Главная » Формирование ребенка

Формирование детей музыкально эстетического сознания

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА - Студопедия

Подробности Просмотров: 106

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музыкально-эстетического сознания дошкольников.

Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Эстетическое переживание. Б. М. Теплое, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д.

Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает.- На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Подробности Категория: Методическая копилка

Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки

Коновалова Надежда Валентиновна

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет ведутся дискуссии: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки». К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Для того чтобы говорить об организации музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с задачами музыкального воспитания ребенка, определить, зачем вообще нужны занятия музыкой.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством выполнения различных упражнений.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры.

Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. Чтобы осуществить эти цели, необходима качественная организация работы педагогов по музыкальному воспитанию детей. Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности. Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.
Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни. На процессе музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве. Одной из главных задач дошкольного воспитательного учреждения является четко скоординированная работа коллектива, оснащение инвентарем и привлечение родителей к этому важному для развития полноценной личности ребенка процессу.

Источники: https://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69222-razvitie-soznaniya-doshkolnikov-2, https://paidagogos.com/%3Fp%3D6120, https://lebds3.org.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/310-esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-muzyki

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Хлопья в моче у ребенка

Изменение свойств мочи и далее...

Сыпь во рту у ребенка фото

Сыпь во рту Сыпь далее...

Социокультурная среда формирования личности ребенка

Учреждение дополнительного образования как социокультурная далее...

Готовность к школе ребенка 6 7 лет

Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет. далее...

Ребенка сыпь ногах делать

Сыпь на ногах Любые далее...

Ребенок 1 5 года спит

13 янв 2010, 15:44 Ребенку далее...

Массаж ребенку 9 лет

Массаж В возрасте от 9 далее...

Популярные статьи

x