Главная » Обучение детей

Основы развивающего обучения детей дошкольного возраста

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Марина Владимировна Костылева
Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения. стимулируют самостоятельную работу дошкольников. Все эти аспекты образования особенно актуальны в условиях перехода на новый федеральный образовательный стандарт, главная задача которого является формирование личности, которая успешно использует свои знания и навыки для решения разных практических задач, встречающихся в реальной жизни.

В связи с переходом на ФГОС нового поколения и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.

Деятельность учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении направлена на решение задач, в которых учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечивает коррекцию и преодоление нарушений в развитии детей. Из всего выше сказанного, деятельность педагога будет осуществима при определенных условиях :

• Профессиональное саморазвитие педагога при изучении ФГОС и, соответственно, внесение изменений в свою методическую работу.

• Осуществление образовательной деятельности, которая направлена на

коррекцию имеющих недостатков у детей с ОВЗ.

• Использование развивающих средств обучения. а также подбор материала, позволяющий решать круг задач, связанных с обеспечением повышения уровня познавательной активности в образовательной деятельности и соответствующей нагрузки каждому ребёнку.

• Создание предметно-развивающей среды (обогащение играми, пособиями, которые способствуют развитию способностей. обеспечивают качество образования в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями каждого ребёнка).

• Активное взаимодействие с социумом.

• Распространение инновационного опыта в рамках педсоветов МКДОУ, ГМО и сетевых сообществ.

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.

Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским.

В связи с разработкой теории развивающего обучения. были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и воспитанника на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучения .

По мнению многих исследователей, при ЗПР в той или иной мере страдают все высшие психические функции. Поэтому в специальном саду для детей с ЗПР необходимо выстраивать целостную систему педагогической работы, которая бы обеспечивала целенаправленное комплексное воздействие с целью наиболее полной компенсации отклонений в развитии каждого ребенка.

Развивающие дидактические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики Никитина способствуют формированию знаний, умений и навыков; способствуют развитию высших психических функций и предпосылок к школьному обучению. актуальны при использовании технологии развивающего обучения. Данные развивающие дидактические игры направлены на формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению и. следовательно, актуальны при использовании технологии развивающего обучения.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития » является психолого -педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида для детей с ЗПР. Специальной программы обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного возраста. утвержденной Министерством образования и науки РФ, не существует. За основу берем Программу обучения и воспитания детей в детском саду » под ред. М. А. Васильевой. Программа дополняется специальными программами и методическими рекомендациями по работе с указанной категорией детей :

- Методическим пособием «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития » /Под общей ред. С. Г. Шевченко.

- Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида».

Изучив задачи программ и методических материалов, учитывая особенности психического развития детей. возникла необходимость в использовании дополнительных средств в коррекционно-педагогическом процессе технологии развивающего обучения. в нашем случае, блоков Дьенеша, палочек Кьюзенера и кубиков Никитина. Уникальные дидактические пособия способствуют повышению уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий https://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Отчет об использовании ИКТ в профессиональной деятельности тчёт Педагога дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТ Клименко Ольги Александровны об использовании информационно-коммуникационных технологий.

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.

Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.

Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.

Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:

- Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

- Теоретические знания играют ведущую роль.

- Содействие осознанию учащимися процесса обучения.

- Общее развитие всех учащихся.

Дидактические основы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова:

- Цель обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

- В содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий.

- Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Теоретические основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Стребелева, Е.А. Теоретические основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева // Современность и пути развития специального образования // Сб. материалов научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею института специального образования.- Екатеринбург, Россия.- Часть 1.- С. 3-15.

В материалах статьи подчеркивается значимость концепции психологического возраста в коррекционном воздействии; показана зависимость развития ребенка от способов, форм и содержания его общения со взрослыми и сверстниками, а также от созревания физиологических систем развивающегося организма; рассматриваются ведущие виды деятельности в каждом возрастном периоде, имеющие наибольшее значение для психического развития, формы общения ребенка со взрослым в разном возрасте. Материалы адресованы исследователям в области детской психологии, а также преподавателям педагогических вузов дефектологических факультетов.

Ранний возраст (1-3 года)
Дошкольный возраст

Актуальность для практики специального образования

Источники: https://www.maam.ru/detskijsad/-razvivayusche-obuchenie-kak-sredstvo-razvitija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija.html, https://podsnezhniksad.ucoz.com/index/tekhnologija_razvivajushhego_obuchenija/0-333, https://childrens-needs.com/katalog/katalog/riski-i-preduprezhdenie-vozmozhnyh-narushenij/teoreticheskie-osnovy-korrekcionno-razvivajuschego-obuchenija-7511

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Рвота ребенка после прививки

Прививка от гепатита далее...

Нос заложен сопли высмаркиваются ребенка

Почему заложен нос далее...

Темы семинаров работе одаренными детьми

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Комитет далее...

Характеристика творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет Анализ проблем творчества далее...

Весенние загадки детей 4 5 лет

Весенние загадки для детей с ответами Желтые пушистые Шарики далее...

Искусственное кормление новорожденного какие какашки

Стул ребенка на далее...

Тесты для 6 летнего ребенка по математике

Тест: Уровень развития ребенка далее...

Популярные статьи

x