Главная » Формирование ребенка

Роль семьи формировании личности ребенка дошкольника

Какую роль в становлении личности может играть семья?

Семья играет важную, решающую роль в становлении личности. Именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. На родителях лежит большая ответственность за формирование у личности взглядов на жизнь, нравственных ценностей. Кто. если не родители ,скажет подрастающему ребенку. что хорошо, а что плохо ?кто ,если не семья ,заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» .И, действительно, если ребенок с детства видит ссоры, брань. проявление неуважения. словом все дурное отрицательное. то в последствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми. то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру. Порассуждаем. что же такое семья?

Семья- это ,прежде всего, единство людей. Но, что их объединяет? Что служит ядром в отношениях людей? Материальное или духовное? От этого и зависит то, что будет впитывать в себя формирующаяся личность. Ценности семьи и будут определять ценности человека.

Отвечая на поставленный вопрос. можно отметить. что роль семьи в становлении личности может быть как положительная. так и отрицательная. В произведениях русской классики авторы не раз показывали влияние семьи на развивающегося человека.

Нельзя не вспомнить комедию Д И Фонвизина «Недоросль». Вот уж где влияние родителей стало решающим в формировании личностных ценностей. Недоросль стал. если можно так выразиться, заложником злонравия Простаковых. Митрофан-плод злых нравов семьи .С детства перед его глазами были ссоры, жестокость по отношению к крепостным, презрение к просвещению. Он рос в окружении, где был полностью разрушен традиционный строй семьи. Мать двулична, во всем ищет выгоды для себя. Отец апатичен, недалек, полностью подвержен влиянию жены. Между родными людьми нет взаимопонимания. Такой уклад семьи точно не назовешь образцом для подражания. У ребенка нет выбора. Он получает в наследство от родителей черты их характера, модель их поведения. Поэтому Митрофан предстаёт перед нами грубым, ничем не интересующимся молодым человеком. Он высокомерен и жесток, называет кормилицу «старой хрычовкой». кроме того, с большой неохотой принимается за уроки ,предпочитая голубятню книгам, просвещению. А сцена ссоры дядюшки Скотинина с племянником еще больше подчеркивает отсутствие каких-либо правил морали в семье.

Таким образом, перед нами яркий пример роли семьи в становлении личности. Главный герой унаследовал привычки, образ жизни родителей .Злонравие Митрофана есть прямое следствие дурных качеств родителей. Так кто же воспитал бы в нем добродетель ?

Да, роль семьи в становлении личности огромна. Посмотрим на другое произведение русской классики, повесть А С Пушкина «Капитанская дочка» .Рассмотрим. как здесь родители повлияли на формирование личности.

Петр Гринев, главный герой повести, с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Родители уважают друг друга, в семье царит мир. Перед глазами Петруши живой пример взаимопонимания между людьми .Завет отца «Береги платье снову а честь смолоду» стал главным жизненным ориентиром для Петра. В дальнейшем именно этот наказ отца повлияет на поведение Гринева. Он будет верен чести и долгу, несмотря на все трудности и преграды. Становится ясно, что именно семья принимает участие в становлении личности, показывает чаду путь, открывает дорогу в мир. Если бы не твердый нравственный фундамент. заложенный семьёй и наказ отца. то кто знает, остался бы Петр Гринев верен своим принципам или пошел бы по пути Швабрина?

Подводя итог, мне хочется сказать, что роль семь в становлении личности огромна и не стоит ее недооценивать. Безусловно. «каждый человек сам себя воспитать должен». но именно семья определяет фундамент человека. именно семья служит живой иллюстрацией поведения, нравов.

К1 Соответствие теме

ПРИОРИТЕТНАЯ РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н. Д. Педько, М. Л. Севостьянова, О. Е. Станаевич

Современные социологические и психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а в высшей степени действенным компонентом воспитания детей (Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, В. Я.Титаренко, А. Г. Харчев, И. А. Хоменко). В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Для ребёнка дошкольного возраста не существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особенно нуждается в родительской любви, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам родителей. Семью называют школой чувств . В семье в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь родных к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Закладывается эмоциональный фундамент,на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа всё для детей родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. А. С. Макаренко говорил: безмерная, жертвенная любовь к детям способна воспитать из них эгоистов .

Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка-дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.

Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними. В совместной деятельности возникают взаимоотношения сотрудничества. Современные родители чаще всего ориентированы на демократические модели взаимоотношений взрослого с ребёнком. Жёсткую авторитарную модель как норму взаимодействия с ребёнком поддерживают в целом не более 10 % родителей. Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это система с определённым морально-психологическим климатом, являющаяся для ребёнка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, об уважительном отношении к нравственным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности. Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Исследования отечественных социологов [3] показывают, что 75,5 % родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют воспитание детей . Роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного родительства: На плечах отца держится мир , Материнская молитва со дна моря поднимет .

1. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М. Мозаика- Синтез, 2008. – 144 с.

2. Семейное воспитание. Краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М. 1990.

3. Собкин В. С. Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Том.VII. – М. 2002.

Комментарии:

Роль семьи в воспитании дощкольника

Семья является источником познания мира, формирования характера. выработки поведения и реакции на окружающий мир. Ребенок проводит там основное время своей жизни. Каждый член семьи является самым близким и родным. Заложенное в детстве воспитание и мировосприятие определяет дальнейшую жизнь и судьбу.

Понятие и значение семьи

Семейный круг для ребенка — это все участвующие в его развитии и воспитании родственники. Ее состав может быть разным. Все чаще сегодня встречаются неполные варианты, где отец не играет никакой роли или участвует в формировании личности поверхностно. В сложившихся обстоятельствах воспитание возлагается полностью на мать. Она становится центром их мировоззрения. Здесь следует отметить особую важность дедушки, дяди или любого другого представителя сильного пола, которые смогут дать воспитание с мужской стороны. Об этом должны помнить в любой «ячейке общества», которая по каким-либо обстоятельствам не является полной.

Каждому человеку, прямо или косвенно участвующему в воспитательном процессе, следует помнить об их важности в его жизни и об ответственности в формировании личности.

Значение семьи в воспитании

[ads1] Во все времена роль семьи заключалась в формировании достойного потомства. Ребенок идет в школу уже практически сложившейся личностью согласно своему возрасту.

Все, что дано родителями, является фундаментальной основой для надстройки внешней информации в становлении его как взрослого человека.

Далее он будет находиться под воздействием окружающих людей, вступающих с ним в отношения. Именно с момента рождения и до вступления в общество с установленным режимом и порядком есть временной промежуток для того, чтобы успеть научить малыша ласке, доброте справедливости, человечности, вниманию, заботе, честности.

Становление личности в семейном кругу происходит по двум направлениям:

  1. целенаправленное влияние родителей и остальных близких родственников;
  2. наблюдение за их поведением.

Задача взрослых

Сегодня роль родителей в воспитательном процессе заключается в нахождении общего языка между собой и абсолютной договоренности об основополагающих принципах развития. Очень часто не проживающие совместно мама и папа демонстрируют внутрисемейный конфликт, особенно в вопросах воздействия на ребенка. Что бы ни случилось, отношения между отцом и матерью в глазах дитя должны быть идеальными.

К основным задачам семьи в целом, вне зависимости от ее состава, относятся:

  • нахождение в любви и в абсолютном взаимопонимании; сегодня многими отвергается идея дружеских взаимоотношений с детьми, что является ошибкой;
  • взрослые члены семьи должны являться положительным примером для подрастающего поколения в разных сферах человеческой жизни: гигиена, спорт, общение со старшими, общение со сверстниками, ответственность и т. д.;
  • разъяснение предназначения в этом мире, самооценка;
  • привитие любви к животным и бережное отношение к растительному миру;
  • уважительное отношение к чужому труду;
  • определение общих жизненных целей, целеустремленности.

Без четкого формирования этих основополагающих идей дети не смогут самостоятельно поставить перед собой правильные цели и задачи, выбрать приоритеты и разобраться в моральных ценностях. Определяя роль семьи, можно четко проследить связь между ним и близкими родственниками, которые берут ответственность за его воспитание. На взрослых возлагается широкий круг обязанностей, который включает закрепление нормальных поведенческих реакций, нахождение и ощущение на своем месте.

Формирование личности

В семье должны научить быть уверенным в своих силах. Именно там маленький человек получает поддержку и понимание в любой жизненной ситуации, в неудачах и промахах. Без этого он будет чувствовать себя неуверенным.

Допущенные ошибки в воспитании часто дорого обходятся. Ребенок может замкнуться, уйти в себя, с трудом налаживать контакты, что будет в дальнейшем мешать ему развиваться и использовать каждую возможность в достижении целей.

Отвечая на вопрос: «Нужна ли семья для воспитания детей, уверенных в себе и готовых к взрослой жизни и к предстоящим трудностям?», ответ однозначен. Сущность внутрисемейного становления личности заключается в подготовке сознательных, адекватных членов общества. Для достижения поставленных целей все должны действовать сообща, чтобы методы не были диаметрально противоположными. Задача родителей — помочь сыну или дочери стать всесторонне развитым человеком, чтобы они могли в дальнейшем четко определить свое место в жизни.

Семейное воспитание должно приносить только положительные результаты и приносить удовольствие обеим из сторон. При совершении непоправимых ошибок во взаимоотношениях с ребенком на стадии его формирования как личности можно искалечить его внутренний мир и навсегда отрицательно повлиять на мировосприятие.

Поделиться в соц. сетях

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Источники: https://neznaika.pro/check/itog-write/446.html, https://sociosphera.com/publication/conference/2012/129/prioritetnaya_rol_semi_v_vospitanii_rebnka_doshkolnogo_vozrasta/, https://rearchildren.ru/semya/rol-semi-v-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Температура воды для купания новорожденного малыша

Ваш ребенок может полюбить купаться, но далее...

Кормление ребенка 3 мес

Питание ребенка с 3 до 6 месяцев В три далее...

Ребенок мужа от первого брака 9 лет

Форум 14 сентября 2010, в далее...

Обучающие игры для детей 7 лет чтение

Игры обучающие читать Мечтаете, чтобы ребенок полюбил далее...

Пословицы о пдд для детей дошкольников

Мастер – класс для далее...

Книжки детей 8 лет

Книги для детей 8 лет Все книги издательства «МИФ» далее...

Как сделать чтоб новорожденный не икал

Икота у новорожденного: что делать? Каждая мать очень переживает за далее...

Популярные статьи

x