Главная » Формирование ребенка

Формирование первоначальных знаний у детей о природе

Методические основы формирования первоначальных астрономических знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Знания и умения в ходе учебного процесса должны восприниматься, вырабатываться самостоятельно, прицельно, от внутреннего побуждения к самосовершенствованию. Самосовершенствование органически присуще природе человека как и сознание, память. Практика показала, что этим лишь отчасти занимаются специалисты психолого-педагогического блока. В свете этого подхода формирование личности ребенка и основ его мировоззрения представляет собой самоопределение его в культуре действования, чувств, общения, поведения и мышления. Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей и начальной школе улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Астрономический материал может использоваться для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 5-9-летнего возраста. Его содержание должен составлять комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.

В дошкольном и начальном школьном обучении астрономические познания приобретаются привлечением отдельных, наиболее важных и пригодных для восприятия и понимания ребенка астрономических сведений, способствующих реализации целей и задач развития и воспитания ребенка.

Астрономический компонент содержания дошкольного и начального школьного образования должен с учетом принципа исторического подхода сочетать в себе:

1) Упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека в антропоморфной одушевленной Вселенной.
2) Описание и объяснение повседневно (часто) наблюдаемых природных явлений. Подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д. в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца.
3) Первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе.
4) Первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях.
3) Некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
4) Первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные мифы о героях - ученых, космонавтах и их свершениях.

Астрономия, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

Одна из основных целей развивающейся начальной школы - формирование у детей средствами учебной деятельности начал теоретического сознания и мышления. Астрономический материал создает богатые возможности развития творческих способностей отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только известного для неизвестного , но и для неизвестного для неизвестного .

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5-6-летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.

Формирование первоначальных экологических знаний, умений, навыков детей на примере изучения природы родного края

Наталья Севастьянова
Формирование первоначальных экологических знаний, умений, навыков детей на примере изучения природы родного края

Модуль 1. Неживая природа Оренбуржья

Тема 1.1. Воздух Оренбуржья

Возникновение Оренбуржья. Особенность воздуха Оренбургского воздуха. Причины особенностей воздуха оренбургской области. Отличия современного воздуха от воздуха других эпох. Описание воздуха в книгах различных писателей. Свойства воздуха. Значение воздуха.

Дидактическая игра :«Земля, вода, огонь, воздух» (закрепить названия разных стихий и место обитания животных. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление)

Опыты с воздухом :

• Опыт с воздухом и шариком (показать детям, что воздух может заполнить сосуд любой формы и размера. то есть воздух не имеет формы );

• Опыт с воздухом и водой, бутылкой (показать детям, что воздух содержится во всех сосудах) ;

• Опыт с воздухом и духами (показать детям, что воздух не имеет запаха) .

Материалы и оборудование :

Зрительный ряд. видео опытов, фотографии города Новотроицка и Оренбурга;

Музыка. звуки ветра;

Литературный ряд. описание воздуха у разных писателей Оренбуржья;

Вид деятельности :игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение

Интеграция образовательных областей. познание. музыка, коммуникация, социализация, труд.

Продукт. заполнение карты наблюдения.

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме Музей ветра СентябрьПроведение серии опытов.

Экспонаты для «Музея воздуха» В ходе реализации проекта Воздух невидимка мы создали мини Музей воздуха , с целью привлечения к экспериментальной деятельности детей.

Формирование у детей с 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Терентьева, Евгения Федоровна

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-ти ЛЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ О

ЕДИНСТВЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ

§ I. Возможности и условия усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о связях и взаимозависимостях в окружающем мире

§ 2. Гипотеза, задачи и методы исследования

ГЛАВА П. СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ /по данным констатирующего эксперимента/.

ГЛАВА Ш. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАНИЙ О СВЯЗЯХ МЕЖДУ ВНЕШНИМ СТРОЕНИЕМ, ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ И СРЕДОЙ ИХ

§ I. Содержание и организация формирующего эксперимента

§ 2. Формирование у детей знаний о приспособлении зверей к окружающей среде

§ 3. Формирование у детей знаний о приспособлении птиц к среде обитания.

§ 4. Освоение детьми знаний о приспособлении рыб к среде обитания. III

§ 5. Степень доступности для старшего дошкольника знаний о связях внешнего строения, образа жизни животных и средой обитания (по материалам контрольного эксперимента)

§ б. Развивающее и воспитывающее значение усвоения знаний о приспособлении животных к условиям среды

Введение диссертации (часть автореферата) На тему Формирование у детей с 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды

В настоящее время одной из важнейших задач нашего общества, строящего коммунизм, является проблема формирования нового человека. Эта проблема нашла широкое отражение в отчетном докладе Л.И.Брежнева на ХХУ съезде КПСС, который отметил, что новый человек - это человек всесторонне развитый, широко образованный, безгранично преданный идеалам коммунизма (Д.И.Брежнев, 2). Общество должно сформировать активную, творческую личность с высоким уровнем воспитанности. В век научно-технического прогресса особо повышаются требования к интеллектуальному развитию подрастающего поколения. Все эти требования относятся к детям не только школьного. но и дошкольного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основы последующего умственного развития, создается фундамент будущей личности. Отсюда одной из важнейших задач дошкольной педагогики является дальнейшее совершенствование содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольные учреждения должны дать детям не только определенную сумму знаний и умения, но и обеспечить общую психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Важнейшим компонентом такой общей подготовки ребенка к школе является умственное развитие* Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы и т.д. (Л.И.Божо-вич, 8).

Умственное развитие ребенка осуществляется в процессе овладения им знаниями. Проблеме дальнейшей разработки, уточнения, конкретизации содержания обучения детей дошкольного возраста посвящена данная работа.

Общая цель нашего исследования состоит в изучении возможностей усвоения детьми такой программы знаний о природе, которая обеспечила бы детям правильную ориентировку в мире природы, подготовила бы их к последующему усвоению биологических знаний в школе. И вместе с тем способствовала бы повышению умственного развития детей, усвоению ими новых способов умственных и практических действий, а также служила бы основанием для воспитания бережного. заботливого отношения детей к природе.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исходя из цели исследования, в основу разработки такой программы была положена основная закономерность существования живого организма -его связь и единство со средой. Конкретной областью программы знаний были взяты знания о животных, об их приспособлении к среде. Единство животных и среды их обитания проявляется в системе приспособлений как строения, так и образа жизни их.

Отсюда задачами, нашего исследования являются: изучение и отбор содержания связей в мире животных, доступных для усвоения детям старшего дошкольного возраста, а также определение условий, обеспечивающих усвоение этих связей.

Объектом исследования являются знания детей о приспособлении животных к среде обитания, формирующиеся в условиях экспериментального обучения в подготовительной к школе группе детского сада.

Предметом исследования является процесс формирования у детей знаний о существенных связях животных со средой обитания. Экспериментальная работа проходила в детских садах 21, 145, 313 г.Горького с 1972 по 1976 г. В эксперименте участвовало 100 детей. Методика экспериментальной работы апробирована через спецсеминары со студентами дошкольного отделения очного и заочного обучения (I974-I98Q гг.) по проблеме Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о связях в мире животных , через спецсеминары и спецкурсы со слушателями ФШС - преподавателями методики природоведения педучилищ РСФСР (60 человек) в 1978-1979 гг. по проблеме Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных знаний о приспособлении животных к среде обитания . Материалы диссертации нашли широкое отражение в семинарах и лекциях для дошкольных работников г.Горького и области (1974-1980 гг.).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современная педагогика и психология связывает умственное развитие детей с освоением ими системных знаний /П.Я.Гальперин (24), В.В.Давыдов (21), А.В.Запо-рожец (124), А.М.Леушина (62,63), В.И.Логинова (66,67), А.А.Люб-линская (73), Н.Н.Поддьяков (117), Ю.А.Самарин (130), Д.Б.Элько-нин (124,167) и др./. В основе систематизации; знаний лежит установление объективных связей между предметами и явлениями окружающего мира. В исследованиях советских психологов и педагогов доказана возможность усвоения детьми дошкольного возраста наиболее существенных связей в той или иной области действительности /A.B.Запорожец и др. (38), А.М.Леушина (61,62), Г.Ф.Лоза (71), С.Н.Николаева (99,103,154), К.В.Назаренко (91,92), Н.Н.Поддьяков (116), П. Г. Сам ору ко ва (133), К.Э.Фабри (154), й;С.Фрейдкин (156), И. А. Хай Дурова (159,160) и др./.

Формирование системы знаний предполагает развитие у детей определенной степени обобщенности. Исследования последних лет /Л.А.Венгер (13), В.В.Давыдов (30), A.B. Запорожец и др. (22), Э.И.Залкинд (36), Г.С.Костюк (55), А.М.Леувшна (61), В.й.Логинова и Н.М.Крылова (67,68), Н.Н.Поддьяков (116,117), П.Г.Саморукова (.131,132,133^ и др./ свидетельствует о большой эффективности обобщенных знаний для умственного развития детей, о возможностях формирования у них понятий, которые постепенно развиваются, непрерывно обогащаются по мере расширения знаний. Для старшего до- школьника характерна тенденция ко все большему обобщению знаний. На основе накопления чувственного опыта и его обобщения формируются первые понятия, близкие к подлинным, научным понятиям СП.Г. Саморукова. 133.). Ряд исследований доказывает возможности дошкольника в овладении многими природоведческими понятиями /Э.И.Залкинд (36), Г.Ф.Лоза

Источники: https://www.astronet.ru/db/msg/1177124/63.html, https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-pervonachalnyh-yekologicheskih-znanii-umenii-navykov-detei-na-primere-izuchenija-prirody-rodnogo-kraja.html, https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-s-6-ti-let-pervonachalnykh-znanii-o-edinstve-organizma-i-sredy

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Увидеть сне новорожденную девочку

Сонник Новорожденный ребенок Новорожденный ребенок, Новорожденная далее...

Детские поделки бумаги туалетной

Поделки для детей далее...

Ребенок срыгивает спустя 2 часа после кормления

Почему ребенок срыгивает после кормления далее...

Формирование осанки детей реферат

Доклад на тему: «Формирование далее...

Выход работу ребенок 3 лет

Досрочный выход из декретного далее...

Формирование у ребенка представлений о семье

В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления далее...

Комп игры для детей 5 лет

Возраст детей, с которого мамы и папы далее...

Популярные статьи

x