Главная » Формирование ребенка

Сказка средство формирования нравственных представлений детей

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Номинация Методическая работа в ДОУ

Информационная характеристика проекта

Обоснование проблемы. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно вформе сказки. Под влиянием знакомства с миром сказок – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем .

Теоретическая значимость. заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 2-ой младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Цель проекта: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.

Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования. Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

  • Знакомство с историческими справками по данной проблеме.
  • Моделирование.
  • Обобщение справочного материала по данной проблеме.
  • Изучение методической, педагогической, психологической литературы по теме.
  • Изучение и анализ нормативных документов о дошкольном образовании.
  • Педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование, этюды).
  • Обобщение передового опыта педагогов и психологов по дошкольному воспитанию.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами использован комплекс взаимосвязанных методов исследования. Ведущими стали следующие методы:

  • теоретический анализ педагогической, психологической литературы по данной проблеме;
  • анкетирование родителей на темы воспитания в семье;
  • наблюдение и тестирование;
  • диагностические карты.

Автор: Ягодарова Галина Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 41 «Василинка», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Стаж 27 лет, почетный работник общего образования РФ.

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников The role of fairy tale in spiritual and moral education of younger schoolchildren Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Крестовский Александр Владимирович Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-skazki-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.09).

Крестовский Александр Владимирович Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников Сибирский педагогический журнал (2008). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-skazki-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.09).

Крестовский Александр Владимирович (2008). Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников. Сибирский педагогический журнал URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-skazki-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Крестовский Александр Владимирович Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2 С.320-329.

Крестовский Александр Владимирович Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников Сибирский педагогический журнал (2008).

Крестовский Александр Владимирович (2008). Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников. Сибирский педагогический журнал

Сказки и сказания как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному краю

Конференция: Современный детский сад

Автор: Мотина Оксана Николаевна

Организация: АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 150 «Брусничка»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших.

Патриотические чувства формируются у детей
уже в дошкольном возрасте. Они проявляются в осознании детьми
родного края как частицы большой родины, понимании того, как много делается в нашей стране для взрослых и детей, чувстве любви к родному краю, стране, уважении к своему народу, гордости за его боевые и трудовые успехи, культурные достижения, заботливом отношении к людям, бережном отношении к результатам их труда, природе, желании реализовать в творческой деятельности свое отношение к родине.
Как утверждают педагоги (А.А. Анциферова, A.M. Виноградова, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Р.Ш. Файзуллина), особенностью патриотических чувств детей является то, что они формируются на основе любви к родителям, семье, дому, родному городу, природе родного края. Авторы отмечают, что эти чувства отличаются яркостью, эмоциональностью. По мере ознакомления детей с окружающим миром, формирования у них представлений о родном городе, крае, стране, ее истории, труде людей, природе родного края постепенно растет, наполняясь новым содержанием, чувство любви детей к родине.

В педагогике всегда большое значение придавалось вопросу ознакомления детей с общественной жизнью, поскольку приобщение детей к действительности является важнейшим средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Знания о родине дети получают в процессе занятий, экскурсий, наблюдений, чтения художественных произведений, бесед со взрослыми, просмотра телепередач и т.д.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь детей к поисково-исследовательской работе.

Одним из ведущих средств формирования патриотического воспитания является художественная литература, в частности сказки и сказания.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности родного края, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов.

Сказки воздействуют не на отдельные стороны психики, а на личность в целом. Следовательно, важно то, чем для ребенка станут знания, которые он осваивает в процессе восприятия произведения. Преимущество сказок и сказаний заключается в эмоциональной оценке действительности, облегчающей процесс его изучения. Наиболее это характерно для детей дошкольного возраста. Активно воздействуя на чувства и разум ребенка, сказки и сказания развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Сказки и сказания, относясь к художественным произведениям, выполняют те же функции, что и художественная литература в целом.

Использование сказок и сказаний в качестве средства формирования интереса к родному краю к дошкольников считаю целесообразно и эффективно. Так как именно этот вид устного народного творчества, сочетает в себе информационную и эмоциональную насыщенность содержания, позволяет учесть особенности восприятия окружающего мира дошкольниками и облегчить им процесс познания таких сложных категорий как «малая родина», «родной край», а также позволяет сформировать устойчивый и относительно глубокий интерес к дальнейшему познанию ближайшего окружения и ценностное отношение к нему.

Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина.- М. ЦГЛ, 2001.

Дыбина, О.В. Художественная литература как средство формирования интереса к предметному миру у детей старшего дошкольного возраста / О.В.Дыбина, Н.А.Матуняк// Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. -СПб. РГПУ, 2000.

Дыбина, О.В. Рождение маленького гражданина. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / О.В. Дыбина, Р.Е. Шнайдер.- Тольятти, 2005.

Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова.- М. 2003.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М.Д. Маханева.- М. АРКТИ, 2005.

Народная проза Самарской Луки: Сборник Ю.К. Рощевского. // Сост. вступ. ст. подгот. текстов и коммент. Ю.К. Рощевского. - Тольятти: Литературное агентство Вячеслава Смирнова, 2002.

Суслова, Э.К. Интернациональное воспитание детей шести лет посред​ством сказки // Воспитание умственной активности у детей дошкольного воз​раста: Сб. науч. тр. - М. 1983.

Опубликовано: 30.01

Источники: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/8960.html, https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-skazki-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-shkolnikov, https://www.adou.ru/conference_notes/96

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Физические упражнения детей 8 лет

ЛФК - Лечебная далее...

Развивающие занятия для детей 2 лет видео

Архив меток: Занятия 2-3 далее...

Уход за новорожденными поросятами в домашних условиях

Кормление и уход за поросятами в возрасте до 21 далее...

Аллергия на горох у ребенка фото

Аллергия на бобовые: может ли далее...

Сенсорные игры для детей 3 года

Игры для сенсорного развития детей Сенсорное развитие ребёнка представляет далее...

Аллергия молочные каши ребенка

Мамы делятся опытом: каши в рационе далее...

Как отучить двухлетнего ребенка драться

Как отучить ребенка драться далее...

Популярные статьи

x