Главная » Формирование ребенка

Формирование отношений родитель ребенок

Влияние конфликтных супружеских отношений на формирование родительского поведения

Многочисленные исследования показали взаимосвязь между особенностями супружеского общения и свойствами личности ребенка. От характера и состояния супружеских отношений зависят воспитательные возможности семьи. Такие качества детей, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, значимо кореллируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями, и наоборот.

Нередко ребенок становится заложником супружеских проблем родителя, и его используют как разменную монету для разрешения супружеских конфликтов. Появляются такие детские роли, как «козел отпущения», «любимчик» мамы или папы, «примиритель».

Нельзя однозначно утверждать, что имеется прямая связь между конфликтными супружескими отношениями и развитием личности ребенка. Например, в случае разрыва супружеских отношений, в неполной семье может проявляться «замещающее удовлетворение потребностей», «расширение сферы родительских чувств», когда потребности, адресованные в норме другому члену семьи (супругу), удовлетворяются с помощью ребенка, как правило, противоположного пола. В литературе данный тип отношений назван как «отношение матери к сыну как к заместителю мужа» или «ребенок, исполняющий роль родителя» (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Столин, Соколова, Варга, 1989).

Подобные отношения проявляются в присвоении ребенку статуса «партнера», «главы семьи». Когда у ребенка нарастает реакция эмансипации, родитель отвечает на это усилением требования заботы, внимания к себе, навязчивым желанием находиться постоянно в обществе ребенка, желанием ограничить его контакты со сверстниками. Выполнение подобных требований может быть непосильно ребенку, и результатом может быть развитие у него нервно‑психического напряжения и тревоги.

В неполных семьях у детей часто отмечают снижение самооценки, неуверенность в себе. В этом случае нарушение семейной структуры действует патогенно через материнское отношение к ребенку. Исследование влияния семейной структуры (полная, неполная семья) на самооценку ребенка выявило, что в случае счастливо разведенной матери самооценка ребенка не кореллирует с его оценкой матерью. В этом случае родительское отношение позволяет ребенку вырасти самостоятельным, автономным. Конфликтные отношения в семье действует на ребенка более пагубно, чем развод. Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как «хорошие», вовсе не означает, что жизнь семьи протекает нормально. В литературе описаны способы «канализации» излишнего психического напряжения между родителями, когда диада «родитель‑родитель» автоматически вовлекает в себя третьего близкого человека, в результате чего конфликт может быть приглушен. Влияние супружеских отношений на детско‑родительские отношения принимает следующие формы.

Подключение ребенка к «семейному мифу» (Захаров, 1988; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Спиваковская, 1986). Это происходит в семьях, где оба родителя обладают сходной структурой неудовлетворенных потребностей – в основном это неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен чувство внутреннего дискомфорта, внутренняя конфликтность, неудовлетворенность, недовольство собой. Ребенок является в таком случае «громоотводом» для разрядки конфликтных, фрустрирующих переживаний, «козлом отпущения». На отношение к ребенку проецируются личностные конфликты, преобладает эмоциональное отвержение, недовольство личностью ребенка.

Отвержение супруга через ребенка. Недовольство супругом переносится на отношение к ребенку. В материнском отношении преобладает отвержение тех качеств ребенка, которые ненавистны у супруга. На ребенка обрушивается мощный порыв перевоспитания, в результате чего может сформироваться комплекс неполноценности. Иногда ребенок становится объектом идентификации то у одного, то другого родителя. Те папины черты, которые подмечает у него мама, вызывают ее раздражение, злобу и неприятие. Точно так же реагирует и отец. Поэтому в целом ребенок не принимается ни одним родителем.

Инвалидизация ребенка. Невротические нарушения, наблюдаемые у ребенка, могут явиться клиническим выражением супружеских конфликтов. Так, родители могут неосознанно фиксировать детский энурез невротического генеза, так как больной ребенок в определенной степени сплачивает супругов, не давая им возможности разойтись. Таким образом, невротический симптом ребенка становится условно желательным для родителей, позволяя вытеснять неблагополучие в сфере собственных интимных отношений (Варга, 1985)

А. С. Спиваковская (Спиваковская,1986) описала тип «семьи с кумиром», где воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Инвалидизация ребенка, стремление замедлить его взросление служит способом сохранения «объекта опеки», в противном случае «союз ради опеки» распадается.

Установление симбиотических отношений с ребенком при нарушении эмоциональных связей с супругом. Отношения между супругами часто способствуют изменению родительского отношения, которое приобретает компенсаторный, реактивный характер. Так может возникнуть симптом «расширения сферы родительских чувств». Родители хотят, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы часть тех эмоциональных потребностей, которые удовлетворяются в супружеских отношениях. Например, мать после развода может отказаться от вполне реального вторичного брака, стремясь отдать ребенку (чаще всего противоположного пола) всю свою любовь. Может стимулироваться эротическое отношение к родителям, например, ревность, детская влюбленность. Мать стремится удержать сына‑подростка с помощью доминирующей или потворствующей гиперпротекции, нередко она контролирует взаимоотношения сына с девушками.

Купить хорошее термобелье в Харькове по лучшим ценам можно на нашем сайте.

Счетчик

Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста Child-parent relationship as the development factor of toddler#39;s communication Текст научной статьи по специальности Психология

  • ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ,
  • ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ,
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ ,
  • ТИПЫ И СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ,
  • ОБЩЕНИЕ ,
  • ТРЕНИНГ ,
  • TODDLERS ,
  • CHILD-PARENT RELATIONSHIP ,
  • PARENTAL ATTITUDES ,
  • TYPES AND STYLES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIP ,
  • COMMUNICATION ,
  • THE TRAINING

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна

Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Tokareva Elena Nikolaevna, Rychkova Lidiya Sergeevna, Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology

The article deals with basic concepts of child-parent relationship. Crucial importance of the factor of parents with children interaction on toddler#39;s mental development is defined. The authors analyze the influence of child-parent relationship on children#39;s communicative activities. An original training program directed on the child-parent relationship optimizing.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология , Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2011. №18 (235). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-obscheniya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Токарева Елена Николаевна et al. Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология (2011). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-obscheniya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Токарева Елена Николаевна Рычкова Лидия Сергеевна (2011). Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-obscheniya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2011. №18 (235) С.89-93.

Токарева Елена Николаевна et al. Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология (2011).

Токарева Елена Николаевна Рычкова Лидия Сергеевна (2011). Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология

  • Главная
  • /
  • Механизмы формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю

Механизмы формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю

При экспертной оценке отношения ребенка к отдельно про­живающему родителю следует учитывать, что оно, во многом, определяется социально-психологическими особенностями семейного конфликта, возрастом ребенка, его индивидуально-психологическими особенностями, уровнем психической и эмоциональной зрелости, особенностями защитных механиз­мов, степенью психического индуцирования, а не только сло­жившимися взаимоотношениями с каждым из родителей в отдельности. В соответствии с данными психологии развития мнение ребенка не является полностью самостоятельным, а за­висит от мнений и оценок значимых близких. Механизмы фор­мирования негативного отношения к родителю при высококон­фликтных разводах могут быть связаны как непосредственно с поведением отвергаемого родителя, так и с защитными меха­низмами ребенка, активизирующимися в ситуации конфликта лояльности, когда ребенок отвергает одного из родителей для того, чтобы можно было бесконфликтно существовать рядом с другим родителем. Важнейшую роль в формировании негатив­ного отношения к одному из родителей играет психогенное ин­дуцирование другим родителем. При выявлении негативного или конфликтного отношения ребенка к одному из родителей задачей экспертного исследования является анализ причин и механизмов формирования такого отношения.

Были выделены следующие механизмы формирования не­гативного и конфликтного отношения к одному из родителей:

1) Негативное, конфликтное отношение к отдельно про­живающему родителю обусловлено негативным опытом вза­имодействия с родителем в пред- и в постразводный период.

Родители, обладавшие выраженными психопатологическими особенностями, проявляли по отношению к детям жестокость, грубость, часто допускали в их адрес унижающие высказыва­ния. 27 детей в период совместного проживания были свиде- телями агрессивного поведения родителя в отношении членов семьи. У многих отсутствовал опыт позитивно окрашенного эмоционального взаимодействия с родителем.

Иллюстрирует формирование у детей негативного отно­шению к родителю в условиях негативного опыта взаимодей­ствия с ним следующий клинический случай.

Экспертиза проводилась в отношении двух братьев, 13 и 7 лет, и их отдельно проживающего отца в гражданском деле по иску отца об определении порядка общения с детьми, встречному иску матери о лишении его родительских прав. В период со­вместного проживания отец злоупотреблял спиртными на­питками, в состоянии алкогольного опьянения становился грубым, придирчивым, агрессивным, требовал от жены и детей неукоснительного подчинения. Требовал от детей по­вторения фраз: «Папа — лучший друг», «Папа — командир», «Мама нам не нужна». К моменту проведения экспертизы уже 2 года родители мальчиков проживали раздельно, брак между ними был расторгнут. В связи с тем, что мать препят­ствовала отцу в общении с детьми, он обратился в суд с ис­ком об определении порядка общения. После начала судебно­го процесса отец угрожал старшему сыну в случае явки его в суд и дачи «ненужных» для него показаний «лишить его на­следства». При прохождении КСППЭ у отца несовершенно­летних были выявлены признаки синдрома зависимости от алкоголя средней степени, состояние ремиссии. На момент освидетельствования по психическому состоянию опасности для несовершеннолетних он не представлял, вопросов к пси­хологу (о влиянии его индивидуально-психологических осо­бенностей, стиля воспитания) в определении о проведении экспертизы не содержалось. У обоих мальчиков выявлялось негативное отношение к отцу. Старший во время клинической беседы вспоминал, что отца никогда не было дома, а когда при­ходил, никогда с ним и братом не занимался: «Мне кажется, что он только говорит, что любит, а на самом деле мы для него игрушки». Неохотно вспоминал случаи, когда отец выпивал. Рассказывал, что в состоянии опьянения отец их с братом оби­жал, ругал «ни за что».

Несколько детей (8 человек) изменили свое отношение к отвергаемому родителю после значимой для них психотравми- рующей ситуации, имевшей место в период раздельного про­живания.

Так, проводилась КСППЭ в отношении сестры, 9 лет, и брата, 7 лет. У старшей девочки было выявлено резко отрицательное отношение к отцу, она воспринимала его как угрожающую, агрессивную, опасную фигуру. У мальчика отношение к отцу было конфликтным. Родители детей проживали раздельно уже 6 лет. В период раздельного проживания отношения родителей оставались конфликтными. Так, после очередной ссоры мать обращалась в ОВД с заявлением о том, что бывший супруг, придя к детям, устроил скандал, нанес ей телесные поврежде­ния. Отец, несмотря на возражения матери, регулярно виделся с детьми, забирал их к себе на выходные. При этом отмечалась его большая строгость по отношению к дочери. Дети против общения с отцом не возражали. Со слов девочки, после окон­чания первого класса она несколько дней жила у отца. При клинической беседе об этом периоде вспоминала с неохотой. Рассказывала, что отец ругал ее за то, что она медленно ест, кормил ее насильно большой деревянной ложкой, отчего у нее дважды была рвота. Когда она сказала, что не хочет больше быть с папой, и попросила отвезти ее к матери, отец ее наказал, оставив на несколько часов одну в запертой машине, а сам по­шел с братом на речку. Рассказывала, что боялась, что на нее кто-нибудь нападет, потому что машина стояла рядом с лесом; плакала; звонила по мобильному телефону обоим родителям, просила, чтобы ее забрали. После этого эпизода девочка стала категорически отказываться от общения с отцом. Свое отно­шение к нему характеризовала как резко отрицательное: «он и ругался, и бил, и кормежка».

Заключение психолога для суда - записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Источники: https://best-mama.info/psikhologiya-vzaimootnoshenij-roditeli-i-deti/115-vlijanie-konfliktnyh-supruzheskih-otnoshenij-na.html, https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-obscheniya-detey-rannego-vozrasta, https://vprosvet.ru/negativnoe-otnoshenie-k-roditelyu/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Развивающие книги для детей 8 лет

Развивающие и обучающие книги На страницах этого обучающего далее...

Плоские красные пятна теле у ребенка

Красные точки на теле, далее...

Ребенка красные пятна болячки

Красные пятна у 10месячного ребенка. 1. Гость | далее...

Аллергия ребенка яблочный сок

Яблоки являются одними из далее...

Поделки из бумаги для детей 10 лет

Опубликовал 20/10/2014 | далее...

Сколько зубов у ребенка в 2 года

Зубы у детей в 2 года: далее...

Смотреть голос дети боль

Боль Hurt от автора Голос. Дети - слушать далее...

Популярные статьи

x