Главная » Обучение детей

Особенности слепых слабовидящих детей

  1. 1 Сенсорная система, чувствительность и чувственное познание
  2. 2 Влияние нарушения зрения на взаимодействие анализаторов
  3. 3 Влияние взаимодействия анализаторов на создание образов
  4. 4 Образы внешнего мира при нарушении зрительного анализатора
  5. 5 Следствие нарушения деятельности зрительного анализатора
Сенсорная система, чувствительность и чувственное познание
  • Сенсорная система
    это система органов чувств, или анализаторов ,
    позволяющая человеку осуществлять чувственное познание,
    получать информацию об окружающем его мире
    .
  • Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности
    являются средством чувственного познания мира, порождая:
    • ощущения,
    • восприятия,
    • представления .
    • Влияние нарушения зрения на взаимодействие анализаторов
      • Поскольку каждый анализатор. входя в систему органов чувств,
        несет на себе влияние деятельности всей системы ,
        то нарушение зрения или полная его потеря изменяет
      • взаимодействие анализаторов и
      • межанализаторные связи .
      Влияние взаимодействия анализаторов на создание образов
      • Психологи и психофизиологи, исследовавшие
        взаимодействие анализаторов
        (С. В. Кравков, И. М. Соловьев и др.), показывают
        их взаимное влияние в процессе формирования образов ,
        их взаимодействие сказывается на
      • точности,
      • полноте,
      • скорости
        процессов создания образов.
      Образы внешнего мира при нарушении зрительного анализатора
      • Процесс формирования образов внешнего мира
        при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от:
      • состояния сенсорной системы,
      • глубины поражения зрения,
      • характера поражения зрения .
      Как бы мало ни было остаточное зрение. у всех имеющих его именно оно оказывается доминирующим в познании окружающего мира. поскольку ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений:
      • другие анализаторы могут отражать
        ту же сторону предмета и те же его качества, что и зрение
        .
      Следствие нарушения деятельности зрительного анализатора
      Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к:
      • образованию новых внутри- и межанализаторных связей ,
      • изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и
      • образованию свойственной только слепым или слабовидящим
        специфической психологической системы .
      • Так, при тотальной слепоте доминирующим
        в сенсорном отражении предметного мира становится
      • осязание во взаимодействии с
      • другими сенсорными модальностями .
    • У слепых, имеющих остаточное зрение, и слабовидящих
      зрительное восприятие совершенствуется
      с помощью дополнительных незрительных стимулов:
      • тактильные стимулы при использовании зрения
        в процессе обучения помогают
        в создании полноценного образа.
      • 4.5. Особенности мышления

        Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. При мышлении человек познает не только внешние особенности предметов и явлений, но и внутренние, скрытые для непосредственного познания с помощью органов чувств. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения и т.п. Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью.

        Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения, и особенно у слепых, из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов, Мышление обогащается за счет чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций.

        Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности: чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются.

        Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и нагляднодейственного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.

        Современные исследования показали, что при дефектах зрения не наблюдается какого-либо “изощрения” процессов памяти (В.И. Лонини и др.). Эти исследования свидетельствуют о том, что слепые и слабовидящие испытывают известные трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно. Вместе с тем было установлено, что развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям.

        § 2. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих

        Запоминание в различных его видах - осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное - является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека.

        Известно, что физиологическим механизмом процесса запоминания является образование временных нервных связей. Успешность образования нервных связей зависит от скорости выработки и дифференцировок между раздражителями и количества подкреплений.

        Рассматривая особенности высшей нервной деятельности слепых, мы уже отмечали, что при нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов - возбуждения (стр. 231) и торможения, концентрации, иррадиации и индукции отрицательно влияют на скорость запоминания.

        Эксперименты, во время которых исследовались особенности памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную продуктивность запоминания материалов. Так, по данным В.А. Лониной, продуктивность запоминания наглядного материала слабовидящими школьниками 4-го класса ниже, чем у учащихся 1-го класса массовой школы.

        Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия я связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекают у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.

        Источники: https://www.psi-sintez.org/Typhlo/Solntseva/4/1, https://pedlib.ru/Books/6/0419/6_0419-131.shtml, https://pedlib.ru/Books/3/0497/3_0497-229.shtml

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения





        Избранные статьи

        Меню ребенка в 1 5 года рецепты

        Фото рецептыДля ребенка от 1 далее...

        Игры на счет для детей 6 лет

        Обогащение двигательных навыков далее...

        Стихи про новый год детям 3 4

        Опубликовано в Школьные будни далее...

        Конкурсы детей 12 16 лет

        Конкурсы для вечеринок Обновим далее...

        Увлекательные игры для детей 7 лет

        Настольная игра Rory's Story Cubes - Лауреат далее...

        Рассказы для детей 5 лет

        Рассказы Николая Носова Наше время далее...

        Формирование словообразования детей онр

        Развитие словообразования у детей с ОНР III уровня Файл формата далее...

        Популярные статьи

        x