельность учащихся на музыкальных занятиях осуществляется в следующих основных видах: хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах.
По сравнению с вокально-хоровой деятельностью, инструментальное музицирование дает возможность детям поэкспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, сопоставлением регистров, проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов.

Известно, что исполнительская деятельность представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной трактовки исполнителем. Следовательно, музыкально-исполнительскую деятельность, в нашем случае учащихся, можно по праву считать творческим актом, представляющую собой интерпретацию музыкального произведения.
Педагоги-музыканты (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, В.Н. Шацкая) отмечают, что интерпретация школьниками музыкального произведения предполагает осознанный или интуитивный выбор тех или иных исполнительских средств, необходимых для воплощения представляемого ими музыкально-исполнительского образа. Тем самым музыкально-инструментальное исполнительство создает особые условия для того, чтобы учащиеся могли погрузиться в интонационную сферу разучиваемого ими произведения, поэкспериментировать с наиболее характерными, значимыми для него интонациями, открыть в них новые выразительные возможности, которые высвечиваются в различных интерпретациях.

То есть инструментальная деятельность на музыкальных занятиях не только развивает музыкально-творческий потенциал подростка, но и позволяет учащемуся ощутить себя человеком-творцом, пробуждая в нем художника, способного чувствовать и ценить подлинные шедевры музыкального искусства, воплощать свое видение красоты в разнообразных музыкально-творческих проявлениях.

В настоящее время инструментальная деятельность школьников в учреждениях общеобразовательного типа осуществляется преимущественно в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах (специально созданных для детей, таких как металлофон, ксилофон, блокфлейты, детское фортепиано и разнообразные ударные). Также в педагогическую практику входит и совместное исполнение музыкального произведения на фортепиано учителем и учащимся, т.е. четырехручное исполнение.

Как показывает педагогический опыт (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Дмитриева, М.И. Ройтерштейн) игра на музыкальных инструментах обладает продуктивными педагогическими возможностями не только в начальной, но и в основной школе, ибо даже подростки с увлечением принимают участие в подобного рода музицировании. Так, для одних учащихся – это возможность принять участие в музицировании, а для других – способ активизировать свой музыкально-творческий потенциал.

Что касается специфических особенностей инструментальной деятельности, как механизма развития музыкально-творческого потенциала подростков, то необходимо отметить:
- во-первых, именно в инструментальной деятельности для подростка открываются возможности наиболее широко проявить творческий поиск, главным образом в создании учащимся своего личностного «видения», при этом возникают художественные и жизненные ассоциации, сравнения, сопоставление, своего рода договаривание (по терминологии А.С. Соколова) мысли композитора;
- во-вторых, в процессе собственной инструментальной деятельности школьник начинает лучше осознавать, что музыкальный звук, кроме физических характеристик, обладает художественной выразительностью как сущностным свойством. Поэтому различные звуковые структуры в музыке объединяются общим понятием «музыкально-выразительные средства» (И.М. Красильников). Следовательно, суть музыкально-инструментального исполнительства «состоит в построении на основе средств музыкальной выразительности целостной структуры музыкального произведения», более того, в «достижении художественной выразительности этой структуры, то есть яркого воплощения в ней определенного содержания» (И.М. Красильников). Таким образом, создаются продуктивные педагогические условия для развития и активизации музыкально-творческого потенциала младших подростков.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ музыкально-педагогических трудов показал, что инструментально-исполнительская деятельность в аспекте развития музыкально-творческого потенциала подростков обладает продуктивными педагогическими возможностями.
2. Роль исполнительской деятельности в развитии музыкально-творческого потенциала подростков велика, и ее по праву можно считать творческой.
3. В контексте проблемы музыкально-творческого потенциала младших подростков необходимо учитывать специфику исполнительской деятельности применительно к организации учебного процесса на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М. Академия, 2004. – 336 с.
Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М. Академия, 2006. – 328 с.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М. «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. – М. Знание, 1984. – 64 с.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук – М. 1997. – 35 с.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-sredstvami-muzykalno-esteticheskih-praktik, http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-cherez-novye-pedagogicheskie-tehnologii-v-usloviyah-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya, http://dmsh-8.ru/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/metodika-prepodavaniya/60-k-v-koloskova-rol-ispolnitelskoj-deyatelnosti-v-protsesse-razvitiya-muzykalno-tvorcheskogo-potentsiala-mladshikh-podrostkov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Картинки 3 летних детей

Картинки 3 летних детей (фото далее...

Считалки детей 9 лет

Сайт для всей семьи -интересно будет всем! Считалки Клёнова Маша, далее...

Любят дети 3 года

yellow blue bus 30 ноя 2013, далее...

Высокая температура при аллергии у ребенка

Бывает ли температура при аллергии у далее...

Ребенку год 4 ходит

Ребенку 1,3 года, а он не далее...

Педагог ребенка 5 лет

Помогите найти педагога для ребенка 2,5 далее...

Подвижные игры развития детей

Натяните над кроваткой погремушку-растяжку, или прикрепите игрушку-подвеску . далее...

Популярные статьи