Главная » Игры для детей

Экологическое воспитание детей через дидактические игры

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

любовь пополитова
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Скажи мне – я забуду

Покажи мне – и я запомню

Дай попробовать – и я пойму.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды » (1991, «Об экологической безопасности России »(1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования. первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

«Экологические знания. вызывающие эмоциональную реакцию у детей. войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н. Николаева.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни. Игра - есть. своего рода, средство познания ребенком действительности.

Проанализировав материал, и изменения, происходящие в современном мире и отечественном образовании, образовательный процесс строится на использовании современны личностно-ориетированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка.

В соответствии с современными требованиями, при организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в своей деятельности широко использую дидактические игры с экологическим содержанием. Содержания данных игр помогает ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за ее пределами.

Наиболее эффективными в системе работы с детьми являются дидактические игры. направленные на :

- обогащение экологических представлений (о многообразии и разнообразии природных объектов, о взаимосвязях в природе, о человеке как части природы, о культуре поведения в природе).

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к природе (для развития эстетического восприятия природы. для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе).

- приобщение к экологически ориентированной деятельности.

Наиболее эффективными дидактическими играми в образовательном процессе являются :

1. Игры используемые во время организации НОД («Скорая помощь». «Необычные путешествия»«Теремок». «Я знаю…». «Друзья природы». «Что будет если…». «Скорая помощь». «Необычные путешествия» ) – направленных на приобщение детей к экологически ориентированной деятельности.

2. Игры используемые в режимных моментах :

- утренний прием («Парные картинки». «Лото». «Экологическое домино ». разрезные картинки, пазлы, «Я знаю…». «Мир вокруг нас». «Кем был – кем стал» ) - направленные на обогащение представлений о разнообразии природных объектов

- прогулка («Путешествие в мир природы». «Хорошо – плохо». «Угадай по описанию». «Эмпатия». «Ты мой кусочек». «Один хорошо – много плохо». «Теремок». «1,2,3 к …беги» ) - направлены на обогащение представлений о взаимосвязях в природе и о человеке как части природы

- гигиенические процедуры («Наши помощники». «От какой пищи ты будешь здоров». «Ты часть – найди целое». «Хорошо плохо». «Съедобное и несъедобное» ) - направленные на развитие представлений о человеке

- совместная деятельность в вечернее время («Берегите природу». игры с картинками из серии «Хорошо – плохо». «Мир вокруг нас». «Назови одним словом» ) - направленные на формирование нравственно – оценочного опыта поведения детей в природе .

Вывод. В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста наметились положительные тенденции в экоразвитии :

1. дети усвоили элементарные знания об окружающей действительности.

2. сформировались системные знания об окружающем мире.

3. дети бережно относятся к окружающему миру.

4. они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.

Публикации по теме:

Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды. План основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды Указом Президента Российской Федерации 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды В связи с этим в детском саду был разработан.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

18.37 КБ. 1134227.docx Автор: Глазкова Ирина Владимировна, 4 Июл 2015

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы дипломной работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы изучить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать дидактические игры детей старшего дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.

3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

Объект исследования - процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности организации дидактических игр

детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.

Важными условиями реализации целей и задач экологического воспитания является признание необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для экологического развития у детей. Специфика экологического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является целостность процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников. развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры .)..Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней..Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;

Таким образом, ·в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.


Автор: Глазкова Ирина Владимировна

Экологические дидактические игры для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Разработанная нами система дидактических игр экологического содержания прошла апробацию в ряде дошкольных учреждений и активно используется в работе с детьми.

Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Материал: планшет, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий.

Методика проведения: в игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных.

Методика проведения: в игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).

Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.

Первый вариант: дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.

Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).

Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.

Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений (например, бальзамина) в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.

Методика проведения: в начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.

Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

«ЛЕС — ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Первый вариант: играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

Второй вариант: силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.

И. Комарова, Н. Ярошева

Экологические дидактические игры для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Разработанная нами система дидактических игр экологического содержания прошла апробацию в ряде дошкольных учреждений и активно используется в работе с детьми. «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» Цель: закрепить знания детей [ ]

  • Источники: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-yekologicheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-968781, https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-ekologicheskogo-soderzhaniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Характеристика творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет Анализ проблем творчества далее...

    Характер творческой деятельности детей

    Творческая деятельность младших далее...

    Коричневые пятна на лице у ребенка

    Причины появления пигментных пятен у детей далее...

    Настойка прополиса от насморка детям

    Применение прополиса настойки при лечении детей Прополис — это вырабатываемый далее...

    Дж смит творческое воспитание детей

    Реализация творческих способностей детей Безусловно, замечательно, когда ребенок далее...

    Рисунки карандашом для детей 10 лет

    Сама когда прошла по ссылке далее...

    Рвота каждые полчаса ребенка

    Многократная рвота желчью у ребенка Вопрос. далее...

    Популярные статьи

    x