Главная » Творческий ребенок

Задачи и методы руководства творческими играми детей

Консультация на тему:
Консультация для воспитателей. Огранизация и руководство творческими играми детей

пгт Ильский 2014г.

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Лев Семенович Выгодский (психолог и дефектолог) писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится - и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие. » Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ - дети создают игру. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких – то иных целей. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

  • помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

  • например младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки ивнесение игровых материалов;
  • старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
  • непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).

В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:

  • обогащать содержание игры;
  • развивать конструктивные способности детей;
  • учить их строить из разного материала.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

  • постройка по замыслу;
  • по условиям;
  • по предложенной теме.

В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как:

помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.

Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.

Рябчук Т.В. Лукьяненко М.А .

проблемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Работа посвящена проблеме организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: игра, сюжетно-ролевая игра,методы руководства.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка, становлении у него творческих способностей.

Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе [2].

Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему градусник). Они учатся решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, строят сооружения, договариваются, кто кем будет, и что будут делать. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимания между детьми и воспитателем, и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе [1].

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному обобщению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают к самостоятельной игре. Это значит, что надо поставить детей перед такой игровой ситуацией, которая им интересна, которую они захотят решать сами.

Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Эмоционально - деловой контакт и доверие взрослого влияют на развитие игры. Взрослый должен стать на время ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно. Понимая и чувствуя игру детей, он может вовремя подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем ребенок справится сам. Это может быть достигнуто путем постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций, в которых игровая задача программируется заранее взрослым, то есть создаются условия для решения теми или иными способами и средствами. Взрослый не дает готовый образец решения, а вызывает ребенка на самостоятельное достижение воображаемой цели [3].

Для развития игры как самостоятельной детской деятельности начиная с первых этапов ее развития важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому их решать, усложняющимися способами и средствами поэтапно. Новый игровой способ, новое игровое умение ребенок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со взрослыми. Для усвоения вновь приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок не только самостоятельно повторил этот способ в тех же условиях, но и по - разному примерял его в различных проблемных ситуациях. Взрослому необходимо учитывать, что игра по своей природе требует: во- первых, активности, инициативности ребенка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средой; во- вторых. обобщения опыта деятельности; в-третьих, самостоятельности ребенка при решении игровых задач.

При этом воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности, ее зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта ребенка в игре. Каждый возрастной этап требует изменений в содержании работы с детьми [3].

Все это возможно лишь при комплексном руководстве игрой, в системном подходе к ее формированию. В традиционном руководстве игрой основное внимание сосредоточено на том, что для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, а единый комплекс обязательных психолого-педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры, и называются следующие компоненты комплексного метода: планомерное обогащение жизненного опыта детей; совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового опыта, игровых умений; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение самостоятельного применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни [1].

Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей. Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых этапов организуется, как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Основные компоненты комплексного подхода сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогического воздействия. Например, на этапе формирования ознакомительной предметной деятельности, главный компонент руководства игрой - подбор игрушек с определенными свойствами (погремушки, подвески) и общение взрослого с ребенком. На этапе отобразительной деятельности на первый план в комплексном подходе формирования игры выступают обучающие игры, показ игрового действия. Например, как покатать машину, как кормить куклу, укладывать спать. На этапе формирования сюжетно - отобразительной игры на первый план выходит организация практического опыта и проблемное отношение взрослого с ребенком по ходу игры. Значение совместных игр детей с воспитателем вновь усиливается с переключением малышей на ролевое поведение [2].

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

1. Зворыгина, Е.В, Комарова, Н. Педагогические условия
формирования сюжетно - ролевой игры. // Дошкольное
воспитание. - 2009. - №5, с. 31.

2. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М. Просвещение, 2002, 128с.

3. Михайленко, Н.Я. Короткова, Н.А. Как играть с ребенком. - М. Педагогика, 2000, 160с.

Источники: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/29/konsultatsiya-dlya-vospitateley-ogranizatsiya-i, http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-311/social-law-and-special-educational-psychology-311/7445-problems-of-management-of-children-play-syuzhetnorolevoy-preschool-age

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам

Запор может появиться в любом возрасте и у любого далее...

Сюжеты и содержания игр детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью детей далее...

Животные африки для детей

Стихи про африку Мы в Африку ходили далее...

Оригами детей 7 8 лет видео

Опубликовал 11/05/2014 | далее...

Содержание этапы эмоционального развития детей

1.1. Исследование эмоций в психологии (теории и далее...

Как нарисовать лошадь для детей 8 лет

Как нарисовать. Как нарисовать человека. Как нарисовать видео. далее...

Есть маме ребенка аллергия

Питание кормящей матери Приняв решение кормить далее...

Популярные статьи