Главная » Игры для детей

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Навигация по статьям

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста — курсовой проект

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6

1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте. 6

1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи. 12

1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 24

2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра) 35

Список литературы. 40

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел , в котором сходятся различные линии психического развития -мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).

Скачать Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста


Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста


Воспитатель Куликова С.В.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения. Ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
В.А. Сухомлинский
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Я считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики рук включает в себя следующие блоки:
 Пальчиковый игротренинг
 Озорной карандаш
 Творческие упражнения
 Игралочка
Вашему вниманию предлагаются игры для развития мелкой моторики, которые обязательно заинтересуют малышей.
ГНОМИКИ-ПРАЧКИ

Жили-были в домике

(дети сжимают и разжимают кулачки)

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать

(трут кулачками друг о друга)

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Раз, два, три, четыре

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли.

(трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,

(опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(сжимают и разжимают кулачки)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат ковшиком , а указательным пальцем правой руки мешают )

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять варят и мешают )


После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

(кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается бутон ; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый цветок )


БАБОЧКА
(народная потешка)

Улетай под облачко.

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - бабочка сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)


ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Улетела птица- мать

Малышам жучков искать.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается гнездо ; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка позиция кулак - кулак ; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу позиция рука - кулак ; для усложнения увеличить темп движения)


КРЕСТИКИ И НОЛИКИ

У меня на столике

Крестики и нолики,

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков

И фигурки у него

Девочек и мальчиков

Делать их из пальчиков?

(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: крестики - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше; нолики - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.

Источники: https://edutext.net/kursovye-proekty/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta/, https://chgard170.tgl.net.ru/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-melkoj-motoriki-detej-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Полный ребенок 2 года

Полный ребенок 2 лет: как далее...

Книги для детей 11 лет

Книги для детей далее...

Рвота ребенка после прививки

Прививка от гепатита далее...

Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения

Абилмагзумова А.Е., магистрант кафедра психологии далее...

Лейкоциты 100 в моче у ребенка

Повышенные лейкоциты в моче у ребенка Белые далее...

Оранжевый осадок моче ребенка

Кристаллы в моче далее...

Роль семьи формировании личности ребенка дошкольника

Какую роль в становлении личности далее...

Популярные статьи

x