Главная » Формирование ребенка

Формирование грамматического строя детей алалией

Особенности психического и речевого развития при моторной алалии

При данном виде алалии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока.

Для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное поражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения носят билатеральный характер (затрагивают оба полушария).

Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.

В зависимости от моторных особенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

  • расторможенные, гиперактивные
  • заторможенные, малоподвижные

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество может иметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствие ослабленности левого полушария.

Психопатологическая симптоматика проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдает слухо-речевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальное развитие детей-алаликов в известной мере лимитировано состоянием речи). Тем не менее у детей с алалией в отличие от детей с умственной отсталостью не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой.

Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.

Особенности лексики

Дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Несмотря на то, что у детей с моторной алалией имеются достаточные артикуляторные возможности, то есть они могут воспроизвести различные артикуляционные позы, но тем не менее не могут реализовать эти возможности при произнесении слов. Им трудно даётся переключение с одной артикуляционной позиции при произнесении того или иного звука или слога к другой. Таким образом характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слова (опускание звуков и слогов, перестановки, замены), трудность актуализации даже хорошо знакомых слов по картинкам. Но ещё более трудными для актуализации являются слова, выражающие обобщающие и абстрактные понятия. Эти трудности обусловливают частые паузы, остановки в речи и широкое использование в общении мимики и жестов.

Особенности грамматического строя речи

Нарушения выражены резко, сохраняются в речи детей длительное время и характерны не только для экспрессивной, но и для импрессивной речи детей (затрудняются в дифференциации грамматических форм).

Существительные: характерны застревания на исходной форме (именительный падеж), вслед за именительным падежом, как правило, усваивают творительный. При усвоении дательного и родительного падежей особую трудность вызывают предложные конструкции (опускают предлоги, искажают окончания). Дети с моторной алалией с трудом усваивают склонение существительных. Характерная особенность при усвоении падежных окончаний: замена окончаний одного падежа окончаниями разных падежей (тогда как дети с нормальным речевым развитием на ранних этапах усвоения родного языка обычно производят замены окончаний лишь внутри какого-либо одного падежа).

Глаголы: характерны замены глагольных форм инфинитивом, которым дети пользуются достаточно долго. Очень сложно усваивают возвратные глаголы. С трудом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в прошедшем времени.

Прилагательные: появляются очень поздно. Часто вместо прилагательного употребляется неопределенная форма глагола. Отмечаются искажения родовых окончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

Особенности построения фразы

Если у ребенка с моторной алалией самостоятельно формируется фраза — это короткое простое предложение, в котором могут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Дети с моторной алалией преимущественно используют односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных (субъект — объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности связной речи

Формирование связной речи грубо нарушено. Ребенок не может передать последовательность явлений и событий, выделить временные, причинно-следственные и другие связи и отношения. У ребенка может преобладать:

  • нарушение последовательности изложения (страдает смысловое программирование);
  • последовательность может быть правильной, но ребенок не в состоянии выделить главное (страдает переход от мысли к речи).

В настоящее время разработана система работы с детьми с моторной алалией, и чем раньше она начнет применяться, тем больше шансов будет восполнить недоразвитие речи при алалии.

При коррекции этих и других нарушений речи
рекомендуем использовать программу Автоматизация согласных

Navigation

Формирование речи в случае её тяжелого недоразвития: командный и нейропсихологический подходы в работе логопеда (сенсомоторная алалия, афазия)

«Когда же? Ну когда же он заговорит?» -этого с трепетом ждут абсолютно все родители. К сожалению, далеко не всегда формирование речи у малыша происходит во-время. Причины могут быть разными. Что такое тяжелые нарушения речи?
Какие существуют основные принципы и подходы к формированию речи в случаях тяжелого нарушения ее развития? Какие есть этапы и методы работы по стимуляции и формированию речи?
Логопед-дефектолог, директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Битова Анна Льв овна и нейропсихолог Константинова Ирина Сергеевна представят авторский подход к коррекции тяжелых речевых нарушений, основанный на многолетнем опыте работы с детьми на базе Центра лечебной педагогики. Приглашаем 31 марта – 1 апреля на семинар Формирование речи в случае её тяжелого недоразвития: командный и нейропсихологический подходы в работе логопеда (сенсомоторная алалия, афазия). У Вас будет шанс овладеть новыми методиками и приемами стимуляции речи и коррекции речевых нарушений, познакомятся с методическими материалами и пособиями, используемыми в работе с детьми.

Тяжелые нарушения речи. Что это такое?

  • Основные принципы и подходы к формированию речи в случаях тяжелого нарушения ее развития: особенности нейропсихологического подхода в работе с детьми с речевыми нарушениями.
  • Этапы и методы работы по стимуляции и формированию речи:
  • начальный этап: установление контакта, формирование ритуала занятий, условия и способы вовлечения родителей в работу.
  • второй этап: формирование потребности в использовании речи.
  • третий этап: стимуляция речи; музыкальные средства стимуляции речи.
  • Разнообразные приемы и методы обучения чтению неговорящих детей.
  • Формы безречевой коммуникации.
  • Расширение словаря, формирование грамматического строя речи.
  • Сенсомоторная алалия -вариант тяжелого нарушения развития речи.
  • Ведущие семинара представят авторский подход к коррекции тяжелых речевых нарушений, основанный на многолетнем опыте работы с детьми на базе Центра лечебной педагогики. Слушатели овладеют новыми методиками и приемами стимуляции речи и коррекции речевых нарушений, познакомятся с методическими материалами и пособиями, используемыми в работе с детьми.

    -логопед-дефектолог, директор РБОО «Центр лечебной педагогики»

    Битова Анна Львовна;

    -нейропсихолог Константинова Ирина Сергеевна.

    На обучение приглашаются. логопеды, дефектологи, педагоги, психологи, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    По окончании участникам выдаётся сертификат.

    Стоимость участия – 6000 руб.; в стоимость включены кофе-брейки.

    Количество мест ограничено -необходимо получить подтверждение о зачислении!

    Записаться на семинар можно здесь.

    Для зачисления на семинарнеобходимо выслать сведения:

    -даты обучения;
    -полное название организации, адрес;
    -полные имя, отчество, фамилия слушателя, специальность/должность;
    -электронный адрес слушателя/организации, номер факса (с кодом);
    -рабочий(с кодом) и мобильный телефоны слушателя;

    -уточнить форму оплаты: физ.лицо или организация (по счёту);
    -потребность в общежитии.

    Вопросы, пожелания и заявки направляйте, пожалуйста, по адресу:

    РБОО «Центр лечебной педагогики», 119311, Москва, ул. Строителей, д.17Б.

    Тел./факс: (499) 131-06-83, 133-84-47, (495) 646-50-66. Контактное лицо – Ольга Шлейфман.

    с пометкой в теме: «повышение квалификации».

    Сайты: www.ccp.org.ru. www.osoboedetstvo.ru

    Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией FORMATION OF GRAMMATICAL MODELS IN EXPRESSIONAL SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ALALIA Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • ЭКСПРЕССИВНАЯ АЛАЛИЯ ,
    • ГРАММАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ,
    • ДИАЛОГ ,
    • КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ ,
    • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ,
    • ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ ,
    • ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ,
    • EXPRESSIVE ALALIA ,
    • DIALOGUE ,
    • COMMUNICATIVE SITUATION ,
    • GRAMMATICAL MODEL ,
    • GRAMMATICAL FORMS ,
    • PHRASAL WORDS ,
    • STAGES OF FORMATION

    Аннотация
    научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна

    Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием. В статье представлены этапы работы по формированию языкового механизма у детей с алалией через моделирование коммуникативных ситуаций.

    Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Gorchakova Alla Mihaylovna, Chaladze Elena Avtandilovna

    Article focuses on the most pressing problem for speech therapy: the formation of speech in children with systemic speech deficiency. In the article the system work on the formation mechanism of language in children with alalia through modeling communicative situations.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Самарский научный вестник , Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией // СНВ. 2013. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-modeley-v-ekspressivnoy-rechi-u-detey-s-alaliey (дата обращения: 17.09).

    Горчакова Алла Михайловна et al. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией Самарский научный вестник (2013). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-modeley-v-ekspressivnoy-rechi-u-detey-s-alaliey (дата обращения: 17.09).

    Горчакова Алла Михайловна Чаладзе Елена Автандиловна (2013). Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией. Самарский научный вестник URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-modeley-v-ekspressivnoy-rechi-u-detey-s-alaliey (дата обращения: 17.09).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией // СНВ. 2013. №1 (2) С.17-21.

    Горчакова Алла Михайловна et al. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией Самарский научный вестник (2013).

    Горчакова Алла Михайловна Чаладзе Елена Автандиловна (2013). Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией. Самарский научный вестник

    Источники: https://www.logoprog.ru/parents/defects/alalia-2.html, https://www.ccp.org.ru/formirovanie-rechi-v-sluchae-eyo-tyazhelogo-nedorazvitiya-komandny-j-i-nejropsihologicheskij-podhody-v-rabote-logopeda-sensomotornaya-alaliya-afaziya, https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-modeley-v-ekspressivnoy-rechi-u-detey-s-alaliey

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Отравление ребенка 2 года рвота

    Статья защищена законом далее...

    Открытое занятие детей 4 5 лет

    Конспект открытого занятия по обж для детей далее...

    Особенности экг у детей

    Экг у детей ЭКГ – далее...

    Давление 4 летнего ребенка

    Норма давления у детей Нарушения артериального далее...

    Возрастные особенности детей 3 лет фгос

    Папка-передвижкаВозврастные особенности 2-3, 3-4 детей далее...

    Спички детям не игрушка поделка изба

    «Спички детям не игрушка!» Поделка по противопожарной безопасности Елена далее...

    Какое животное можно подарить ребенку

    Какое животное подарить ребенку Ваши дети просят далее...

    Популярные статьи

    x