Главная » Творческий ребенок

Творческую деятельность детей взрослых

Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

  • создание художественного образа;
  • использование цвета, колорита как выразительного средства;
  • композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);
  • оригинальность;
  • изобразительная грамотность - это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что вынашивание и реализация его совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества [8]:

  • дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества;
  • процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата - это вторая особенность детского творчества;
  • ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам - это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Как показывают исследования Т.Г. Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой и др. творчество дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми способов и приемов выполнения работы, с усвоением умений работать в разной технике (кляксографии, монотипии, тычком и т.д.).

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • - отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
  • - качество способов творческих действий;
  • - качество продукции детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность ребенка основывается на всех тех разнообразных впечатлениях, которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально - игровой, изобразительной.

Воспитанию интереса к окружающей действительности и развитию воображения детей способствуют различные творческие задания. Термин творческие задания известен в дошкольной педагогике. Он как бы заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения при выполнении знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в незнакомой ситуации, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.

Творческие задания в рисунке для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем передача действия, характер персонажей. Последний этап - нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины.

Содержание, характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.

Последовательное усложнение, содержание творческих заданий способствуют формированию образа и направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональной сферы. Творческие задания позволяют создать рисунок, непохожий на работы других детей.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. Просвещение, 1991.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. Академия, 2000.
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М. ВЛАДОС, 2006.
  4. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М. Педагогическое общество России, 2000.
  5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М. Академия, 2002.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Педагогический проект на тему:
«Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка в семье»

Актуальность: социализация ребенка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания, саморазвития. Семья и детский сад – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.

Проблема: исследование семьи в условиях кризисного общества выявляют возрастную отчуждённость родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Вместо общения с родителями ребёнок «общается с телевизором и компьютером». Специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей, низкую компетентность родителей, отсутствие возможности общаться педагогам с родителями в режиме Online, так как не все имеют технические ресурсы или опыта владения ими; на мастер-классы в детский сад приходят одни и те же. Большинство родителей с трудом способны развивать тему: «Какой у меня хороший ребёнок», а о том «Какой у меня плохой ребёнок», могут говорить часами. Поэтому проблема активизации ребёнка в совместном творчестве с взрослыми является актуальной.

Универсальность и применимость: данными разработками могут пользоваться родители и педагоги из других ДОУ. По завершению проекта материалы будут размещены на интернет страничке.

Цель: помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

Задачи: - Создать положительный эмоциональный настрой, постараться сблизить родителей и детей.

- Развивать творческие способности детей и взрослых.

- Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

- Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

- Налаживание эмоционального контакта.

- Использовать инновационные формы работы с родителями.

Вид проекта: творческо-игровой.

Тип проекта. долгосрочный (10 месяцев), в рамках одной возрастной группы.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей (ПВА, момент), кисти, клееночки, салфетки (тканевые), карандаши, фломастеры, бросовый и природный материал.

- Снижение остроты проявления кризиса семьи.

- Возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания.

- Активизация педагогического и культурного осознания родителей и педагогов.

- Создание активной системы поддержки творческого развития ребенка.

- Привлечь родителей к участию в жизни детского сада, группы.

- Сформировать доверительные, партнерские отношения между воспитателем, воспитанниками и их родителями.

- Раскрыть творческие способности детей и родителей.

1 этап – подготовительный:

Изучила необходимую литературу, интернет ресурсы, интересы детей, запросы родителей. Направления планирования работы с детьми определила через беседы, и рассматривание изделий, поделок, выполненных в различных техниках, путем детского экспериментирования с предложенными материалами, пособиями и т.д. Разработала план работы творческого центра «Волшебная бумага» на летний оздоровительный период 2014год. с учетом комплексно - тематического планирования основной общеобразовательной программы МБДОУ и в соответствии с принципом учета индивидуальных особенностей дошкольников. Консультации для родителей: «Труд как общественно полезная деятельность», «Рисуйте вместе с детьми».

Работа над проектом включает связь с различными образовательными областями.

ОО «Познавательное развитие»: обучение выполнению поделок из различного материала (ватные диски, соленое тесто, макаронные изделия); бумаги (обычная, гофрированная бумага, салфетки) в технике бумагопластика, торцевание; модульное оригами.

ОО «Речевое развитие»: перед обучением детей работе с разнообразными материалами проводила беседы по ознакомлению со свойствами и с практической деятельностью этих материалов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: совместно с детьми и родителями создала коллекции - «Волокнистые материалы», «Бумага», «Пуговицы и бусины». Подобрала разный бросовый и подручный материал, наборы инструментов для работы, изготовила схемы последовательности выполнения работы.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: систематизировала литературно - художественный материал: (пословицы и поговорки о труде, загадки, стихи и рассказы) для применения в процессе изготовления поделок. Разработала правила по технике безопасности при работе с природным, бросовым материалом и инструментами.

ОО «Физическое развитие»: во время практической работы использую физ. минутки и пальчиковые игры.

В своей работе использовала тематический принцип построения деятельности, что позволяет варьировать ее в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительных результатов.

Формы работы с детьми и их родителями:

теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми и взрослыми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия; практические - непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей, детское художественное экспериментирование, сотрудничество детей и родителей при выполнении работ, анализ и самооценка деятельности детьми, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям.

Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям предлагала примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проводила консультации с родителями. Родители принимали активное участие в обогащении развивающей предметной среды, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий, привлекались к участию в совместной проектной деятельности с детьми, совместных праздниках, конкурсах и развлечениях, мастер-классах.

- участие в выставках.

Если большинство родителей станет больше уделять внимания своим детям, заниматься, играть с ними, то проект можно будет считать реализованным.

Центр ЭВРИКА

Предлагаем Вам принять участие в Международном творческом конкурсе для детей и взрослых Время знаний .

Диплом высылается в течение 1-2 дней после получения пакета документов администрацией ЦПМ Эврика !

- повышение профессиональной активности педагогов и учащихся;
- формирование мотивации к творческой деятельности;
- содействие профессиональной и личностной самореализации.

В номинациях на конкурс можно предоставить различные материалы: рисунки, фотографии, поделки и т.д.

Номинации для воспитателей, учителей, родителей:

Педагогический проект
Сценарии праздников и мероприятий
Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов
Оформление помещений, территории, участка
Лучший мастер-класс
Лучший сайт (блог) педагога
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Мой лучший урок
Моё лучшее занятие (для работников ДОУ)
Внеклассное мероприятие
Лучшее портфолио педагога (учителя, воспитателя)
Окружаем заботой и добротой (конкурс для социальных педагогов)
Презентация к уроку
Конспекты занятий
Открытый урок
Лучшая стенгазета
Мой педагогический опыт
Инновационные методики и технологии в обучении
Современные педагогические технологии на занятиях в ДО
Лучшая педагогическая инициатива
Эссе на тему Почему я учитель (педагог, воспитатель)
Лучший урок с использованием компьютерных технологий
Совершенствование профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях модернизации образования
Мой метод подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Лучший конспект занятий
Лучшая авторская дидактическая игра
Учебный проект
Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия
Лучший мини-музей в ДОУ
Игра как ведущая деятельность дошкольника
Лучшее летнее оформление участка ДОУ
Быть учителем (воспитателем) – моя судьба
Как прекрасен этот мир
Хэллоуин - дома, в школе, во дворе!
Лучшее Новогоднее поздравление
Лучшее оформление музыкального зала к Новому 2016 году
Новый год своими руками (творческий конкурс)
Поэтическая проба пера. Литературное творчество
Лучший новогодний костюм педагога ДОУ
Лучшее новогоднее оформление ДОУ
Международная научно-практическая конференция преподавателей
Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей
Лучший сайт учреждения


Номинации без тематических ограничений (для детей и взрослых):


Детские исследовательские работы и проекты
Золотая кисть (рисунок)
Декоративно-прикладное творчество
Рукописные книги
Фотография и видео (анимация)
Поэтическая проба пера. Литературное творчество
Кроссворд
Театральный вояж
Стань звездой! (музыкальный конкурс)
Юный музыкант
Конкурс чтецов
Конструирование детьми из лего наборов
Светлая Пасха
Лучшее портфолио ученика
Основы детской журналистики
Моя семья
Семейные традиции
Национальные традиции
Путешествия
Наши маленькие Олимпийские Надежды
Театр моды
Мои любимые питомцы
Спортивные достижения
Будь здоров!
Правила дорожного движения
Подводный мир
Мои фантазии
Волшебная страна оригами
Звёздный космос
Моя первая учительница
Мой любимый воспитатель
Православные храмы России
Школа – мой родной дом
Времена года
Наши добрые ладошки (рисуем ладошками)
Моя любимая игрушка – мой талисман
Весёлые эксперименты
Моё хобби
Моя коллекция
Моя будущая профессия
Профессии наших родителей
Золотые руки
Русский сувенир - гордость России
Весенняя капель
Моя малая Родина
Россия – Родина моя!
2015 год - год Литературы в России
Компьютерная графика
Хэллоуин - дома, в школе, во дворе!
Мой новогодний костюм
Новогодняя открытка
Новый год своими руками (творческий конкурс)
Волшебное рождество
Символ года 2016 своими руками!
Международная научно-практическая конференция учащихся
Всероссийская научно-практическая конференция учащихся
Моя семья - моя династия
На пороге Новый Год - Обезьяна у ворот.

1. Принять участие в конкурсе могут дошкольники, обучающиеся, педагогические работники любых образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений; средних общеобразовательных учреждений; учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; коррекционных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования детей и т.д.).
2. Возраст участников не ограничивается, педагогический стаж не учитывается.
3. Участие может быть только индивидуальным. Каждый участник может принять участие в нескольких номинациях.

Организационный взнос за участие в конкурсе:

Организационный взнос за 1 работу в конкурсе составляет 90 рублей с участника.

Оплату организационных взносов за несколько участников конкурсов разрешается произвести одним платежом.

Источники: http://www.rae.ru/forum2012/265/1173, http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/7722-organizatsiya-sovmestnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-vzroslogo-i-rebenka-v-seme.html, http://evrika-centr.moy.su/publ/1-1-0-30

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Танцы детей 7 лет хип хоп

ОТКРЫТЫЙ НАБОР ХИП - ХОП / Hip-hop ПОДРОСТКОВ И далее...

Меню ребенка при отравлении и рвоте

Что можно есть ребёнку при отравлении Каждый родитель далее...

Сайт развития детей 3 4 года

Развитие ребенка 3-4 лет: шпаргалка для далее...

Церукал детям при рвоте дозировка

Препарат церукал -инструкция далее...

Ребенок 2 5 года и детский сад

Во сколько лет далее...

Давать уголь ребенку аллергии

Почему нужно пить активированный уголь при аллергии Активированный далее...

Детское развивающее видео для детей про животных

Развивающие Видео 5,239 SUBSCRIBERS 8 далее...

Популярные статьи

x