Главная » Обучение детей

Особенности личности одаренного ребенка

Презентация - Одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка

Похожие презентации


Родительское собрание «Роль семьи в развитии одаренности ребенка» Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Детская одаренность Мастер-класс «Личностное развитие ребёнка через межпредметную интеграцию при изучении геометрических понятий» Психологические особенности ребёнка Психолого - педагогическое сопровождение одаренного ребенка Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности - Значение мхов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка.
Автор: Сучкова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2079 г. Москвы

Слайд 2

Одарённость-
системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

Одарённый ребёнок
ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:

Слайд 5

2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости
Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
Одарённые дети встречаются крайне редко. Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

Слайд 6

Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.

Слайд 7

Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.

Слайд 8

Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.

Слайд 9

Признаки одарённости
Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. Способны долгое время ( до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно. В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития

Слайд 10

Признаки одарённости
Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова. Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости. Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций. Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым. Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.

Слайд 11

Виды одарённости.
В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость. В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость. В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость. В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.

Слайд 12

Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению Personality characteristics of a gifted child in the structure of psychological readiness for profes-sional self-determination Текст научной статьи по специальности Психология

  • ЛИЧНОСТЬ ,
  • ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ,
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ,
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ,
  • PERSONALITY ,
  • A GIFTED CHILD ,
  • PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION ,
  • THE PSY-CHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Арон Ирина Станиславовна

В работе анализируются личностные особенности одаренных детей в контексте их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются проблемы личностного развития одаренных детей, препятствующие их успешному профессиональному самоопределению. Выводы автора основываются как на результатах теоретического изучения проблемы, так и собственных экспериментальных исследованиях.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Aron Irina Stanislavovna

The work analyzes the personality characteristics of gifted children in the context of their psycho-logical readiness for professional self-determination. Identifies the problems of personal development of gift-ed children, to their successful professional self-determination. The conclusions of the author are based both on the results of the theoretical study of the prob-lem and its own experimental studies.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Концепт , Арон Ирина Станиславовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Арон Ирина Станиславовна Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт. 2012. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-odarennogo-rebenka-v-strukture-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 18.09).

Арон Ирина Станиславовна Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению Концепт (2012). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-odarennogo-rebenka-v-strukture-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 18.09).

Арон Ирина Станиславовна (2012). Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Концепт URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-odarennogo-rebenka-v-strukture-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 18.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Арон Ирина Станиславовна Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт. 2012. №7 С.79-83.

Арон Ирина Станиславовна Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению Концепт (2012).

Арон Ирина Станиславовна (2012). Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Концепт

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ

Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и установление между ними эмоционально благополучных отношений.

В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три основных направления: 1) факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной программе; 2) предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной программы; 3) создание классов (школ), работающих по специально разработанным программам. При этом многие исследователи, занимающиеся проблемой одаренных детей, отмечают значительные трудности, которые могут возникать в сфере общения и взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстниками при работе по первым двум направлениям. Так, по мнению ряда авторов [9], [24], [28], некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые исследователи полагают, что в основе многих особенностей поведения одаренных детей, нарушающих их отношения с людьми, лежит неравномерность психического развития. Она проявляется в том, что высокое развитие интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим высоким эмоциональным и социальным развитием ([9], [25]-[27] и др. ).

Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми, в общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как правило, эти трудности обусловлены тем, что старшие дети опережают их в физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком коллективе [24]. А переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие, иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей, так как они весьма критичны к своим достижениям [9], [28]. Н. С. Лейтес [7] описывает также случаи, когда при обучении экстерном одаренные дети оказывались в эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий в личностном развитии.

Существуют и противоположные данные относительно особенностей социального взаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том, что ребенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет себя как инициативный лидер, которого другие дети предпочитают выбирать в качестве партнера по играм и занятиям [21]-[23]. К. Абромс указывает, что высокое познавательное и речевое развитие одаренных детей способствует более раннему появлению у них социализированных форм проявления агрессии, а также что просоциальное поведение (альтруизм) связано с высоким уровнем умственного развития [9], [27].

На вопрос о том, насколько благоприятно для развития ребенка складывается его общение в группе детского сада или в классе, позволяет ответить анализ групповых взаимоотношений, проводимый с помощью социометрических методик [3], [12]. Такой анализ основывается на выявлении существующих в группе, главным образом, эмоциональных предпочтений. В зависимости от степени предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории (подгруппы). Положение детей, входящих в I и II подгруппы ( звезды и предпочитаемые ), рассматриваются как благоприятное, а в III и IV ( пренебрегаемые и изолированные ) - как неблагоприятное и свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с членами группы.

На положение ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие факторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой деятельности, умения организовывать игру, обогатить ее сюжет и содержание [2], [3], [8], [13]. Оно обусловлено также и личностными качествами ребенка, которые обеспечивают успешность, эмоционально благоприятный фон совместной деятельности [2], [10], [12]. На избирательные отношения дошкольников оказывает влияние и то, насколько полно они удовлетворяют потребность друг друга в общении [16], [17].

Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей (взятый в относительной независимости от успешности совместной игровой деятельности и личностных особенностей) благоприятное положение в группе? На этот вопрос исследования детских групповых взаимоотношений, как и результаты наблюдений за особенностями взаимодействия и общения одаренных детей, не дают однозначного ответа. Так, в работе Т. В. Сенько было установлено, что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней успешностью в индивидуальной познавательной деятельности, как правило, имеют благоприятное положение в группе - входят в категории звезды или предпочитаемые . Вместе с тем отмечается и тот факт, что дети с высокой успешностью иногда попадали и в категорию изолированные [15].

Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более интеллектуально развитым сверстникам, можно говорить о том, что, конечно же, оно зависит и от особенностей личности, и от поведения ее, но во многом определяется целями, задачами совместной деятельности, ее успешностью, ценностными ориентациями группы. Поэтому в каких-то группах (или у отдельных ее членов) одаренные дети будут популярными и пользоваться симпатией, а в других - нет.

Вопросы же о том, какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их совместном воспитании; когда они объединены в группу достаточно однородную и не только по показателям умственного развития, но и по характеру мотивации, некоторым личностным особенностям, обусловленным высоким развитием; насколько такие взаимоотношения благоприятны для их эмоционального самочувствия, до настоящего времени остаются практически неизученными.

Источники: https://lusana.ru/presentation/22959, https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-odarennogo-rebenka-v-strukture-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu, https://www.voppsy.ru/issues/1998/983/983061.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Мутные зеленые сопли у ребенка

Зеленые густые сопли Добрый день! помогите мне и моей девочке далее...

Чем занять ребенка 9 лет на даче

10 лучших игр для далее...

Уход за новорожденным обработка кожных складок

Чем обрабатывать складки у новорожденного ребенка далее...

Как развлечь 2 летнего ребенка

Чем развлечь ребенка 2 далее...

Создание системы творческой реабилитации детей инвалидов

Созидая Радугу Полазна – поселок городского типа Полазненского далее...

Темное пятно на белке глаза у ребенка

Желтые пятна в глазах Передняя поверхность глаза далее...

Экологическое воспитание детей через дидактические игры

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей далее...

Популярные статьи

x