Главная » Животные для детей

Развитие речи детей животные

Урок развития речи Дикие животные

Тема. «Дикие животные леса».

  • познакомить учащихся с дикими животными леса; их названиями, внешними признаками, повадками;
  • закрепить в речи детей словосочетания, определения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование: иллюстрации диких животных леса, ненецкий узор «уши зайца», силуэты животных, индивидуальные карточки с изображением недорисованных животных, аркан, панно с изображением леса.

Ход занятия

I. Организационный момент

Что здесь лишнее?

(Индивидуальные карточки с силуэтами животных).

Корова, лошадь, волк, коза, свинья, овца.

– Назовите животных, которые изображены.

– Найдите лишнюю картинку.

– Какое это животное? Где он живет?

– Как называются эти животные?

II. Введение в тему

– Сегодня я получила письмо из леса от моих друзей. Они пишут, что очень хотят с вами познакомиться. Они прислали свои фотографии, чтобы вы узнали, какие они, где живут и что любят. Посмотрите на доску, вспомните, как называется каждое животное, и подберите к нему слово, которое отвечает на вопрос, какой? о черте характера.

(Учитель выставляет иллюстрации животных).

Лиса какая? (хитрая, умная)

Волк какой? Медведь какой? Заяц какой? Белка какая?

III. Дидактические игры:

(Выставляю панно с изображением леса).

– Пока мы знакомились с новыми друзьями, в лесу начался сильный дождь. Давайте вместе с вами поможем зверям спрятаться в свои домики.

– Куда спряталась белка? Где живет белка?

(Дети составляют предложения и хором повторяют).

На столе картинки: орехи, шишки, мед, грибы, мясо, ветка.

Вызванный ученик берет картинку со стола по заданию учителя.

Дети строят ответы предложением.

Белка любит … Ежи едят. Волк ест … Медведь любит … Заяц грызет …

(предложения повторяем хором)

IV. Физминутка

Я белка в колесе прыгаю на месте, (прыжки на месте)
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. (под счет ученик прыгает 5 раз)
Прыгать серенький горазд – он подпрыгнул десять раз. (ученик прыгает 10 раз)

V. Дидактические игры (продолжение):

«Про кого можно сказать так …»

Воет – …, крадется – …, пугается – …, тявкает – …, хитрит – …, охотится – …, кусается – ….

Лиса – …, медведь – …, волк – …, белка – ….

VI. Помогите художнику

Учащимся раздаю индивидуальные карточки с изображением животных.

Задание: дорисовать животных.

– Каких животных не дорисовал художник?

– Почему вы думаете, что это медведь и заяц?

VII. Продолжить ненецкий узор «уши зайца» и закрасить.

(У каждого ученика индивидуальная карточка с узором)

VIII. Игра “Зааркань оленя” (ненецкая игра).

Правила игры: необходимо набросить аркан на “рога оленю”. Оленем у нас будет стул, аркан – это верёвка сложенная определённым способом. Вам нужно накинуть верёвку на спинку стула. Игра проводится до тех пор, пока не останется один игрок.

IX. Итог урока

– Вот сколько стало у нас с вами новых друзей – и взрослые звери, и их детеныши.

– Какие это животные?

– Почему мы про них так говорим?

  1. З.К. Агранович «Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
  2. С.Н. Шаховская «Занятия логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи».
  3. Л.Е. Кыласова «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста».

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Лошадь - лошадочка, жеребенок - жеребеночек; корова - коровушка, бык - бычок, теленок - теленочек; овца - овечка, ягненок - ягненочек; коза - козочка, козел - козлик, козленок – козленочек; поросенок - поросеночек; собака - собачка, пес - песик, щенок - щеночек; кошка - кошечка, кот - котик, котенок – котеночек.

*Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Логопед говорит: “Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?”

“Котята”, - отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.

*Закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: кошка, собака, поросенок.

Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

-Какая кошка? (ласковая, милая)

- Какая собака? (верная, добрая, дружелюбная)

- Какой поросенок? (розовый, смешной, полненький)

3. Текстовый материал.

Эталонный рассказ “Козлик”.

У Нины был козлик. Пасла Нина своего козлика на полянке. Бегал козлик по полянке, искал вкусные листики. Вот у моста куст. Вкусные листики на кусте. Стал козлик листья есть, увидела это Нина и погнала козлика домой.

Учитель-логопед приветствует школьников и предлагает ученикам вспомнить и назвать домашних животных.

  • Сообщение темы.
  • Развитие лексического строя речи.

    Активизация номинативного словаря.

    Задание 1. Загадки. Логопед вывешивает на доску картинки животных и спрашивает у детей: Сейчас я загадаю животных, а вы отгадайте, кто…

    Охраняет, верная, добрая (собака)

    ласковая, гибкая, мурлычет, ловит мышек (кошка)

    хрюкает, любит копаться в грязи (поросенок)

    большая, рогатая, дает молоко (корова)

    ржет, скачет, возит (лошадь)

    Глазищи, усищи, хвостище,

    а моется всех чаще. (Кошка)

    Ест киска суп из миски,

    Сыта киска, пуста миска.

    С людьми дружит,

    Активизация номинативного и атрибутивного словаря.

    Задание 2. Дифференциация домашних и диких животных.

    Игра “Кто домашний, а кто дикий?”

    Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: “Домашнее, дикое. Домашнее, дикое”. Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: “Дикое” (или: “Домашнее”). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становится ведущим.

    Задание 3. Какого цвета животные . На доске висят картинки домашние животных. Логопед: Я буду показывать животных, а вы скажите, какого они цвета :

    конь, жеребенок, лошадь – коричневые

    корова, бык, теленок - бурые

    овца, баран, ягненок – белые

    коза, козел, козленок - серые

    свинья, поросенок - розовые

    собака, пес, щенок - рыжие

    кошка, кот, котенок – пестрые

    Активизация предикативного словаря.

    Задание 4. Кто что умеет делать . На доске висят картинки. Логопед: Вспомните, что умеют делать животные и называет животных.

    Лошадь – ржать, возить, скакать;

    Корова – мычать, жевать, пастись;

    Свинья – хрюкать, рыть, чавкать;

    Собака – охранять, лаять, кусать;

    Кошка – мяукать, мурлыкать, царапать.

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Задание 5. На столе логопеда расставлены игрушечные животные (до этого момента накрытые покрывалом, чтобы дети их не видели). Игрушечные животные в 2 экземплярах: большой зверь и поменьше. Логопед снимает покрывало с игрушек и говорит: Мы уже знаем домашних животных. Посмотрите, к нам в гости пришли животные. У каждого из них есть младший братик или сестричка. Давайте назовем их… Логопед показывает на кошку, дети ее называют. Логопед: А это – кошечка, котенок… – показывает на маленькую кошку. Дальше логопед показывает на собаку, дети называют ее; показывает на маленькую собаку – дети сами называют собачка, щенок и т.д.

    Задание 6 (с элементами логоритмики). Логопед включает относительно громкую музыку и говорит: Сейчас мы будем изображать животных. Вася будет собакой. Леша будет кошкой. Оля будет свиньей и т.д. Покажите, как ходят эти животные . Дети изображают животных. Потом логопед ставит тихую, расслабляющую музыку и говорит: А теперь вы стали маленькими котятами, щенками, поросятами. Теперь вы ходите совсем легонечко, очень тихо и осторожно… . Дети показывают, как ходят маленькие животные.

  • Работа над текстом.
  • Задание 8. Текст Козлик /см. речевой материал, эталонный рассказ /.

    *Логопед читает текст;

    *Беседа по содержанию рассказа с опорой на картинку:

      • О чем этот рассказ?
      • Что делал козлик со своей хозяйкой?
      • Что искал козлик?

      *анализ содержания рассказа (с опорой на картинку), предполагающий выделение объектов (голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), шерсть) и составление плана рассказа по опорным картинкам;

        • пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана;
        • пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), а затем и другими учениками.
        1. Итог занятия.

        *Ответы на вопросы:

            • Какова тема урока?
            • Назовите маленьких животных, о которых мы говорили?
            • Как называется рассказ, который пересказывали?

            *Оценка положительного вклада учеников в работу на уроке.

            1. Тарасова А.В. “Упражнения на каждый день”. М.-2008;

            2. Ушакова О.С. “Занятия по развитию самостоятельной речи”. М.-2010;

            3. Гаврилова А.С. Шанина С.А. Ращупкина С.Ю. “Логопедические игры”. М.-2010;

            4. Володина В.С. “Альбом по развитию речи”. М.-2010;

            5. Гомзяк О.С. “Говорим правильно в 6-7 лет”. М.- 2009;

            6. Дорофеева А.Н. “Наглядно-дидактическое пособие” (домашние животные). М. – 2010.

            Желаем успехов!

            Логопеды рекомендуют:

            Цели: закрепить знания детей о животных; их названиях, внешних признаках, повадках, как передвигаются, чем питаются, где живут и т. д.; названиях детенышей диких животных; закрепить в речи детей словосочетания: короткий хвост, короткие уши; длинный хвост, длинные уши; теплая шкурка ; учить подбирать синонимы, определения; развивать внимание, память.

            Оборудование : предметные картинки.

            Речевой материал : медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, дикие животные, берлога, логово, нора, дупло, лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий, охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает и др.

            1. Организационный момент.

            2. Работа с предметными картинками.

            Педагог выставляет картинки. Дети рассматривают их и называют изображенное.

            – Как назвать их одним словом?

            – Почему так называются?

            3. Дидактические игры.

            И г р а «Кто где живет?».

            И г р а «У кого кто?».

            И г р а «Подбери признак».

            – Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий и др.

            4. Подбор синонимов к слову медведь .

            Медведьмишка, косолапый, топтыгин, Михайло Иванович.

            5. Рассматривание картинок белки и зайца.

            – Какие у зайца уши? А у белки?

            – Какой хвост у зайца? А у белки?

            – Какая шкурка у зайца? А у белки?

            6. Игра «Про кого можно сказать…».

            – Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

            ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
            СТРОЯ РЕЧИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПРОШЕДШЕГО
            ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ

            Цель: закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

            Оборудование : предметные и сюжетные картинки.

            1. Организационный момент.

            2. Игра «Что делает? Что делал?».

            Педагог выставляет на стол игрушки: бабочку, самолет, птицу, воздушный шарик и др.

            Дети демонстрируют движение игрушек.

            – Что делает бабочка? (Бабочка летает.) И т. д.

            – А теперь каждая игрушка лежит на столе. Игрушки закончили летать, поэтому о них скажем по-другому.

            – Самолет что делал?

            3. Детям предлагается изобразить разных животных: заяц, медведь, собака, лиса, кошка и др.

            О т в е т и т ь н а в о п р о с ы:

            – Что делает заяц? Что делал заяц? И т. д.

            4. Составление предложений по двум сюжетным картинкам.

            – Что делает? Что сделал?

            Рома красит вертолет. Рома выкрасил вертолет.

            Вова строит дом. Вова построил дом. И т. д.

            Цели: закрепить знания детей о диких животных; продолжать учить детей составлять описательные рассказы по плану, правильно строить предложения; развивать мышление.

            Оборудование : предметные картинки.

            1. Организационный момент.

            2. Введение в тему.

            · Недотрога, весь в иголках, я живу в норе под ёлкой.

            · Хоть открыты настежь двери, но ко мне не входят звери. (Ёж.)

            Педагог выставляет картинку.

            – Какой ёж по размеру?

            – Чем покрыто тело ежа?

            Источники: http://festival.1september.ru/articles/610586/, http://www.logoped.ru/selumn04.htm, http://www.doumarx.ru/publ/razvitie_rechi/zanijatie_po_teme_quot_dikie_zhivotnye_quot_starshaja_gruppa/4-1-0-36

            Комментариев пока нет!

            Ваше имя *
            Ваш Email *

            Сумма цифр внизу: код подтверждения





            Избранные статьи

            Домашние животные детей 3 4 лет

            Конспект занятия с детьми возраста c далее...

            Методика обучения детей ходьбе

            Обучение малыша самостоятельной ходьбе В возрасте 8-12 месяцев молодых родителей далее...

            Рассказы для детей 10 12 лет

            Паустовский рассказы для детей Паустовский рассказы для детей Была далее...

            Лагерь для детей 3 лет

            Детские лагеря в Москве далее...

            Аденоиды у ребенка 3 лет

            Аденоиды в носу – лечение Аденоиды далее...

            Центр одаренных детей киров официальный сайт

            КОНТАКТЫ полезные ссылки Добро пожаловать! Наш далее...

            Как ходят животные для детей

            Животные для детей Большинство детей, далее...

            Популярные статьи

            x