Главная » Обучение детей

Особенности детей 4 года жизни

Статья по теме:
Особенности детей четвертого года жизни

Предварительный просмотр:

Особенности детей четвёртого года жизни.

Как правило, человек помнит себя с трёх лет. А в четвёртый год жизни ребёнок вступает уже осознавая свою индивидуальность, своё Я.

Если он раньше держался за руку мамы, то теперь он высвобождает руку и делает первые шаги в самостоятельность, а родителям нужно поддерживать и укреплять эту самостоятельность ребёнка.

В четыре года пришло время узнать свои права и обязанности, а также права других людей. Если воспитание неправильное, то как раз в этот период закрепляется эгоизм, требовательность к другим без требования к себе.

Это время, когда правильное воспитание решает, каким человеком ему быть. Видите, уважаемые родители, какой это важный этап в жизни вашего малыша!

В данной статье перечислим лишь некоторые навыки четырехлетнего ребенка при условии его нормального развития, и отсутствия каких-либо серьезных заболеваний. Большинство из этих умений формируются с помощью обучения со стороны взрослых людей (чаще всего родителей).

Умственное развитие ребенка в четыре года характеризуется тем, что он, как правило, уже умеет следующее:

- умеет считать до десяти (иногда и более того);

- знает свой адрес (место жительства);

- малыш способен к пересказу событий из реальной жизни или из сказки, которую ему читала мама перед сном;

- он также уже знает некоторые антонимы и различает их между собой (грустный - веселый, большой – маленький и так далее);

- ориентируется и не путает между собой времена: будущее, прошедшее, настоящее;
- использует в своей речи предложения, состоящие из 5 и более слов;

- хорошо выговаривает буквы «Р», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» и другие буквы русского алфавита; если же с произношением каких-либо букв у ребенка есть трудности, тогда сходите с ним к логопеду, который будет с ним заниматься с целью устранения возникших проблем в речи.

Чем ближе ребенок становится к своему пятому дню рождения, тем больше становится его словарный запас, он составляет уже около 3000 слов.

Напоминаем родителям вновь и вновь, что ребенок самостоятельно не может научиться тому, чего еще совсем не умеет. Это значит, что с ним необходимо заниматься, учить всему, разговаривать, помогая в чем-либо, заодно и подсказывать или показывать, как совершать то или иное действие. Родители - главные источники знаний для ребенка. Но это, конечно же, не значит, что никто другой не может повлиять на него, научить его чему-то. Этому всячески нужно способствовать. Бабушка или дедушка так или иначе тоже могут поспособствовать правильному развитию ребенка. Например, рассказывая и показывая растения, выращенные в огороде, в саду. Ребенок может наблюдать и слушать одновременно в тот момент, когда бабушка будет закрывать варения и соления. Он может сделать много новых открытий для себя. Согласитесь, здорово чему-то удивляться в первый раз! Так что это тоже бесценный опыт и поэтому не стоит лишать ребенка позитивных эмоций и новых познаний.

Также хочется напомнить, что ваш малыш индивидуален во всем! Не стоит исключать того, что ребенок будет более преуспевать, чем его сверстники, либо же наоборот, немного отставать от ровесников по уровню своих знаний и способностей. Если же наблюдается явное отставание в развитии (как физическом, так и психическом), тогда стоит задуматься и обратиться к профессионалам (психологу, логопеду, неврологу).

Уже в раннем периоде жизни ваш ребёнок был знаком с понятиями надо и нельзя , но четырёхлетнему вы должны теперь разъяснять, почему нельзя и почему надо .

У четырёхлетнего ребёнка большую часть его речи составляют вопросы. Этот натиск вопросов свидетельствует о возросшей любознательности ребёнка. Чтобы стимулировать умственное развитие малыша, родители должны отвечать на все вопросы вдумчиво и серьёзно. Чем глубже ответы, тем глубже ум ребёнка.

Таким образом, интеллектуальное развитие четырёхлетнего ребёнка зависит более всего от качества ответов на его вопросы, хотя и игра по-прежнему важна.

Начинайте загадывать ребёнку простые загадки и не спешите подсказывать отгадку, пусть подумает сам. Потом с помощью наводящих вопросов вы подведёте малыша к отгадке. Вслед за первой задайте вторую однотипную загадку. Так вы научите своего малыша отгадывать загадки, что будет способствовать умственному развитию. Также учите ребёнка из ряда предметов выделять лишнее и доказывать своё мнение.

Четырёхлетнему под силу овладеть и некоторыми математическими представлениями. Ребёнок этого возраста различает понятия один-много - мало ; определяет величину контрастных предметов с помощью слов: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, лёгкий-тяжёлый ; ориентируется в пространстве: спереди-сзади, далеко-близко, наверху-внизу, под-над ; во времени: утро-вечер, день-ночь. Все понятия отрабатываются в играх и в быту.

В дидактических играх у ребёнка развивается умение узнавать форму, цвет, величину. красный кубик, большая машина, круглое яблоко.

Хочу обратить ваше внимание на чтение. Книгам в этот период жизни ребёнка нужно уделять много внимания. Книга должна стать постоянным элементом в жизни ребёнка. Создайте все условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно рассматривать книги, узнавать на иллюстрациях знакомых героев. Нужно каждый день читать ребёнку подходящую его возрасту книгу, задавать простые вопросы, вызывать эмоциональный отклик на читаемое художественное произведение. Если в доме не будет достаточно красиво оформленных книг, ребёнок не полюбит чтение.

В заключение хочу поговорить о воспитании вежливости. В четыре года ребёнок уже вполне вежлив, к старшим обращается на Вы , использует в речи вежливые слова. Вы должны терпеливо объяснять ребёнку, что перебивать говорящего невежливо, учите терпеливо ждать своей очереди. Поэтому за столом первая тарелка - пожилому человеку, вторая - папе, вернувшемуся с работы, а третья - ему, маленькому. По времени разница мизерная, аппетит не пропадёт, а уважение к старости и труду будет проявлено.

Четыре года, это солидный возраст! Очень важно не пропустить некоторые ключевые моменты этого волшебного времени.

Только в прошлом году ваш карапуз был застенчивым и боязливым ребенком, который часто прятался за спину матери, когда рядом находились незнакомые люди. А сейчас он быстро превращается в искрящегося дружелюбием четырехлетнего малыша с бесконечным запасом энергии и любопытства. «Кто этот ребенок?», - многие родители часто задаются вопросом, - «и куда делся тот малыш, которым он был совсем недавно?»

Это общее для всех родителей ощущение, когда их детям исполняется четыре года, ведь изменения происходят в этот период с драматической скоростью. Как родитель, вы можете обнаружить, что маленький мальчик, который буквально вчера хотел все время быть рядом с вами, теперь при любой возможности старается улизнуть, чтобы поиграть на улице или навестить друзей. Его воображение работает с фантастической быстротой и ваша фантазия уже не будет в состоянии поспевать за ним.

Чтобы лучше понять, как ваш ребенок развивается в этом возрасте 4 лет, найдите несколько минут, чтобы изучить некоторые основные направления его развития.

Физическое развитие . Ваш ребенок становится более независимым и начинает сам одеваться, использовать предметы более эффективно, и даже ездить на двухколесном велосипеде после некоторой тренировки.

Социальное развитие . В четыре года ваш ребенок любит новые впечатления и новых людей. Он также начинает понимать значение дружбы. Вы заметите, что он более тесно контактирует с другими детьми, когда с ними играет, он любит рассказывать секреты и истории. Однако, лояльность по отношению к понятию дружба какое-то время еще не будет установлена. Ваш ребенок может быть сегодня с кем-то лучшими друзьями, а на следующий день не будет общаться с этим же ребенком без всякой уважительной причины.

Эмоциональное развитие . Ваш четырехлетний малыш обязательно будет эмоциональным и темпераментным, часто будет чувствовать себя счастливым в одну минуту и несчастным в следующую. Кроме того, он начинает понимать, почему другие люди чувствуют себя определенным образом.

Интеллектуальное развитие . Ребенок может понимать и использовать такие слова и понятия, как «под», «над», «выше», «ниже» и он хорошо формулирует свои устные выступления, также он может проявлять интерес к чтению.

Как вы можете помочь

Когда ребенок переживает важный переходный период от трех до четырех лет, найдите множество возможностей для поддержки его развития.

• Поощряйте ребенка дружить и быть хорошим другом. Например, если ваша дочь сердится на подружку, потому что она взяла ее игрушки, помогите ей разрешить ситуацию спокойно и без конфликта.

• Исследуйте мир вместе с вашим ребенком. Можно купить дешево детское автокресло и брать его с собой туда, где он никогда не был, где у него будет шанс познакомиться с новыми людьми и ситуациями.

• Угощайте его новыми продуктами, которые он никогда не пробовал. Увеличивая его жизненный опыт и навыки, вы будете держать его постоянно заинтересованным, что благоприятно скажется на его умственном развитии.

• Примите спокойно его перепады настроения. Не беспокойтесь, если ему грустно или он сердит. Это нормально, такие настроения обычно быстро проходят сами, если вы не будете уделять этому слишком много внимания.

• Не будьте слишком требовательными, когда дело доходит до обучения вашего ребенка. Например, лучше читать книги с вашей дочерью, когда она хочет, а не заставлять ее сесть и читать с вами в течение длительного периода времени. Кроме того, попробуйте брать ее с собой в библиотеку или за покупками книг, чтобы позволить ей выбирать свои собственные книги. Для детей в этом возрасте очень ценна независимость.

• Хотя дисциплина вашего ребенка несомненно важна, будьте терпеливы. Когда вы оба возможно очень расстроены, постарайтесь избежать столкновения, не кричите и не используйте жестокие слова, как способ поддержания дисциплины. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, лучше оставьте ребенка в его комнате на пять минут, чтобы успокоиться. Когда вы успокоитесь, сядьте вместе с ребенком и поговорите с ним о том, почему вы так расстроены и установите правила на будущее.

Психология ребенка 3-4-5 лет - очень важная информация для родителей о правильном поведении в этот период развития, обязательно прочтите до конца!

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется признать окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или кризис трехлетнего возраста.

Психологическое равновесие малыша иногда пошатывается в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.


Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.


Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!


Акт второй. Кроха открывает существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.


Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: Папа ждет меня смотреть фильм или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: А может быть, я им не нужен?

И такое открытие может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет Моё! Моё!

Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт. акт развязки.


Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - лишний .

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.


В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.


Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?


Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: Гадкий мальчишка! , Ты очень плохой ребенок! и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.
Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!


Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.


Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:
Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: Поцелуй маму, она накормила нас завтраком , Как мама, хорошо это делает , Мама у нас самая хорошая .
А мама должна обратить внимание крохи на отца: Поиграйте вместе с папой , Это папа придумал сегодня поехать на речку и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.
А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.


Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.
Об этом поговорим в следующей статье Как подготовить ребенка к детскому саду (статья на оформлении).


Буду рада, если вы поделитесь своими предложениями того, как правильно психологически подготовить ребенка у походу в детский сад.

Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/05/02/osobennosti-detey-chetvertogo-goda-zhizni, https://www.domosedka.com/publ/osobennosti_razvitija_detej_4_goda_zhizni/15-1-0-722, https://zaykapobegayka.ru/razvitie-i-vjspitanyie/161-psihologiya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Опыты детей 5 6 лет

Эксперименты Какие эксперименты будете проводить в своей далее...

Занятие психолога с детьми 5 6 лет

Конспект развивающего занятия со старшими дошкольниками Автор: Калашникова Ольга далее...

Эритр в моче у ребенка

Эритроциты в моче – далее...

Бак посев мочи как собирать у ребенка

Бакпосев мочи у детей Данный анализ назначают, далее...

Подвижные игры с клоунами для детей

') catch(e) var далее...

Сыпь грудничка телу фото

Сыпь у грудничка по всему телу фото Лучшие статьи на далее...

Характеристика познавательной сферы дошкольника

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит далее...

Популярные статьи

x