Главная » Обучение детей

Особенности диагностики детей школьного возраста

Методики диагностики мышления у детей младшего школьного возраста

Высшей формой отражения действительности является мышление. Мышление – это психический процесс, относящейся к когнитивным (познавательным), то есть это механизм установления прочных связей в системе взаимодействия со средой и объектами среды.

Для диагностики этого процесса необходимо осознавать его динамичность. Во время роста формы взаимоотношения с окружающим миром изменяются, проходя кризисные и сенситивные точки.

Этапы изменения типа мышления

Стоит рассмотреть динамику изменения мышления школьника для его диагностики:

  • Предметно-действенное (ребенок путем непосредственного взаимодействия с предметом, игрушкой начинает понимать, с чем он имеет дело);
  • Наглядно-образное. Период развития от 4 до 7 лет. Дошкольник или уже младший школьник начинает манипулировать образами, которые возникают в сознании в результате опыта;
  • Словесно-логическое, характерное для младших школьников. В данный период ведущей деятельностью является учебная, и ученик начинает устанавливать логические связи между понятиями.

Особенности развития мыслительного процесса у младших школьников

Относительно особенностей развития процесса мышления у младших школьников является анализ и синтез воспринимаемого опыта, а так же знаний и умений.

Во многом зависит адекватное функционирование мышления и от других процессов как память, внимание. воображение и так далее. Все психические механизмы развиваются вместе, имея тесную связь.

Немаловажно и психическое развитие личности ребенка, так как оно должно быть во взаимной конкуренции с мышлением, немного опережая его. Тем самым стимулируя процесс формирования личности, сохраняя ее целостность и гармоничность.

Презентация: Методики и технологии диагностики одаренности

Исследуя особенности развития мыслительных процессов у детей, следует понимать, что сами по себе показатели не являются эффективным источником, благодаря которому можно сделать какие-либо выводы. Заключение можно сделать в результате соотношения развития процесса мышления дошкольников, и младших школьников.

Изменение типа мышления на примере теории «тарелочек»

Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому существенно заметен, введу того, что актуальность отношения со средой старого типа утеряна.

А сам переход от старой формы к новой является кризисным, когда происходит смена ведущей деятельности. Входя в новый, учебный мир, ребенок, до сих пор бывший дошкольником, учится взаимодействовать со средой по-новому. Правильнее будет сказать, что школа заставляет младшего школьника подстраиваться под новые стандарты, вырабатывая те формы и виды взаимоотношений, которые требует от него ситуация.

Кризис перехода как от детского сада к младшей школе, так и из младшей школы к средней является крайне важным.

Данный переход можно представить в виде тарелок для сладостей, где каждая плоскость (тарелка) находится друг над другом. При этом на каждой плоскости лежат различные сладости. Конечно, хочется съесть все, что нам предложено, но приходится соблюдать последовательность, начиная с верхней тарелки.

В этой аналогии видно, что каждая плоскость представляет собой форму мышления. а количество сладостей, которые на ней находятся – есть процесс развития данной формы у дошкольников. Диагностика каждого вид мышления осуществляется путем подсчета оставшихся сладостей на тарелке. В том случае, если, например, конфет на тарелочке уже не осталось, то значит, что форма мышления более не актуальна. В результате школьник сталкивается с кризисом, заставляющим перебираться к новой форме мышления.

Каждый переход дошкольников заставляет проявлять некую сноровку, совершая новые манипуляции, чувствовать новые вкусы и впитывать опыт. И результатом перехода от статуса дошкольников, к статусу младших школьников возникают новообразования в виде понятий, умозаключений и суждений.

Методики оценки процесса мышления

Существуют различные стандартизированные методики, для диагностики развития мыслительных процессов у учащихся (младших школьников). Среди наиболее распространенных выделяют:

  • Методика «простые аналогии» - данный тест позволяет оценить гибкость и логичность мышления. Здесь предлагается 11 рядов слов, между которыми существует логическая связь, которую ребенку следует определить;
  • Методика «исключить лишнее» - этот тест позволяет выявить способности школьника к обобщению. Существуют группы слов, которые учащийся должен объединить по определенному признаку;
  • Методика «изучение скорости мыслительных процессов». Диагностика при помощи данной методики представляет собой бланк со словами, в которых пропущены буквы. Школьнику необходимо максимально быстро вставить пропущенные буквы. Чем быстрее работа будет закончена, тем, соответственно, скорость выше.


Данная батарея тестов разработана для целостной диагностики развития процесса мышления у младших школьников. Использование прикладных материалов станет эффективным методом исследования протекания процесса мышления в данной возрастной категории. Позволит проанализировать текущий уровень развития и определить готовность перехода школьника на новый уровень, к старшим классам.

Материалы для саморазвития и здоровья

Что еще почитать

  • Диагностика внимания младших школьников
  • Развитие внимания у дошкольников
  • Игры на развитие памяти для дошкольников

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.

Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.

Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.

Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.

Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

Добро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

О сайте

Популярное

Полезное

Младшие школьники

Методики диагностики младших школьников

Опубликовано: 12.10 13:02 | Просмотров: 13923

Источник: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с. (с. 97).

Цель методики: оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующими между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Опубликовано: 12.10 11:27 | Просмотров: 11774

Назначение: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Возраст: предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Инструкция к тесту

«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Опубликовано: 12.10 11:01 | Просмотров: 7482

Назначение: с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Возраст: младший школьный.

Для диагностики внимания младших школьников используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Источники: https://tonusmozga.ru/myshlenie/razvitie-myshleniya/diagnostika-u-shkolnikov.html, https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/psihologiceskaa-diagnostika-i-testy-dla-detej-ot-7-do-11-let, https://psmetodiki.ru/index.php/mladshie-shkolniki

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Какую сумму платят детям до 3 лет

Пособия на ребенка до 16 лет Сегодня в далее...

Очень светлая моча ребенка

Цвет мочи Цвет мочи является, наверное, одним далее...

Дид игры детей 2 3 лет

Дидактические игры по сенсорике для далее...

Делать ребенок начинает болеть

Что делать если ребенок заболевает или уже заболел? далее...

Как быстро вылечить насморк у ребенка

Как вылечить насморк у далее...

Пальчиковые игры детей 1 5 года

Пальчиковые игры для далее...

Убийство 2 летнего ребенка

Портал Забайкальского края Забайкальца за изнасилование и убийство 2-летнего далее...

Популярные статьи

x