Главная » Обучение детей

Особенности ребенка подготовительной школе группы

Консультация (подготовительная группа) по теме:
Психологические особенности детей 6-7 лет

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.

Психологические особенности детей в 6-7 лет: поведение, формирование личности, развитие

Для дошкольного старшего возраста(6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы,развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение,внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка,которая зависит от осознания того,насколько успешна его деятельность,насколько успешны его сверстники,как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди сверстников и т.д.

Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.

Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве,уже не в силах полностью удовлетворить его.

Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции,которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей (подготовительной к школе группе 6 – 7 лет)

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время цроизвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

г. Санкт-Петербург 2010 год.

Возрастные особенности психического развития детей подготовительной к школе группы

В общем психическом развитии детей этого возраста важную роль играет новая жизненная позиция, которую они занимают в связи с переходом в подготовительную к школе группу детского сада. Они начинают понимать, что впереди их ждут школа, новые люди и новые отношения с ними, другие формы работы. Характер их отношения ко взрослым и сверстникам качественно меняется, появляется осознание собственной личности, попытки найти свое место среди других людей, быть для них полезными, возникает повышенный интерес к серьезному делу: занятиям и трудовым поручениям. Приобретенный опыт самостоятельной деятельности, накопленные знания и умения делают детей этого возраста более независимыми от взрослых в своих действиях и оценках. Отношения со взрослыми становятся более сложными и многоплановыми. Большое влияние на них оказывают содержание и стиль общения между ребенком и взрослым. Чем содержательнее и шире сфера этого общения, чем больший интерес проявляет взрослый к личности ребенка, тем богаче и доверительнее становятся их взаимоотношения.

В этом возрасте усиливается тяготение к личностному общению и доверительным отношениям со взрослыми. Появление таких отношений делает ребенка особенно открытым для воздействий того лица, с которым они сложились. Выбор партнеров для общения становится избирательным. Особенно это касается сверстников. Они тоже начинают выбираться не только по деловым, но и по личностным качествам.

Возрастает стремление к завязыванию дружеских контактов: складываются довольно устойчивые детские объединения. В совместных играх, которые приобретают более сложное и богатое содержание, дети приучаются сотрудничать друг с другом, учитывать интересы партнеров, подчинять свои усилия общему делу, справедливо решать возникающие конфликты.

Дети начинают придавать большое значение тем оценкам, которые дают их поведению взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому, оценивая действия детей этого возраста, важно учитывать основные особенности и тенденции развития личности каждого ребенка, корректировать мнение о нем сверстников. Это предохранит от формирования у детей ложной (завышенной или заниженной) самооценки. В самостоятельной совместной деятельности детей этого возраста складываются устойчивые группировки детей с общими интересами, формируется общественное мнение. Оно создается самими детьми, на основе сложившихся у них собственных представлений о нравственных ценностях и привлечения опыта оценки взрослых. Общественное мнение начинает оказывать значительное влияние на моральные представления и переживания. Дети начинают считаться с ним и выбирать среди сверстников образцы для подражания и сравнения.

В подготовительной к школе группе дети выполняет различные виды деятельности. Особенно возрастает роль занятий. В процессе обучения на занятиях дети приобретают много не только конкретных, но и обобщенных знаний и умений. Они овладевают умениями заниматься, слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей учебной деятельности, т. е. умения самостоятельно учиться, самостоятельно приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки. В этот период возрастает интерес к коллективным формам трудовой деятельности и отдельным трудовым поручениям, имеющим общественную направленность. Под их влиянием начинают складываться коллективистическая направленность личности и социальная мотивация поведения, формируется дисциплинированность и чувство ответственности за порученное дело.

Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/02/psikhologicheskie-osobennosti-detey-6-7-let, https://school624raduga.ru/stargroup/inform/vozrosob.html, https://cango.net.kg/vospitanie-obuchenie/preparations/1079-vozrastnye-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppy.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Обучение детей 5 лет игровой форме

Веселый паровозик- Развивающая флэш-игра по обучению далее...

Видео страшилки для детей 8 лет

Жуткие истории для детей, страшные рассказы далее...

Кашель сопли коньюктивит ребенка

Аденовирусная инфекция у детей Всего насчитывается далее...

Речевое развитие ребенка 5 лет

Речь ребенка 5 далее...

Формирование грамматического строя детей алалией

Особенности психического и речевого развития при моторной алалии При данном далее...

Психологические особенности приемных детей

Приемный ребенок: трудные вопросы Ответственные родители, далее...

Творческие конкурсы детей детском саду

Рассударики- Всероссийский далее...

Популярные статьи

x