Главная » Обучение детей

Особенности детей онр 3 уровня

Родительское собрание Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня

В конспекте родительского собрания раскрывается организация логопедической работы в группе компенсирующей направленности, а также дается краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также родителям детей, нуждающихся в коррекции речи, психических функций.

1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня.

ОНР – у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Для детей с ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи, но с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Отмечаются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в падежах (взяла с (из) ящика, три ведры (ведра) и т. п.).

Недостаточно умеют образовать слово, особенно, если это выходит за рамки повседневной речевой практики (если хвост – хвостик – просто, то велосипедист – который едет на велосипеде).

Для таких детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий (фрукты – овощи, обувь – ботинки), незнание слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: не знают некоторых частей тела, названий профессий и действий, связанных с ними, животных, птиц и др.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам (посуда – миска, окно – стекло, зеркало – стекло).

Особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжета, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие.

Дети испытывают трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (самолет, снеговик, автобус, пуговица).

Нарушено звукопроизношение. Может быть нарушено произношение нескольких групп звуков (до 13-17 звуков).

2. Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР -3 ур. Организация логопедической работы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня является развитие:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • овладения элементарными навыками письма и чтения.

Основываясь на «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, предполагается следующая организация логопедической работы.

1. С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей по параметрам:

  • состояние неречевых процессов: особенности коммуникативной сферы, исследование слухового восприятия, исследование зрительного восприятия, исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, состояние мелкой моторики, состояние речевого аппарата, голосовой функции.

  • Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры.
  • Состояние звукопроизношения.
  • Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Обследование звукослоговой структуры слова.
  • Обследование лексического строя языка.
  • Состояние грамматического строя языка.
  • Состояние связной речи.

Результаты обследования заносятся в индивидуальную речевую карту ребенка, разработанную в соответствии с программой, с целью определения дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения (демонстрация карты).

2. В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. В первую половину дня.

  • Индивидуальные занятия. Проводится работа по овладению комплексом артикуляционной гимнастики, направленным на устранение нарушений звуковой стороны речи, по постановке звуков и их автоматизации, а также проводится работа по развитию психических функций (внимание, память и др.).
  • Подгрупповые занятия проводятся с детьми одного уровня речевого развития, для полноценного овладения учебным материалом.
  • Фронтальные (со всей группой) занятия проводятся по формированию фонетической стороны речи, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (знакомство родителей с темами занятий на год).

Во вторую половину дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.

3. Планируется ведение индивидуальных тетрадей дошкольников для домашних заданий.

В них кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для речевого аппарата на длительный период. Рекомендуются различные упражнения для коррекции речи в целом.

Ковалёва Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ЦРР Д/С №32#8243;,
г. Братск

ассистент МГОУ, Москва

Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический.

Словообразование в русском языке происходит несколькими способами.

1. Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающиеся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима.

Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку — «за» и корень — «вод». Слова «мир» (вселенная) и «мир» (понятие, противоположное войне) появились на базе существительного «мир» в значении «общество, люди», и все три слова осознаются как разные и отличаются грамматически. Например, у синонима «вселенной» есть множественное число, а у «противоположности войне» — нет.

2. Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик». Прилагательные «запятая», «булочная», «лесничий», а также причастие «заведующий» перешли в категорию существительных и т.д.

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Панасенко Светлана Петровна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»


Аннотация
В статье рассматриваются специфика личностной готовности к школе у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, особенности диагностической и коррекционно-развивающей работы с ними.

SPECIALITY OF PERSONAL SCHOOL READINESS FOR SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE 3RD LEVEL

Panasenko Svetlana Petrovna
Tula State Pedagogical University by Lev Tolstoy


Abstract
This article discusses the specifics of personal pupils' readiness at the senior preschool period with the general underdevelopment of 3rd speech level. speciality of diagnostic and correction - developing work with them.

Библиографическая ссылка на статью:
Панасенко С.П. Особенности личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/49964 (дата обращения: 25.05).

Проблема готовности к школьному обучению занимает очень важное место в сферах работы таких специалистов как психолог, педагог, физиолог, логопед. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. [1, с. 5]

Личностная готовность имеет важную и значимую роль в старшем дошкольном возрасте. По данным различных исследований школьных психологов от 10 до 45% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Причина этого состояния определяется личностной неподготовленностью ребенка к школе, где обучение носит коллективный характер деятельности. [2, с. 174]

Личность ребенка с общим недоразвитием речи III уровня имеет свои особенности: недостаточно развито самосознание и неадекватная активность или пассивность во взаимодействии с окружающим. Расстройства в личностной сфере старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к явлениям социальной дезадаптации из-за не готовности к принятию роли школьника. [3, с. 89]

В отечественной психологии проблемой готовности к школьному обучению занимались: Л.С. Выготский, Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконин (1981, 1989); Н.Г. Салмина (1988); Е.Е. Кравцова (1991); Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков (1999, 2001) и др. Изучением личностной готовности к школе занимались: Д.Н. Узнадзе, В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Личностную готовность детей с общим недоразвитием речи рассматривали: Кладова Е.В. Л.И. Лисина, Е.О. Смирнова.

В зарубежных исследованиях эта проблема отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетцер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970,1978, и др.).

Недостаточность наработок по изучению особенностей личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня определило тематику моего исследования: «Особенности личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Целью данного исследования является изучение экспериментальным путем особенности личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Мною была составлена и апробирована диагностическая программа по выявлению особенностей личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, в которых приняли участие 6 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В ходе эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов); Методика «Какой Я?» (Р.С. Немов); Тест на развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности (Л.В. Пасечник); Проективная методика «Рисунок школы» (А.И. Баркан).

Диагностическая программа показала следующие результаты: большинство детей получили низкие баллы по выделенным нами параметрам личностной готовности к обучению в школе. Все шесть детей не достаточно готовы к обучению в школе.

По проведенной диагностической программе можно выделить следующие особенности личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня:

- низкий уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению. Дети не достаточно готовы к обучению в школе и интерес к учебе развит слабо.

- низкий уровень самооценки. Дети не умеют адекватно оценивать свои возможности.

- низкий уровень развития самоконтроля. Дети еще не научились оценивать себя и контролировать свои действия.

- низкий уровень развития произвольной регуляции деятельности. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции, не способны понимать задачу, поставленную педагогом.

- высокий и средний уровень школьной тревожности. У таких детей явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками. У некоторых детей присутствует некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации.

По результатам диагностики мною была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой являлось создание условий для формирования личностной готовности к школе у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В задачи программы входило: формирование мотивационной готовности к школьному обучению; формирование произвольности поведения; обучение саморегуляции и самоконтролю; формирование самосознания и адекватной самооценки; обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.


Библиографический список
  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. перераб. и дополн. СПб. 2008. 208 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Просвещение, 2007. 464 с.
  3. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. М. Издат. центр «Альфа», 2003. 123 с.


Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи .

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Источники: https://logoportal.ru/roditelskoe-sobranie-onr-3-urovnya/.html, https://pedlib.ru/Books/4/0381/4_0381-1.shtml, https://web.snauka.ru/issues/2015/04/49964

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Красная сыпь на лице у грудничка

Красная сыпь на лице у грудничка: далее...

Характеристика для мамы дошкольника

Характеристика на ребенка!Хелп! Характеристика на далее...

Роль доу в формирование здоровья детей

Статья (младшая группа) далее...

Роль творческого воображения в физическом развитии ребенка

Как развивать творческое воображение у ребенка далее...

Квест рум пермь для детей 12 лет

Группа Чтобы вступить в группу, Вам необходимо войти . Описание: далее...

Аллергия или лишай у ребенка

Лишай у детей Лишай – общее название далее...

Почему новорожденный плохо спит днем и капризничает

Дневной сон. Часть 1. Сколько должен спать ребёнок далее...

Популярные статьи

x