Главная » Формирование ребенка

Формирование пересказа детей с онр

Обучение дошкольников с ОНР пересказу

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед

В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста с Общим Недоразвитием Речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности всех сторон речи. Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это важно для успешного обучения в школе, общения со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств. Традиционная методика обучения детей связной речи сложна для большинства дошкольников с ОНР и требует дополнительных средств, облегчающих процесс становления связной речи. Особая роль в обучении дошкольников с ОНР связной монологической речи отводится пересказу.
Обучение пересказу обогащает словарный запас, развивает восприятие, внимание, память. При пересказе совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения грамматического строя речи. Использование для пересказа лучших произведений детской литературы позволяет развивать чувство языка, оценивать правильность высказываний в соответствии с языковой нормой.
При обучении пересказу детей с ОНР используются методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения.

Перечисленные методические приемы достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР.
На начальном этапе работы с детьми с ОНР используются небольшие тексты; их объем увеличивается с ростом речевых возможностей детей.
Обучение пересказу произведения лучше всего проводить на двух занятиях. На первом занятии - чтение произведения, разбор текста. Пересказ и анализ – на втором занятии. Текст необходимо медленно прочитать дважды. Когда текст читается второй раз дети могут помогать логопеду, досказывать незаконченные им предложения. Этот прием обращает внимание детей на возможные варианты изменения грамматической формы слова. Разбор содержания произведения проводится в форме беседы. Требования к качеству пересказа должны быть самыми серьезными, чтобы был именно пересказ, а не вольная интерпретация.
Вопросы, которые задает педагог, должны помочь детям выделить основные моменты сюжета, последовательность действий. Разбирая текст необходимо использовать иллюстративный материал. Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо провести лексический разбор текста. Это облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа. Второе занятие необходимо начать с повторного чтения текста с установкой на пересказ.
Использование наглядности при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию вербальной памяти и восприятия.
Очень эффективны приемы пересказа «по цепочке», выборочный пересказ и др.
В процессе занятий по пересказу специальное внимание формированию у детей грамматически правильной речи. В спонтанной речи эти дети в большинстве случаев пользуются простыми предложениями. В употреблении некоторых грамматических форм встречаются ошибки, в свободных рассказах детей встречаются многочисленные повторения одного и того же слова, нарушения порядка слов, пропуски слов, употребление подлежащего дважды, незаконченность предложений.
Встречаются в речи детей и сложные предложения, но порядок их построения часто нарушен.
Методика обучения пересказу предполагает, что на первом году обучения дети усваивают нормы употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, согласования прилагательных с существительными. Дети усваивают разные виды связи слов, согласование существительных и глаголов, прилагательных с существительными в косвенных падежах. Все это происходит в ходе разбора текста и пересказа.
Развитие фразовой речи на занятиях по пересказу заключается в усвоении норм построения фраз различной структуры.

Таким образом: пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком, запоминают образные слова. Они лучше начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет, по картине. Поэтому следует полнее использовать пересказ для формирования связной речи детей и совершенствования коммуникативных способностей.

Список использованной литературы:

1.Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.
2.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.; СПб. 2006.
3. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. - М. 2005.
4 .Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 2004. - № 2.

Обучение детей пересказу

Подобные документы

Понятие пересказа, роль и значение в развитии детей. Художественная литература как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Анализ деятельности мышления ребенка.

контрольная работа, добавлен 27.06

Понятие связной речи, методология ее формирования и развития у детей дошкольного возраста путем пересказывания литературных произведений. Сравнительный анализ применения развивающих программ в детском саду и их влияние на формирование речи ребенка.

реферат, добавлен 13.04

Характеристика развития связной речи ребенка в онтогенезе. Система работы воспитателя по развитию связной речи. Беседа и театрализация (имитация и пересказ) как основные приемы развития диалогической речи. План-конспект занятий по развитию связной речи.

курсовая работа, добавлен 22.10

Разговорная речь детей трехлеток как основа для формирования монолога в среднем возрасте. Особенности и методические приемы обучения пересказу в разных возрастных группах. Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей дошкольной группе.

реферат, добавлен 23.03

Понятие и функция связной речи. Особенности периодов развития связной речи детей дошкольного возраста. Задачи и содержание обучения дошкольников в детском саду. Специфика основных видов занятий для обучения рассказыванию по игрушкам в старшей группе.

контрольная работа, добавлен 16.01

Основные направления работы по развитию связной речи. Особенности речевого развития детей 4–5 лет. Пересказ как вид речевой деятельности. Методика обучения пересказыванию. Выявление уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 27.06

Способы и приемы обучения детей дошкольного возраста связной речи. Классификация высказываний по различным признакам. Результаты диагностики развития связной монологической речи старших дошкольников. Особенности процесса моделирования при обучении.

курсовая работа, добавлен 14.07

Понятие связной речи и оценка её значения для развития детей. Описание процессов отображения ребенком существенных сторон его предметного содержания посредством связной речи. Исследование особенностей развития ситуативной и контекстной речи дошкольника.

контрольная работа, добавлен 06.03

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как одна из главных задач детского сада. Этапы экспериментального обучения. Содержание опытного обучения детей. Специфика обучения пересказа, его влияние на развитие монологической речи дошкольников.

курсовая работа, добавлен 24.04

Направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи. Типичные морфологические и грамматические ошибки детей. Приемы обучения связной речи и их использование в зависимости от возраста и уровня речевых умений. Способы словообразования.

контрольная работа, добавлен 05.05

Значение связной речи для формирования личности дошкольника. Особенности ее развития у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень). Определение уровня развития связной речи. Влияние обучения решению речевых логических задач на ее формирование у детей.

дипломная работа, добавлен 17.05

Особенность теории порождения речевого высказывания. Проблема развития связной речи младших школьников в процессе обучения. Рекомендации по развитию смыслового и структурного говора с использованием изложения. Анализ вырабатывания правильного письма.

курсовая работа, добавлен 23.07

Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи. Модифицированные приемы для развития связной речи. Целесообразность и успешность их применения. Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

курсовая работа, добавлен 04.02

Особенности связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и её специфика по сравнению со связной речью нормально развивающихся детей. Обоснование содержания коррекционной работы по формированию связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.

курсовая работа, добавлен 07.09

Рассмотрение методики развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные характеристики монологической и диалогической речи. Типы монологических высказываний. Методика обучения монологической и диалогической речи.

контрольная работа, добавлен 31.03

Теоретический анализ проблемы развития связной речи дошкольников. Театрализованная игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста. Оценка эффективности работы по развитию связной речи, рекомендации педагогам и родителям.

дипломная работа, добавлен 30.07

Анализ опыта системы занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи. Педагогические условия эффективности формирования связной речи.

практическая работа, добавлен 09.06

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка. Коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи. Методика словарной работы в школе. Устранение нелитературных слов. Обучение устному пересказу. Знакомство с фразеологическими оборотами.

реферат, добавлен 18.09

Коммуникативные качества речи школьников. Развитие речи младших школьников на уроках чтения. Принципы и методы развития речи. Работа по развитию речи на уроках чтения. Методика обучения иллюстрированию, устному пересказу, составлению плана произведения.

курсовая работа, добавлен 25.03

Понятие о связной речи и развитие ее в онтогенезе. Особенности проявления в дошкольников с ОНР. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей, сравнительный анализ методик обследования. Основные направления работы по результатам обследования.

курсовая работа, добавлен 24.11

1.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

Несформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаний. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания этих детей. Вместе с тем в соответствующей специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по обучению осознанным навыкам построения связного и цельного высказывания.
Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта .
Глухов В.П. предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах:
Составление высказываний по наглядному восприятию,
воспроизведение прослушанного текста,
составление рассказа описания,
рассказыванию с элементами творчества.
Ткаченко Т.А. при работе над формированием речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства. такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и свертыванием плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
Пересказ рассказа по наглядному действию.
Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Пересказ рассказа по сюжетной картине.
Рассказ по сюжетной картине.
Лалаева Р. И. выработала свою систему логопедической работы по формированию связной речи, основываясь на постепенном увеличение самостоятельности ребенка. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:
Пересказ с опорой на серию сюжетных картин;
Пересказ по сюжетной картинке;
Пересказ без опоры на картинки;
Рассказ по серии сюжетных картин;
Рассказ по сюжетной картинке;
Самостоятельный рассказ;
Начав работать по теме, Развитие связной речи детей с ОНРIII уровня , я столкнулась с множеством проблем.

  1. В пособии Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада , на которую мы опираемся, как на программу, связная речь входит в комплекс занятий по формированию лексикограмматических категорий, т. е. нет отдельного занятия по развитию связной речи;
  2. В программе также не указаны произведения, картины, серии картин, по которым должно вестись обучение;
  3. В программах массового детского сада, такие как Радуга , Детство , Развитие , даны произведения, но они очень сложны для пересказа детьми с нарушением речи.
  4. В программе М. А. Васильевой Воспитание и обучение в детском саду , по которой работали все дошкольные учреждения нашей страны, для пересказа предлагаются в основном сказки;
  5. Вместе с тем, в соответствующей специальной литературе (и в программах в частности) не прописано количество занятий отводимых на связную речь;
  6. Нет адаптированных картин, серий картин, по которым должно вестись обучение детей с нарушением речи;

Все это создает определенные трудности по развитию связной речи детей с речевыми недостатками.

Источники: https://profesiniciative.ru/index.php/onv1/276-remezkova-sa110415, https://allbest.ru/o-3c0a65635a3ad68b4d43a88521316c27.html, https://www.ivalex.vistcom.ru/metod26-3.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Познавательное детям 10 лет

После рождения ребенка перед молодыми родителями почти сразу далее...

Рисунки на ногтях для детей 11 лет

Детский маникюр – прихоть далее...

Возрастные группы детей особенности

Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, далее...

Дети разницей 10 лет

Большая разница в возрасте у детей в одной далее...

Аспирин ребенку 12 лет

Скажите пожалуйста, есть ли разница далее...

Рвота потом температура у ребенка

Рвота, понос и температура Понос, или диарея, - признак, говорящий далее...

У ребенка сильно болит горло как помочь

Заболевания горла у детей Состояние, когда болит горло далее...

Популярные статьи

x