Главная » Обучение детей

Обучения детей школе труду

Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе

§1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации

Производительным трудом называют такой труд школьников, в результате которого создаются товарные ценности.

Производительный труд во вспомогательной школе является частью профессионально-трудового обучения и играет большую роль в воспитании умственно отсталых школьников. Производительный труд способствует знакомству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.

Производительному труду во вспомогательной школе всегда придавалось большое значение, хотя были периоды его недооценки.

Умственно отсталые школьники поздно осознают значение производительного труда и свое место в производстве материальных ценностей, однако это обстоятельство не является препятствием к включению учащихся в такой труд, начиная с младших классов.

Большое педагогическое значение имеет систематичность в выполнении трудовых заданий. Систематическое участие в производительном труде воспитывает привычку к труду точно так же, как ежедневное выполнена водных и других санитарно-гигиенических процедур формируют потребность в чистоте.

На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качество, как потребность труде, трудолюбие.

Для производительного труда характерны требования к качеству продукции и срокам выполнения работы.

Это обстоятельство дисциплинирует школьников, принимающих участие в производительном труде, приближает условия работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного труда.

Воспитательная значимость производительного труда возрастает при высоком уровне мотивации трудовой деятельности. Мотив, т. е. побуждение к той или иной активной деятельности, обычно возникает как необходимость удовлетворения определенной потребности. Мотивы деятельности могут быть сильные и слабые. Наивысшую активность вызывают сильные мотивы.

Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе

Галина Гайтанова
Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе

Исходя из известных положений физиологии, психологии и педагогики, припоминая наблюдения многих лет, опираясь на опыт хочется сказать, что, развитой мозг ребенка и неразвитая рука семилетнего человека - это вполне закономерное состояние, которое не должно подвергать в панику. Другой вопрос. в достаточной ли степени развита рука ребенка? Можно ли ее готовить к школе лучше и основательнее?

Рука человека - это комплекс мелких мышц. Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) мелких мышц, руководимых мозгом. Мелкие мускулы человеческой руки, действительно, развиваются в упражнениях, о это не обязательно письмо.

Интересно, к примеру, отметить одно примечательное явление. Девочки - первоклассницы, в своем подавляющем большинстве, письмом овладевают легче первоклассников - мальчиков, так как частота движений пальцев их рук несколько большая. А почему? Каждый согласится с тем, что рука девочки-дошкольницы чаще и систематичнее включается в домашние дела, тренируется основательно в девичьих играх (сколько манипуляций приходится произвести с куклой, одеванием и раздеванием этой игрушки, с пошивом одежды, ее починкой).

Поэтому развивать необходимо не только интеллект, но и руку - рабочий орган человеческого интеллекта.

Уже много лет мы пытаемся убедить друг друга и самих себя в том, что развитие ребенка находится на кончиках его пальцев , однако смысл этого в общем-то верного утверждения, по-видимому, постоянно ускользает от нас. И мы обычно впадаем в одну из двух крайностей. сначала пытаемся развить ребенка через бесконечные (часто довольно утомительные и однообразные) практические упражнения для рук, отнимающие много времени и почему-то все-таки не дающие ожидаемого эффекта, а затем перестаем верить в это развитие через кончики пальцев и все внимание сосредотачиваем на умственной работе (решении математических задач, выполнении упражнений по русскому языку и т. п.). И очень много теряем.

Большое влияние занятия по ручному труду оказывают на умственное воспитание ребенка. способствуют развитию внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольность. Ручной труд предполагает новизну, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде. наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития ребенка.

Ручной труд способствует и воспитанию характера ребенка. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий. ребенок, встречаясь с трудностями. пытается самостоятельно их разрешить; при этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Ручной труд дает реальную возможность научить детей оценивать собственную деятельность. они не только анализируют образец т планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу работы, соотносят свой результат с образцом.

Изготовление поделок требует от ребенка определенных действий. Опыт свидетельствует. если вначале движения руки неточные и ребенок может повредить игрушку, то впоследствии, в результате систематического труда. движения становятся уверенными, точными, а пальцы гибкими. Это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности.

Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывается система специальных навыков и умений.

Особая роль принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задач в категоричной форме ( Дети, сегодня мы будем делать. , побуждает к действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных сказочных героев, сделать подарок близким или малышам.

Занятия по ручному труду и конструированию организуем циклами. На протяжении нескольких занятий знакомим детей с работой с одним видом материала. Чтобы добиться освоения детьми необходимых для этого навыков, следует помнить о взаимосвязи разных видов деятельности. рисования, аппликации, лепки, конструирования. Все это мы учитываем при планировании занятий по ручному труду с учетом задач коррекционно-развивающего обучения детей. включая в них упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

На первых занятиях с целью проверки умений и навыков, уже освоенных детьми, начинали с простых поделок из природного материала и бумаги, затем переходили к изготовлению игрушек-забав, объемных игрушек, изготовлению игрушек и поделок из различных материалов (нитей, соломы, бересты) .

После знакомства материала, из которого будет выполнена поделка, мы знакомим детей с его свойствами. мягкий, легкий, плотный, твердый, хорошо впитывает воду, гладкий, шершавый, бархатистый, ворсистый, сохраняет тепло и т. д. Затем предлагаем детям вспомнить или предположить, что еще делают из этого материала, где применяют, как используют.

Практические навыки формировали постепенно. Большое внимание уделяли умению работать с трафаретом и аккуратному вырезанию по контуру.

Украшали игрушки дети по собственному замыслу и желанию, а значит. имели возможность применять навыки и умения, полученные на занятиях аппликацией, рисованием, конструированием.

Важное значение для каждого ребенка имеет оценка его работы. Зная, что дети болезненно переносят негативную оценку взрослого, мы лишь предлагаем ребенку поправить что-то в своей работе или даже переделать ее, в мягкой форме объяснив, что получилось не так.

Нет ничего хуже бесцельного сидения за столом в ожидании окончания занятия. Поэтому не стоит заставлять детей ждать. когда закончит работу вся группа, - выполнив задание, ребенок может навести порядок на своем рабочем месте, поиграть с продуктами своего труда .

Нам удалось вызвать у детей интерес к ручному труду. доставить им эмоциональное наслаждение и удовлетворение. Они с нетерпением ждали занятий, интересовались какую игрушку или поделку будут делать в следующий раз.

Публикации по теме:

Готов ли ребенок к школе? Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. В школе большая нагрузка ложится на.

Подготовка руки ребенка к письму! Как часто приходиться слышать от учителей: Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых.

Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе Possibilities of formation of preconditions of qualities of the subject of work by preparation of the child for school Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ,
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ,
  • СУБЪЕКТ ТРУДА ,
  • PRESCHOOL AGE ,
  • LABOUR ACTIVITY ,
  • PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL ,
  • THE SUBJECT OF WORK

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Истратова Оксана Николаевна, Кузнецова Татьяна Сергеевна

Обсуждается вопрос возможности развития ребенка как потенциального субъекта труда на ранних стадиях онтогенеза – в дошкольном возрасте. Проанализированы структура и особенности трудовой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Отмечена роль взрослого в формировании адекватной трудовой мотивации ребенка. Выделены компоненты психологической готовности ребенка к школе (интеллектуальный, личностный, социальный, эмоциональной) и определена возможность использования потенциала трудовой деятельности в формировании отдельных компонентов готовности ребенка к школьному обучению.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Istratova Oksana Nikolaevna, Kuznetsova Tatyana Sergeevna

In an article the question of possibility of development of the child as potential subject of work at early stages of ontogenesis at preschool age is discussed. The structure and features of labour activity of the child of the senior preschool age are analiesed. The role of the adult in formation of adequate labour motivation of the child is noted. Components of psychological readiness of the child to school (intellectual, personal, social, emotional) are allocated and possibility of use of potential of labour activity in formation of separate components of readiness of the child to school training is defined.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Известия Южного федерального университета. Технические науки , Истратова Оксана Николаевна, Кузнецова Татьяна Сергеевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Истратова Оксана Николаевна, Кузнецова Татьяна Сергеевна Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-predposylok-kachestv-subekta-truda-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole (дата обращения: 17.09).

Истратова Оксана Николаевна et al. Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе Известия Южного федерального университета. Технические науки 135 (2012). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-predposylok-kachestv-subekta-truda-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole (дата обращения: 17.09).

Истратова Оксана Николаевна Кузнецова Татьяна Сергеевна (2012). Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе. Известия Южного федерального университета. Технические науки URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-predposylok-kachestv-subekta-truda-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Истратова Оксана Николаевна, Кузнецова Татьяна Сергеевна Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10 С.194-199.

Истратова Оксана Николаевна et al. Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе Известия Южного федерального университета. Технические науки 135 (2012).

Истратова Оксана Николаевна Кузнецова Татьяна Сергеевна (2012). Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе. Известия Южного федерального университета. Технические науки

Источники: https://pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-255.shtml, https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-ruchnogo-truda-v-vospitani-detei-pri-podgotovke-k-shkole.html, https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-predposylok-kachestv-subekta-truda-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенку месяц начинается насморк

Как лечить насморк у ребенка? Насморк далее...

Кормление ребенка на животе у мамы

Как происходит питание малыша далее...

Сказки для детей 4 5 лет

Автор: Дементьева Светлана Прежде чем далее...

Вес ребенка в 6 лет

Вес ребёнка. Таблица веса ребёнка в возрасте далее...

Городские творческие конкурсы детей

Радуния -Всероссийские дистанционные творческие и интеллектуальные конкурсы для далее...

Детские логические игры для детей 6 лет

Развивающие игры для детей 6 далее...

Аллергия у ребенка в июне

Аллергия в июне В начале лета у некоторых далее...

Популярные статьи

x