Главная » Обучение детей

Особенности детей 16 лет

Общение со сверстниками в этом возрасте становится ведущей деятельностью.

В этот период учеба для подростка отступает на второй план. Центр жизни переносится из учебной деятельности (хотя она и остается преобладающей) в деятельность общения. Именно через общение осваиваются нормы социального поведения, система моральных и этических ценностей, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Именно в общении со своими товарищами происходит проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Каждый новый знакомый немного меняет представление подростка о себе, делает его более многогранным. А ведь найти себя, собрать из мозаики разрозненных знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей в этом возрасте. Хорошую поддержку на этом этапе может оказать участие в старшей подростковой психологической группе. На занятиях участники будут делать то, что важно и ценно для всех подростка общаться. Но общаться не просто, а с последующим осознанием своих действий, рефлексируя свой внутренний опыт. В безопасной и творческой атмосфере участники могут обсуждать любые волнующие темы, пробовать новые роли, испытать себя в различных ситуациях.

Тысячи проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют по иному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта.

Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка. То есть взрослые как бы заманивают молодых: будьте хорошими, послушными мальчиками и девочкам; мы вас без особых проблем впустим в свой мир, но вы должны следовать нашим правилам.

Но если не научиться доверять собственным глазам, то невозможно быть уверенным, что идешь по правильной дороге. А взрослые стараются сразу вывести детей на свою дорогу, проложенную в иное время и с учетом иных ценностей и возможностей. Двигаться вперед – да, но как, куда и зачем? Когда же можно во всем этом разобраться? И что-то освоить, кроме учебы.

Конечно, подростковые трудности, столкновения, непонимания – необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Но они не должны перекрыть кислород для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, откатов назад и познания себя

Эльконин Д.Б. 1971г. разделил подростковый возраст на

Сконцентрированность на собственной личности

Нервы на пределе, эмоции зашкаливают, страсти кипят - ваша семья находится под влиянием переходного возраста. На самом деле, не так все страшно. Да, дети начинают отрицать все и вся, да, они перестают подчиняться родителям, да, делают первые в жизни необдуманно глупые поступки, а потом страдают от этого. А теперь сядьте удобнее, умерьте пыл и вспомните себя в 13 лет. Какими были вы? Такие воспоминания помогут вам найти общий язык со своим выбившимся из под контроля ребенком.

Переходной возраст у мальчиков и у девочек проявляется по-разному, но основа поведения одинаковая - желание найти в этом мире свою нишу и самореализоваться. Друзья сейчас играют главную роль в жизни вашего ребенка. Поэтому основная задача родителей стать для непослушного чада другом.

Дайте ребенку немного свободы от вашего надзора, но не отпускайте родительские вожжи , иначе ситуация может выйти из-под контроля. Следите за окружением вашего ребенка, знакомьтесь с его друзьями, отнеситесь с пониманием к его увлечениям.

Возможно, вам придется пройти с ребенком путь неформальных течений, тяге к тяжелой музыке и прочим подростковым шалостям. Поддерживайте свое чадо, пусть это будет противоречить вашему мировоззрению, но ребенок скажет вам в последствии спасибо. Не сомневайтесь, увлечения пройдут, а его доверие к вам останется навсегда.

Переходной возраст и у мальчиков, и у девочек - это период, когда возможен отрыв от родителей из-за их непонимания и неприятия детских взглядов на жизнь. Поэтому, родители, будьте мудры!

Самооценка подростка в период развития его самосознания, проходит через определенные стадии — начиная от полного неведения по отношению к себе и заканчивая полной определенностью в самостоятельных суждениях. Являясь регулятором поведенческого сценария подростка, такая оценка практически полностью определяет его социальную адаптацию.

Обычно именно в подростковом возрасте происходит формирование подростка, как личности. Он усваивает понятия социальных норм, стандартов и жизненных ценностей. В этом возрасте у человека происходят изменения не только в его организме (половое созревание), но и меняется полностью мировоззрение. Возраст 15-16 лет – это, так называемая платформа для построения будущих семейных отношений и приобретения профессии, с дальнейшим трудоустройством и карьерным ростом.

У детей девиантным называют такое поведение, которое полностью противоречит принятым в обществе нормам. Не нужно пугаться, но многие дети в наше неспокойное время являются девиантами. Чаще всего данное поведение является всего лишь ответом на действительные суровые жизненные реалии.

Известно, что система ценностей подростков отличается от системы ценностей взрослого человека. Подростку сложно чувствовать себя счастливым человеком, принимая за истину авторитарное мнение взрослого. Давление родителей на ребенка, стремление навязать свои приоритеты иногда приводят к плачевным результатам. Во многих семьях возникает эмоциональная отчужденность между детьми и родителями. В худшем, крайнем варианте несчастливость подростка может стать причиной суицидального поведения.

Очень важной для современного 10 класса является проблема адаптации к новому коллективу, поскольку мало кто при обучении в 10 классе остается в том же самом коллективе, в котором учился до этого. Некоторые ученики меняют школу на лицей или гимназию, кто-то просто переходит в параллельный класс той же самой школы. А к тем, кто остался в своем классе, могут придти новые ученики. В итоге классный коллектив меняет свою структуру и оказывается совершенно другим по сравнению с тем, каким его привык видеть ребенок.

Развитие подростка напрямую связано с его возрастными особенностями, непосредственно оказывающие влияние на формирование личности. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания.

На сегодняшний день поражает широта агрессии и насилия среди несовершеннолетних, в развитии которых значительную роль сыграли и современные технологии, посредством которых самореализуются подростки. Одной из новых форм такого поведения является интернет-зависимость, характерная в основном для подростков.

Нередко взаимоотношения подростков с родителями сопровождаются откровенным непониманием, когда дети не хотят слышать нас и наши советы. Как же научиться общаться так, чтобы наши дети нас услышали?

Трудный подросток – это штамп, который лепят родители взрослеющим детям, если не могут найти с ними общий язык. А ведь часто такая проблема бывает надуманной, конфликты возникают из-за того, что родители не знают психологии подростка. Хотя в любом случае головная боль становится общей и для взрослых, и для детей.

В каждой семье порой возникают конфликтные ситуации между родителями и детьми. В одних семьях такие неурядицы успешно разрешаются, в других перерастают в настоящие войны. Давайте попробуем разобраться в сути семейных дрязг и найти пути выхода из них.

Подростковый возраст самое трудное испытание для родителей. Мы дадим вам несколько общих рекомендаций и советов, которые облегчат общение с вашим чадом и позволят достичь взаимопонимания.

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковым принято считать период развития детей от 11 - 12 до 15- 16 лет. Этот период знаменуется бурным психо­физиологическим развитием и перестройкой социальной актив­ности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, труд­ностями и кризисами. В этот период складываются, оформля­ются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стреми­тельного наращивания знаний, умений, становление «Я», обре­тение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожно­сти и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспро­порций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преу­величиваются.

Наиболее важным моментом психофизиологического разви­тия подростка является половое созревание и половая иденти­фикация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от:

- неустойчивости эмоциональной сферы;

- особенностей высшей нервной деятельности;

- высокого уровня ситуативной тревожности.

Особенности развития познавательных способностей подро­стка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобрете­нию знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности вос­приятия материала обуславливают и особенности его сохра­нения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подро­стком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены ин­дивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

К числу индивидуальных особенностей относятся индивиду­альные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания.

необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуаль­ные особенности запоминания.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллекту­альными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка со­держание его мыслительной деятельности изменяется в направ­лении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явле­ниями действительности.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характе­ризующих личность подростка, является появление устойчиво­сти самооценки и образа «Я».

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешно­сти (реальные или мнимые) могут переживаться очень бо­лезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тре­вожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологиче­ским развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подро­стков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

У многих подростков отмечаются акцентуации характе­ра - определенное заострение отдельных черт характера, со­здающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) пред­полагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к соци­альной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодо­леть новый этап становления своего психосоциального разви­тия, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепри­нятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмо­циональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение. У подростков появляются специфические пове­денческие реакции, которые составляют специфический подро­стковый комплекс: - реакция эмансипации, которая представ­ляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Крайняя степень выраженности этой реакции - бродяжничество:

- реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры.

- реакция увлечения (хобби), в ней отражаются как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

Определенные осложнения возникают у подростка в процес­се профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятие решения. При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инерт­ные решения. Индивидуальные стили принятия решений явля­ются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.

Источники: https://kompunet.ru/articles/vozrastnye-osobennosti-1416-let/, https://puzkarapuz.ru/content/for_parents/psihologiya/13_16_let__hochu_byt_vzroslym/, https://shkolakrasnoe.moy.su/publ/psikhologicheskie_osobennosti_podrostkovogo_vozrasta/1-1-0-3

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок 8 лет весит

Лишний вес у ребенка – что далее...

Какие игрушки покупать ребенку 3 года

Какие игрушки нужны ребенку в далее...

Избавиться соплей ребенку 3 года

Как вылечить сопли у ребенка 3-х лет Иммунная система далее...

Интересное кино для детей 12 лет

30 сен 2012, 19:39 Мои любимые . Приключения Петрова и далее...

Ингаляция в домашних условиях насморке детям

Лечение насморка дома: с чего далее...

Ребенку 5 лет войне

Семья Давным-давно была война… Прошло 68 лет со дня Великой Победы далее...

Простые поделки пластилина детей

Лепка для детей 2 — 3 лет. далее...

Популярные статьи

x