Главная » Эмоциональный ребенок

Способы развития эмоциональной сферы ребенка

Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным развитием ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических ф-ий и поведения в целом. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, единства интеллекта и аффекта (Л.С.Выготский) [2].

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

формирование словаря эмоциональной лексики.

Дошкольный возраст это отрезок жизни от 3 до 7 лет, который характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности к вхождению во взрослую жизнь ознаменовывается тем, что в этом возрасте взрослые становятся для ребенка образцами действий. Ведущим средством общенияу ребенка дошкольного возраста становится речь, а ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка.

В этот период происходит активное развитие эмоциональной сферы. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации (гнев, пассивное состояние)

Формированию эмоциональной сферы в большей степени способствуют различные виды искусства и художественного творчества: моделирование, лепка, изобразительное искусство, музыка и др. Однако, из всех видов искусства, музыка нашей природе ближе всего , она обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют зеркалом души человеческой , эмоциональным познанием (Б.М. Теплов), языком чувств, моделью человеческих эмоций (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка [3].

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) [1].

Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа [4].

Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушание, ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

Известные педагогии-музыканты рекомендуют для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста знакомиться с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом; умение эмоционально реагировать на музыку. Так же они отмечают, что ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических движений и т.д.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника - это особо важный этап, который играет важную роль для общего гармоничного развития ребенка. Использование средств музыки должно занимать, по моему мнению, центральное место в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. 2000

Выготский А.С. Психология искусства. – М. 1965

Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск Музыкант-педагог ). - 2001

Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации /О.П. Радынова. – М. Гном-Пресс, 1999

«Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая восприни­мать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, лег­ко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривыч­ные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с кото­рыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоциональ­ного комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремить­ся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важ­нейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осоз­навать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, вос­питатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитатель­ного процесса, так и на специальных занятиях, где дети пере­живают эмоциональные состояния, вербализуют свои пережи­вания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литерату­рой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возни­кает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движе­ний, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сфе­ры ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

• умение различать и сравнивать эмоциональные ощуще­ния, определять их характер (приятно, неприятно, спо­койно, удивительно, страшно и т. д.);

• умение одновременно направлять свое внимание на мы­шечные ощущения и на экспрессивные движения, сопро­вождающие любые собственные эмоции и эмоции, кото­рые испытывают окружающие.

В занятиях используются следующие методические сред­ства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая роле­вые действия и ролевые образы, и психодрама), которые осно­вываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуци­ровать новые образы, принятие патологических ролей.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на тео­ретических положениях социально-психологического тре­нинга. В этих играх формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3. Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения уви­деть в другом человеке его достоинства и обеспечивать дру­гого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произволь­ности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения: вер­бальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают спе­циальные упражнения, объединенные в группы и направлен­ные на развитие умений произвольной регуляции в различ­ных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и пережива­ния) и движения ребенка. Что­бы ход общей игры не прерывался, все упражнения объеди­няются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть вообра­жаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или за­мещаться предметами обычного окружения. Каждая часть за­нятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятель­ных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фанта­зии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимна­стические упражнения используют механизм психофизическо­го эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последователь­ности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру дви­жений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкно­вения с предметами), сопровождаемых попеременно мышеч­ным расслаблением и напряжением. Такое чередование дви­жений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт на­правлены на развитие у детей способности понимать, осозна­вать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

Коммуникативные упражнения, при которых проис­ходит тренировка общих способностей невербального воздей­ствия детей друг на друга (эмоциональные проявления и кон­такты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя дан­ные упражнения, является умение сопереживать, освобож­даться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные со­стояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элемен­тами выразительных движений мимикой, жестом, позой, по­ходкой.

Содержание коррекционной работы по развитию эмоцио­нальной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через орга­низацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• подвижных игр (в том числе народных);

• игровых заданий и упражнений;

Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка

Лекция в СПбГИПСР

Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка действует по крайней мере в нескольких разных направлениях, и не во всех отношениях результаты этой социализации можно оценить позитивно.

С одной стороны, дети и подростки привыкают переживать и играть в эмоции. Для них переживания становится одним из развлечений, таким же как телевизор и поболтать с друзьями. Детям и подросткам переживать нравится. Даже расстраиваться и обижаться – интереснее, живее и прикольнее, чем не переживать ничего. У детей и подростков много энергии, им переживать так же естественно, как бегать, а не сидеть.

«Я же и так не сильно расстраиваюсь… Что же мне, совсем не переживать?» – за вопросом слышится желание все-таки переживания себе оставить.

Мои дочки в возрасте где-то с 4 до 12 лет в среднем по четыре часа ежедневно играли в отношения и ссоры: устраивали сцены между собой, наезжали друг друга, обижались и мирились. Если мы, как родители, их в этом останавливали, пытались их утихомирить, они смотрели на нас странно А что вы вмешиваетесь? Нас это устраивает, это наша игра . Они жаловались нам друг на друга, но это тоже было частью игры. Это их воздух, это их поле развития. Они учились ссориться, они развлекались ссорами, и это было частью их жизни и моментом их радости.

Как к этому относиться? С одной стороны - положительно, в подобных играх дети и подростки осваивают многообразие социальных эмоций, оттачивают мастерство их применения. Посмотрите видео из старого советского фильма «Принцесса на горошине» и постарайтесь отследить, сколько эмоций за секунды успевает продемонстрировать юная принцесса: понятно, что за этим мастерством - годы тренировки и репетиций. Глаза, текстовки, и поворот головы, и опустив глаза - все эти детали высочайшего профессионализма.

Можете напрямую попросить девочек-подростков показать, как они умеют строить глазки и мордочки - они обычно с удовольствием показывают. Они не скрывают, что они это учат и репетируют. Надо заметить, что мальчики в этой области подготовлены меньше.

Так или иначе, переживания и игра в переживания становятся привычкой и частью образа жизни, естественным и обязательным. Однако что будет через сколько-то лет, когда юношеский избыток энергии пройдет, а привычка переживать останется? Тоска, обиды и расстройства в душе останутся, а радовать перестанут…

С другой стороны, ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

При этом, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. Действительно, к окончанию школы ребенок освоил уже основное богатство эмоциональной палитры, основы эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, печалиться и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, итог эмоционального развития ребенка парадоксален: освоив высочайшее мастерство во владении эмоциями, начиная со школьного возраста у детей происходит последовательная деградация. отказ от мастерства, наработка шаблонности.

Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями. Дети выкидывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой. жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.

Если это происходит с нами, наши эмоции становятся тем, о чем пишут в энциклопедиях и психологических словарях: «Эмоции - это субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей↑ ». Верно - в результате многолетней работы мы научились быть эмоциональными автоматами, наши эмоции теперь вызываются не нами, а обстоятельствами.

Сколько же творчества надо каждому ребенку, чтобы превратить свои живые эмоции в такие шаблонные и неуклюжие реакции?

Как один из моментов социализации и удивительный вариант развития, где-то лет с четырех параллельно росту мастерства владения эмоциями у детей начинается последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности. Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанн.

  • Организм - это реальность. Организму нужно есть, и необходимость поесть еще не делает человека организмом и жертвой. Жертва тот, кто видит себя только организмом, хотя на самом деле возможность для него быть личностью - есть.

  • Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, первое слово любого ребенка есть слово Дай! , и не важно, в каких звуках это оформлено. С рождения ребенок учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему от них необходимо. Но как, ч.

  • Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор. (с демонстрацией недовольства и агрессии или стра.

    Самые популярные материалы

    • Первое свидание - событие, где люди могут понять, насколько они интересны друг другу, есть ли у них.

    • Для того, чтобы успевать «всё», для начала нужно сделать несколько простых шагов. Определить, для че.

    • Во время сна у человека периодически чередуются две основные фазы: м.

    • Источники: https://www.scienceforum.ru/2015/1018/10701, https://dohcolonoc.ru/cons/2221-metody-i-priemy-razvitiya-i-korrektsii-emotsionalnoj-sfery-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, https://www.psychologos.ru/articles/view/socializaciya_v_razvitii_emocionalnoy_sfery_rebenka

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения





      Избранные статьи

      Зеленые сопли ребенка 5 месяцев

      Сопли у 5 месячного ребенка Зеленые далее...

      Задачи для 6 летнего ребенка по математике

      1.Как научить ребенка решать задачи? Я напишу здесь рецепт далее...

      Отхаркивающее ребенка 2 лет

      Отхаркивающие средства для детей нужно иметь в аптечке любой далее...

      Особенности адаптации детей к школе

      Тест «Найди и вычеркни» не далее...

      Кроссворд для детей животные

      Предлагаемый сегодня детский кроссворд на украинском языке. далее...

      Проходит гормональная сыпь грудничков

      Гормональные высыпания новорожденных – что это? далее...

      Обязательно ли держать ребенка столбиком после кормления

      Учимся правильно держать ребенка столбиком Рождение первого ребенка — это далее...

      Популярные статьи

      x