Главная » Животные для детей

Особенности знаний детей животных

Экология/ 5.Проблемы экологического воспитания молодежи

Стрекаловская М.М. к.п.н.

Бурятский государственный университет, Россия

Диагностика знаний детей 6-7-и лет о животных озера Байкал

Вода – одно из основных условий жизни всех живых существ на Земле. Это - одно из самых распространённых веществ на нашей планете, но уже сейчас миллионы людей на Земле испытывают дефицит в питьевой воде, умирают от её недостатка.

Озеро Байкал – крупнейший на Земле резервуар пресной воды. В нём сосредоточена 1/5 часть мировых запасов поверхностных пресных вод и основной запас пресной воды России. Байкал – крупнейший очаг видообразования. Здесь обитает более 2,5 тысяч видов растений и животных. Более 80% из них эндемичны. Аналогии данной экосистемы в природе нет. Красота, мощь Байкала делает его для многих людей местом духовного обогащения.

Жители Байкальского региона, – хранители главного богатства человечества. На протяжении многих тысячелетий жители Прибайкалья свято берегли чистоту священного озера-моря и прилегающие к нему территории. Из поколения в поколение как самое дорогое люди передавали свою любовь к Байкалу, традиции его охраны своим детям и внукам. С распадом традиционного уклада жизни разрушаются и традиции охраны природы у берегов Байкала.

Интенсивная браконьерская вырубка лесов в Байкальском регионе приводит к обезвоживанию территории. Исчезают обильные ягодой, грибами лесные угодья. Мелеют реки, а небольшие речушки и совсем высыхают. Снижается уровень грунтовых вод, в сёлах уходит вода из колодцев. В некоторых местах Прибайкалья уже нечем поить скот, поливать огороды. Ухудшается качество воды. Некогда кристально чистый Байкал, наполненный дистиллированной водой, превращается в резервуар для стоков производственных отходов. Гибнут обитатели Байкала.

В последние десятилетия под давлением общественности в России разработан комплекс мер по сохранению Байкала. Одно из направлений в этой работе – повышение экологической культуры населения Байкальского региона начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры личности: элементарная экологическая грамотность, экологически ориентированные деятельность и поведение, любовь к родной природе (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и др.). Ориентировочную основу осознанной природоохранной деятельности и положительного отношения детей к окружающей их природе составляют экологические знания.

Нами было проведено обследование детей 6-7 лет, живущих недалеко от Байкала. Обследование было направленно на выявление характера знаний о животном мире озера Байкал. Работа проводилось в детских садах № 56, № 58 г. Улан-Удэ республики Бурятия. Знания дошкольников оценивались с позиций адекватности, широты, полноты, существенности, обобщенности, системности, разработанных В.И. Логиновой.

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни знаний детей о животных Байкала:

0 уровень знаний - дети не называют байкальских животных, не описывают их строения.

1 уровень - дети называют животных Байкала, раскрывают строение живых организмов.

2 уровень - дети называют животных. раскрывают их строение, выделяют особенности строения, но не обосновывают эти особенности существенными зависимостями.

3 уровень - дети называют виды байкальских животных, раскрывают их строение, особенности строения, обосновывают особенности строения одного класса животных условиями водной среды обитания, устанавливают пищевые связи между организмами.

4 уровень - дети называют виды, раскрывают строение, особенности строения, обосновывают особенности строения нескольких классов животных существенными зависимостями, устанавливают полные цепи питания между организмами.

В ходе обследования дошкольникам б ыло предъявлено 4 серии заданий. З адания были направлены на выявление особенностей знаний детей о животных Байкала, относящихся к классу ракообразных, знаний детей о рыбах Байкала, водоплавающих птицах, зверях Байкала.

Анализируя знания детей о представителях разных классов байкальских животных, можно отметить, что дошкольники практически не знают основных представителей байкальских ракообразных (эпишуру, бокоплава, циклопа), затрудняются в определении их строения, назначения частей тела животных, выявлении пищевых связей.

Узкие, неполные знания у дошкольников и о рыбах Байкала. Дети не знают представителей данного класса - осетра, окуня, омуля, бычка, голомянку. В то же время отдельные дошкольники выделяют строение рыб, определяют назначение частей тела рыб, знают о питании рыб, их ценности для человека. При этом они, как правило, опираются на свои знания об аквариумных рыбах: «Рыба плавает в воде. Она поедает разных маленьких червячков и рачков в аквариуме. Я кормлю рыбок рачками» (Дима М, 6 л. 5 мес. ).

Дети плохо знают и байкальских водоплавающих птиц - уток, гусей, чаек и др. их питание, но выделяют основные части строения птиц. В отдельных случаях дети устанавливают связь между особенностями строения птиц и условиями их передвижения: «Перепонки на лапках помогают птице грести в воде» (Саша Ш. 6 л. 7 мес.).

Примерно четверть детей знают основного представителя млекопитающих Байкала - нерпу (байкальского тюленя). Некоторые отмечают обтекаемую форму тела нерпы, выделяют ласты, хвост, пытаются ; установить их функции. Оюна Ц. (6л. 6 мес.): «Ласты и хвост нерпе нужны, чтобы плавать». Боря П. (6 л. 3 мес.): «Жир греет в холодной воде». Только четверть детей знает, что нерпа ест рыбу. О значении самой нерпы дети не знают.

Итак, анализ полученных результатов показал преобладание у старших дошкольников 0 (70%) и 1 (10%) уровней знаний о животных Байкала. Дети знают название лишь некоторых животных, обитающих в Байкале, выделяют некоторые части строения животных, но, как правило, не раскрывают их особенности, не обосновывают эти особенности характером водной среды обитания.

Наличие у старших дошкольников попыток установить в отдельных случаях существенные связи природы (13% - 3-й уровень знаний) свидетельствует о возможности освоения этого содержания всеми детьми в условиях целенаправленной работы в данном направлении.

Первое необходимое условие повышения уровня знаний детей о животных Байкала – это создание программы системных знаний об обитателях Байкала. Именно программы системных знаний, как доказывает теория и практика обучения, имеют высокий развивающий эффект (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.И. Логинова, М.В. Крулехт и др.).

Первую в истории дошкольной педагогики программу системных знаний для дошкольников о существенных связях природы разработала в 70-е годы 20-го века И.А. Хайдурова. По аналогии с этой программой мы разработали и апробировали программу системных знаний о животных Байкала. Её структура и содержание будут изложены в следующих публикациях.

Освоение детьми природоведческих программ знаний о Байкальском регионе должно способствовать сохранению Байкала – уникальнейшего озера Земли.

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Диагностика экологических знаний детей 6-7 лет

Выявить знания детей о живых организмах, живущих в уголке природы, их характерные особенности, условия жизни, приспособлении к среде обитания.

Выявить знания детей о растительном мире данной местности, условиях успешного роста и развития растений, птиц.

Выявить знания детей о сезонных изменениях в природе; о приспособлении животного и растительного мира к среде обитания, сезонным изменениям.

Выявить умения детей классифицировать животных по группам, растения по месту их произрастания.

1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме?

Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

Как ты ухаживаешь за аквариумом и его обитателями?

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (от 4-х и более видов)

Какие условия необходимы для комнатных растений? (свет, вода, тепло, питательная почва, уход, ласковое обращение)

Как ты ухаживаешь за ними, покажи.

3. Расскажи, кто живёт в этой клетке?

Что необходимо ему чтобы он себя хорошо чувствовал?

Как ты ухаживаешь за ним?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь?

Какие травы и кусты? (4 и более вида)

5. Почему эти растения так хорошо растут?

Как ты думаешь, что происходит с растениями зимой?

6. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой?

Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Почему это необходимо? Как этих птиц назвать одним словом? (4 и более видов).

7. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (4 и более видов)

8. Расскажите, что делают в зимнее время ёж, лось, лиса, белка.

9. Расскажите, если сможешь, покажи, какие насекомые встречаются у нас на участке? (картинки с насекомыми данной местности).

Ещё каких насекомых ты знаешь?

10. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)

11. Что такое лес? Расскажите, что ты знаешь о нём (растения, животные)

12. Кто заботится о лесе?

Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

13. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.). Расскажи, что напутал художник?

14. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери (млекопитающие), птицы, животные травоядные и хищные, земноводные).

15. Выяснить умение определять условия жизни животных: где живёт, чем питается, как передвигается, умение устанавливать связь между внешним строением, образом жизни и средой обитания, характером движения и органов передвижения и средой обитания)

  • Где живут Рыбы?
  • Могут ли они обитать на суше? Почему?
  • Что помогает рыбам жить и передвигать в воде?

Критерии оценки ответов:
От 15 до 22 баллов – низкий уровень
От 23 до 37 баллов – средний уровень
От 38 до 45 баллов – высокий уровень

10 новых видов животных, тест на знание лексики регионов и особенности российской порноиндустрии

Каждый вечер The Village знакомит читателей с самыми популярными в соцсетях новостями и материалами. В этом выпуске: новая песня The Kooks, свежие идеи для тех, кто интересуется дауншифтингом, и тест на знание лексики регионов.

На Look At Me — обзор десяти новых видов животных, о которых узнали сравнительно недавно. Сумчатые мыши, умирающие от стресса во время спаривания, курносые обезьяны, чихающие во время дождя, и другие прекрасные звери — в материале.

Тест на знание лексики регионов

W-o-s.ru снова предлагает убить время, пройдя познавательный тест. На этот раз предлагают проверить, насколько хорошо вам знакома лексика регионов. В процессе прохождения можно существенно пополнить словарный запас.

Как устроена порноиндустрия

«Афиша-Воздух» опубликовала текст Егора Мостовщикова о том, что собой сейчас представляет производство фильмов для взрослых в России. Каков карьерный путь русских порноактрис, куда пропадают отечественные порномагнаты и каковы перспективы у нашей порноиндустрии — читайте в материале.

Свежий трек The Kooks

Британский коллектив The Kooks выпустил новый трек под незатейливым названием Forgive and Forget. Песня войдёт в выходящий первого сентября альбом Listen.

Идеи для дауншифтинга

На FurFur — познавательный материал о том, что сейчас представляет собой некогда модный дауншифтинг. Текст предлагает взглянуть на это явление слегка нетрадиционно — это не только способ бросить надоевшие каменные джунгли и избавиться от офисного рабства, но и отличная возможность научиться новому — например, поработать на органической ферме или прокачать себя в робототехнике.

Рассказать друзьям

В Россию запретили ввозить овощи и фрукты из Египта

В MMOMA пройдет винтажный маркет

Business geek: Претенденты на покупку Twitter, фитотерапия от Marlboro и проверка iPhone 7

Управделами президента опровергло свою причастность к «даче Медведева»

Источники: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Ecologia/5_118534.doc.htm, http://doshvozrast.ru/metodich/kontrol03_6.htm, http://www.the-village.ru/village/city/city/160145-ssylki-dnya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Лечение аллергии у ребенка 1 год

Выбираем лучшее средство далее...

Рацион питания ребенка после 1 года

Меню ребенка в 1 год 19 июля 2014 | просмотры: далее...

Снится кормить грудью новорожденную девочку

Кормить грудью, сонник Лоффа Кормить ребенка грудью далее...

Почему цветет кожа у новорожденного

Цветение у новорожденных Акне или цветение у новорожденных далее...

Примерная характеристика ребенка дошкольника

Образец характеристики на ребенка далее...

Самое интересное детей 8 лет

Интересные факты о тиграх - двух тигров с одинаковыми далее...

Дошкольное обучение детей зпр

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного далее...

Популярные статьи

x