Костная система
Для оценки правильности развития ребенка весьма важно знать возрастные особенности костной системы.
Костная ткань детей содержит меньше плотных веществ и больше воды; этим объясняется большая мягкость и эластичность и меньшая ломкость детских костей по сравнению с костями взрослых.
Микроскопическое исследование костей новорожденного обнаруживает грубоволокнистый, сетчатый характер строения их. Имеющиеся немногочисленные пластинки расположены неправильно, а гаверсовы каналы имеют вид широких, неправильной формы и неправильно расположенных полостей. Во внеутробной жизни кости ребенка постепенно перестраиваются: остеокласты разрушают старые пластинки и перекладины, а на их месте возникают при участии остеобластов новые костные пластинки, правильно расположенные. Остеокластические и остеобластические процессы у детей протекают особенно энергично, что можно поставить в связь с лучше развитой у них системой кровоснабжения. Надкостница толста.
Перестройка кости отчетливо выявляется, когда ребенок начинает достаточно много ходить (функциональное приспособление). У детей в возрасте 2—3 лет можно уже отчетливо видеть частичное замещение волокнистой кости с сетчатой структурой более правильно сформированной костной тканью с пластинчатой структурой.
Для практических целей важно знать время появления отдельных основных точек окостенения, нормальные сроки закрытия родничков и швов черепа и время прорезывания зубов.
Мы считаем возможным в этой главе говорить и о зубах, хотя они и не относятся к костной системе, так как имеется известный параллелизм в нарушениях появления точек окостенения и сроков прорезывания зубов.
Из схемы (рис. 37) видно, что на 1-м году жизни у детей из запястных костей появляются os hamatum и os capitatum, к 3 годам — os triquetrum, между 4 и 6 годами — ossa lunatum и multangulum majus и minus, к 5—7 годам — os naviculare и к 10—13 годам — os pisiforme. На 2-м году удается обнаружить ядро дистального эпифиза лучевой кости, немного позже (2 — 3 года) — ядра головок пястных костей и бугров плечевой кости, на 5—8-м году — ядра головок лучевой кости и нижнего конца локтевой. Появление точек окостенения, как видно из схемы, может варьировать в довольно широких пределах.
Рис. 37. Сроки появления точек окостенения (схема по Рейнбергу).
Во втором полугодии 1 -го года жизни у ребенка прорезываются зубы и он постепенно приучается к жеванию. С отнятием от груди ребенок совершенно перестает получать пищу при помощи акта сосания.
Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Первые зубы прорезываются в возрасте 6—8 месяцев; сперва появляются нижние средние резцы, потом верхние средние и верхние боковые; в конце 1-го года прорезываются и нижние боковые резцы. Таким образом, к началу 2-го года жизни ребенок должен иметь 8 зубов.
К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов (рис. 38). Для исчисления количества молочных зубов, которые должен иметь ребенок, следует в возрасте 6—24 месяцев жизни ребенка из числа месяцев жизни вычесть 4. Например, в 10 месяцев ребенок должен иметь 10 — 4 = 6 зубов.
Рис. 38. Схема прорезывания молочных зубов.
В возрасте 5—7 лет прорезываются первые постоянные большие коренные зубы (моляры), с 7—8 лет начинается смена молочных зубов, происходящая приблизительно в том же порядке, как и их прорезывание.
Более точные сроки прорезывания молочных и постоянных зубов указаны в табл. 5.
Прорезывание зубов — акт физиологический и никаких заболеваний вызывать не может.
У болезненных детей, особенно у невропатов, возможно так называемое «трудное прорезывание зубов» (dentitio difficilis), сопровождающееся общим недомоганием ребенка, беспокойством, бессонницей, кратковременным повышением температуры, появлением легких диспептических явлений, задержкой нарастания веса, усилением или появлением кожных высыпаний. В период прорезывания зубов может несколько снижаться и общая устойчивость ребенка к воздействиям инфекций и других факторов окружающей среды.
Малый родничок, открытый при рождении приблизительно у 25% новорожденных, закрывается в течение первой четверти года. Большой родничок закрывается к 1 году, самое позднее — к 1,5 годам. Стреловидный, венечный и затылочный швы начинают образовываться к 3—4 месяцам, хотя податливость их сохраняется еще в течение довольно длительного срока.
Таблица 5. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов (полчелюсти)
Костная система и мышечно-связочный аппарат у детей, особенно наиболее ранних возрастов, отличаются известной физиологической слабостью и требуют строгой дозировки физических нагрузок.
Детские болезни
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей
Чтобы ребенок правильно развивался, очень важна опорно-двигательная система, которая должна быть сформированной и функционирующей. У детей костная ткань имеет отличительную особенность: основой эпифизов трубчатых костей. костей стоп и кистей является хрящевая ткань. После того как ребенок рождается, происходит увеличение костного скелета и одновременное перестроение структуры костной ткани. Изначально она волокнистого строения. Кости становятся пластинчатого строения лишь по достижении трёх-четырёхлетнего возраста. В костной ткани детей в большем количестве содержится вода и органические вещества, и в меньшем – минеральные. Благодаря этому детские кости являются податливыми и эластичными при сгибании и давлении. Они не такие хрупкие, как у взрослых, и растут, если кровоснабжение хорошее. После того как появятся точки окостенения, они становятся более длинными благодаря ростковой хрящевой ткани. В толщину они растут благодаря надкостнице.
Нервная система регулирует все физиологические процессы в организме и постоянно адаптирует его к внешней среде. Внешние сигналы поступают в неё благодаря органам чувств. Закладка нервной системы начинается уже на второй-третьей неделе развития эмбриона, а во время внутриутробного периода она интенсивно растёт и.
Маленький ребенок имеет большую относительную поверхность тела. К примеру, новорожденный имеет 0.06 квадратных метра поверхности тела на один килограмм, тогда как у взрослого человека этот показатель составляет 0.02 метра в квадрате. Для расчёта площади поверхности используют специальные формулы. На здоровье ребенка очень влияет то.
У ребенка, который только родился, длина головы относится к длине туловища как один к четырём. Для сравнения, у взрослых это соотношение равно одному к семи или к восьми. Для контроля пропорциональности физического развития ребенка применяются специальные индексы. Если они снижаются, то это свидетельствует о том, что.
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
Актуальность темы. Высокие темпы роста и перестройки костной ткани у детей раннего возраста, которые происходят на фоне функциональной несовершенства многих органов и систем, могут приводить к высокой частоты поражений опорно-двигательного аппарата. Костные изменения, которые чаще всего развиваются в периоды интенсивного роста ребенка, могут негативно влиять на состояние ее здоровья в дальнейшем.
Цель занятия. Изучить особенности строения и функции костей и мышц у детей разного возраста, уметь оценить состояние данной системы, распознавать наиболее распространенные симптомы ее поражения и выявлять их причины.
В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:
1. Особенности гистологического строения и химического состава костной ткани у детей разного возраста.
2. Особенности строения черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей у детей.
3. Семиотику частых поражений скелета.
4. Порядок прорезывания зубов.
5. Методы исследования костной системы.
6. Анатомо-физиологические особенности гистологического строения и тонуса мышц у детей разного возраста.
7. Семиотику поражений мышц у детей.
8. Методы исследования мышечной системы.
В результате изучения темы студент должен уметь:
1. Определить жалобы, характерные для поражения костно-мышечной системы, собрать семейный и индивидуальный анамнез.
2. Провести объективное обследование костей и мышц у детей разного возраста.
3. Оценить данные, полученные во время объективного обследования данной системы.
4. Составить план лабораторного и инструментального исследования костно-мышечной системы и оценить полученные данные.
Чеботарева В.Д. площадные В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - М. Б. и. 1999. - С. 139-144, 309-323.
Мазурин AB, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб. ИздательствоФолиант , 2001. - С. 265-316.
Медицина детства / Под ред. П.С. Мощич: В 4 т. - М. Здоровье, 1994. - Т. 1. - С. 215-216.
Детские болезни / Под ред. Л.А. Исаевой. - М. Медицина, 1994. - С. 33-38.
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. - М. - Винница, 2002. - С. 169-174,176-178.
1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей.
2. Методика исследования костно-мышечной системы у детей.
3. Признаки гиперплазии остеоидного ткани.
4. Признаки остеомаляции.
5. Нормальный уровень кальция и фосфора в сыворотке крови.
6. Симптомы артрита.
7. Виды нарушения тонуса мышц.
8. Виды нарушения трофики мышц.
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей
Мышечные волокна у новорожденных тоньше, чем у взрослых. Они имеют хорошо развитую интерстициальную ткань, богатые саркоплазму, но содержат мало миофибрилл. Мышечные волокна у детей короткие и нежные, бледные, имеют слабо выраженную исчерченность. В них содержится меньше, чем у взрослых, сократительных белков - миозина и актина, они более эластичные, лучше растягиваются, увеличиваясь в 2 раза по сравнению со своей начальной длиной.
В мышцах детей содержится мало неорганических веществ и миоглобина, но много воды.
Для новорожденных и детей первых месяцев жизни характерен значительный гипертонус мышц. Это обусловлено преобладанием функциональной активности палидарнои системы над стриарного. Гипертонус мышц-сгибателей на верхних конечностях содержится до 2-3-месячного возраста, а на нижних - до 3-4-месячного.
Костная ткань содержит больше воды и значительно меньше минеральных веществ. Поэтому кости у детей раннего возраста эластичные и менее ломкие, чем у взрослых. Благодаря этому дети первых лет жизни часто переносят травмы, а также значительные, без переломов костей. Надкостницы толстое, функционально активное, поэтому переломы чаще бывают без разрыва надкостницы, то есть по типу зеленой ветки.
Кости черепа у новорожденных баллотирует, поскольку открытые сагиттальный, венечный и лямбдоподибний швы. Боковые роднички у доношенных новорожденных закрыты. Заднее темечко бывает открытым у 25% новорожденных и закрывается не позднее 2-го месяца жизни. Переднее темечко всегда открыто и закрывается до 1-1,5-летнего возраста.
Зубы у детей прорезываются, начиная с 6-месячного возраста, когда появляются два нижних центральных резца. В возрасте 8 мес - два верхних центральных резца, в 10 мес - два верхних латеральные резцы и на 12-м месяце жизни прорезываются два нижних латеральные резцы. В течение 2-го года жизни появляются еще 12 молочных зубов. Последовательно прорезываются первые молочные моляры (в возрасте 12-16 мес), за ними клыки (в возрасте 17-20 мес) и последними - вторые молочные моляры (в возрасте 21-24 мес). Таким образом, в 2-летнем возрасте заканчивается процесс прорезывания молочных зубов; в настоящее время дети имеют по 20 зубов.
Позвоночник у новорожденных и детей первых месяцев жизни прямой и не имеет физиологических изгибов. В возрасте 2-3 мес формируется шейный лордоз, поскольку ребенок начинает держать голову. В возрасте 6-7 мес образуется грудной кифоз и ребенок начинает сидеть. Образование поясничного лордоза совпадает по времени с началом хождения ребенка (в возрасте 10-12 мес).
Источники: https://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/kostnaya-sistema.shtml, https://deti-i-my.ru/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-kostno-myshechnoj-sistemy-u-detej.html, https://mobile.studbooks.net/7617/meditsina/anatomo_fiziologicheskie_osobennosti_kostno_myshechnoy_sistemy_detey_metodika_issledovaniya_semiotika_po
Комментариев пока нет!