Главная » Игры для детей

Русские народные подвижные игры детей

Детские народные подвижные игры

Известно, что движение – это жизнь. Подвижные русские народные игры развивают ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия. Для детей подвижные игры полезны, в первую очередь, тем, что они развивают двигательную активность, способствуют физическому воспитанию. Подвижные игры целесообразно проводить с детьми любой возрастной группы, особенно с дошкольниками. Главным критерием должна выступать регулярность таких занятий. Приведенные ниже подвижные игры можно использовать на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Детские народные подвижные игры

  • Игра «Башмачки потерялись»

Суть игры заключается в том, что дети сначала снимают свои сандалии и собирают их в определенном месте. Получается одна большая горка обуви. При этом обувь находится вперемежку, так, чтобы нелегко было сразу отыскать пару. Дождавшись команды, дети бегут к общей горке, чтобы отыскать свою обувь. Кто быстрее всех справится с заданием, тот и победил. Во время выполнения задания нужно следить за тем, чтобы дети не спорили и не толкали друг друга.

Суть игры заключается в том, что дети должны изобразить летящих птиц. При этом каждый может воображать себя той птицей, которая ему больше нравится. Ребенок выходит на середину комнаты и демонстрирует «полет» или характерное поведение птицы. Окружающие при этом должны угадать, какая птица находится перед ними. Разрешается изображать как домашних птиц, птиц, живущих в городе рядом с человеком, так и лесных. Игра весьма увлекает детей, можно играть 20-30 минут.

  • Игра «Воробьи – попрыгунчики»

Дети становятся в плотный круг, среди них выбирается ведущий. Он будет стоять в центре круга, и ловить расшалившихся воробьев. Остальные дети, которые изображают воробьев, должны прыгать вокруг ведущего, как будто воробьи клюют зернышки. При этом тот, кого ведущий задевает за руку, выбывает из игры. Детям надо быть очень внимательными, чтобы не попасться и собрать как можно больше «зернышек»

Пожалуй, одна из самых известных игр. На роль медведя выбирается один ребенок, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору грибы, ягоды беру…А медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.

Среди присутствующих детей выбирается «зайка». Он становится в центр и дети водят вокруг него хоровод. Зайка грустит и плачет, потому что у него нет морковки, а дети утешают его и поют ему веселую песенку. После дети находят для зайки морковку, он становится веселым, выходит в круг и пляшет. Дети хлопают ему в ладоши. Игра может повторяться два – три раза, если несколько детей хотят исполнить роль «зайки»

Все, конечно, помнят сюжет этой русской народной сказки. Среди ребят выбирается «Ванечка», которого гуси – лебеди должны унести с собой. «Гусей – лебедей» двое. Остальные ребята не дают унести «Ванечку» и пытаются всячески защитить его от коварных птиц. Воспитателю нужно следить за тем, чтобы игра не превращалась в открытый спор, чтобы ее участники не толкали друг друга.

Таким образом, детские народные подвижные игры прекрасно подойдут для детского сада, прогулок на улице, любых детских праздников, когда хочется занять детей чем – то необычным и простым. Дети любят двигаться, соревноваться друг с другом, поэтому подвижные игры просто незаменимы.

Сейчас возрождаются народные обрядовые праздники, такие как Рождество, Святки, Масленица и др. Но все они связаны с игрой, а народные игры почти исчезли сегодня из детства. Национальное богатство – народная игра как жанр устного народного творчества, должна стать известна нашим детям. Мы знаем, что в игре разносторонне развивается ребёнок, а подвижная игра одно из средств физического развития, т.к. развивает ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучает к сообразительности, вниманию, а также способствует их умственному, нравственному и эстетическому развитию.

К сожалению, современные дети предпочитают малоподвижную деятельность, такую как компьютерные игры, просмотр телепередач. Мы, взрослые, относимся к детской игре как забаве, хотя именно игра для ребёнка – весёлая работа, в которой он развивается, в нём закладывается знания и опыт, первые основы его дальнейшей жизни. А игры взрослых, такие как шахматы, карты, бильярд, музыка, театр и т.п. – это отдых от работы.

Известный доктор Московской Софийской детской больницы Егор Арсеньевич Покровский отмечал, что наибольшее значение представляют подвижные игры, требующие самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели .

Как утверждал Е.А. Покровский, что в отличие от гимнастики, где много искусственного и навязанного детям, игры, опирающиеся на детскую инициативу, на много полезнее. Основоположник педиатрии и гигиены народной жизни, он много исследований проводил в понимании законов развития ребёнка. Он объединил научные знания по педагогике, медицине и народной педагогике в единую систему. Е.А. Покровский лечил детей. прописывая им подвижные игры. одним рекомендовал горелки, другим – палочку-выручалочку. Не только в Москве, но и в крестьянских семьях Подмосковья, и в ближайших губерниях ходили легенды о чудесном докторе .

Почему в данной статье акцент делается на русские народные игры, ведь любая народная игра обладает перечисленными выше свойствами? Ответ прост, если изучать игры разных народов, то можно заметить, что в национальной игре отражается характер именно данного народа и возможность проявления своего национального характера. Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде.

Подвижные игры требуют большого пространства, поэтому лучшее место – это двор, парк, игровые и спортивные площадки. На воздухе нужно играть всегда, в любое время года, кроме суровых дней зимой, и слишком жарких – летом. Разница в проведении игр в разное время года будет в том, что:

  • Подбор игр будет соответствовать погодным условиям, в этом нам помогут календарно-обрядовые игры.
  • Время проведения игр: в очень жаркие или суровые морозн