Главная » Обучение детей

Особенности социального обслуживания детей

Автор: М.Л. Захаров

§ 5. социальное обслуживание детей

Социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети — здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид — это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный — дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20\%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — не более 10\% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей .

Второй подвид — это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.

Третий подвид — это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, — приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, — приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).

Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.

Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

Какие установлены правила обеспечения населения протезными

изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?

Какие категории инвалидов обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях моторными транспортными средствами?

Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией

выданных инвалидам моторных транспортных средств?

Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены

для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?

В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?

Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты

их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.

10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?

Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей FEATURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL SERVICES AGENCIES Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Борисов В. Ю.

Статья посвящена особенностям образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Определены типичные свойства, присущие образовательной деятельности, реализуемой учреждениями социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с образовательными учреждениями, а также цели, содержание, результаты и социальные эффекты, достигаемые в процессе ее осуществления. Выделены типы образовательной деятельности, характерные для определенных видов учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Borisov V. YU.

The article is concerned with the features of educational activities of social services agencies which are examined through the examples of different types of agencies of social services to children and families. The article defines the typical properties which are peculiar to the educational activities provided by social services agencies in comparison to the activities of educational institutions. The article discusses the aims, the content, the results and the social effects which are achieved in the process of delivering the educational activities by social services agencies. The types of educational activities which are distinctive of specific types of agencies of social services to children and families are given here definition.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Самарского государственного университета , Борисов В. Ю.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Борисов В. Ю. Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей // Вестник СамГУ. 2012. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovatelnoy-deyatelnosti-uchrezhdeniy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-semi-i-detey (дата обращения: 17.09).

Борисов В. Ю. Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Вестник Самарского государственного университета (2012). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovatelnoy-deyatelnosti-uchrezhdeniy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-semi-i-detey (дата обращения: 17.09).

Борисов В. Ю. (2012). Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Вестник Самарского государственного университета URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovatelnoy-deyatelnosti-uchrezhdeniy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-semi-i-detey (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Борисов В. Ю. Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей // Вестник СамГУ. 2012. №2-1 С.133-140.

Борисов В. Ю. Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Вестник Самарского государственного университета (2012).

Борисов В. Ю. (2012). Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Вестник Самарского государственного университета

Особенности социальной работы на муниципальном уровне

Сформировавшаяся на сегодняшний день система социальной работы муниципального уровня обусловлена действием ряда факторов. В первую очередь и в большей степени действующим законодательством, спецификой финансового обеспечения (в частности, дефицитностью и дотационностью бюджетов муниципальных образований), а также перераспределением предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти.

Организация социальной работы осуществляется на всех уровнях социального управления, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью комплексного подхода к решению социальных проблем, и разграничением социальных функций, с другой. Наибольше количество функций закреплено на федеральном и региональном уровнях, вместе с тем органы местного самоуправления выполняют широкий спектр задач с целью улучшения качества и уровня жизни населения муниципального образования.

Рассматривая социальную работу как вид деятельности, направленный на оказание помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, можно выделить несколько направлений, по которым ведётся работа в муниципальных образованиях различных субъектов РФ:

- предоставление социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки,

- предоставление социальных услуг на базе муниципальных учреждений социального обслуживания,

- предоставление социальной помощи населению,

- организация опеки и попечительства над несовершеннолетними,

- организация работы с молодёжью и подростками и др.

Спектр социальных услуг, предоставляемых в рамках системы социальной работы на муниципальном уровне, сократился со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ.

Вместе с тем, закон оставил право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения (например, организовывать работу центров социальной поддержки населения). Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Как правило, передаются полномочия по осуществлению социального обслуживания населения, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Принятие закона № 122-ФЗ, получившего в народе название «о монетизации льгот», привело к изменениям в сфере социального обслуживания населения. Так, полномочия по организации работы системы социального обслуживания населения были возложены на субъекты РФ. Вместе с тем, в ряде субъектов РФ данная функция передана на муниципальный уровень (например, в Новосибирской, Тюменской областях и др.). Здесь организуется работа муниципальных центров социального обслуживания населения, предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, детям и семьям с детьми, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

За счет средств местного бюджета на муниципальном уровне организуется предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Как правило, это единовременная мера.

С целью предоставления социальной помощи населению в натуральной форме в муниципальных образованиях организуется работа центров социальной поддержки населения. Помощь предоставляется лицам, оказавшимся в трудной ситуации в связи с утратой имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, потерей средств к существованию, долговременным лечением, низким уровнем дохода семьи и т.п. Как правило, помощь предоставляется вещами, переданными жителями муниципального образования, учреждениями, организациями и пр. (одежда, предметы первой необходимости, бытовая техника и мебель). Кроме предоставления помощи организуется консультирование населения по вопросам получения мер социальной поддержки.

Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, муниципальные аптеки, бани и др.).

Следующее направление – организация опеки и попечительства над несовершеннолетними. До 2006 года эта функция осуществлялась органами местного самоуправления. Однако, со вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» вопросы организации опеки и попечительства над несовершеннолетними более не входят в перечень вопросов местного значения, и относятся к компетенции субъекта РФ. Вместе с тем, закон допускает участие органов местного самоуправления в организации опеки и попечительства над несовершеннолетними. В ряде регионов с этой целью указанные полномочия делегируются на муниципальный уровень.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные учреждения, ориентированные на работу с молодежью и подростками. К числу таких центров относятся центры социально-психологической помощи молодежи и подросткам, центры медико-психологической и социальной помощи молодежи и подросткам, подростково-молодежные клубы по месту жительства, центры социального обслуживания молодежи, молодежные центры занятости, центры поддержки молодежных инициатив и др.

К задачам муниципальных центров, работающих с молодежью, относятся, в частности, реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, правонарушений в молодежной среде; проведение профилактической работы с несовершеннолетними, освободившимися из мест заключения; предоставление консультационных услуг (психологических, юридических, педагогических и др.); формирование банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении; содействие в формировании волонтерских отрядов; организация и проведение культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, поддержка и развитие молодежных инициатив и др.

Основную долю получателей социально-психологических услуг составляют подростки из многодетных и малообеспеченных семей, молодежь и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Особая категория клиентов – молодые родители, для оказания помощи которым в центрах реализуются различные программы, направленные на преодоление психологических проблем, связанных с созданием семьи, рождением и воспитанием ребенка.

С момента реформирования местного самоуправления, затронувшего и систему социальной работы, прошло немного времени. Вместе с тем можно говорить о том, что перераспределение и делегирование полномочий позволяет аккумулировать собственные средства муниципальных образований на решение вопросов (в том числе социальных) местного значения, а делегированные полномочия осуществлять за счёт средств регионального бюджета. Таким образом, технологии предоставления социальных услуг населению сохраняются, позволяя акцентироваться на повышении качества их предоставления.

Опубликовано: Кузнецова Е.М. Особенности социальной работы на муниципальном уровне / Омские социально-гуманитарные чтения – 2012: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – С. 69-72. – ISBN 978-5-8149-1271-8

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Источники: https://bugabooks.com/book/186-pravo-socialnogo-obespecheniya-rossii/143--5-socialnoe-obsluzhivanie-detej.html, https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovatelnoy-deyatelnosti-uchrezhdeniy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-semi-i-detey, https://www.aup.ru/articles/socupr/22.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Закономерности воспитания и обучения детей педагогики

Закономерности и принципы воспитания Продуктивность воспитания во многом зависит от далее...

Загадки про лесных животных для детей

Загадки про лесных животных Игольник он напоминает, В лесу далее...

Обучение детей раннего возраста игре

Отчет по самообразованию на тему: далее...

Компьютерные раскраски для детей 5 лет

Игры «Раскраски» для детей, мальчиков и девочек, играть онлайн далее...

Ветрянка у детей сколько дней держится температура

Сколько длится ветрянка Ветряная оспа является далее...

Родительское собрание тему речевое развитие ребенка

Родительское собрание во 2 младшей группе, далее...

У ребенка аллергия на комаров что делать

Симптомы аллергии на комаров и методы лечения Безусловно, далее...

Популярные статьи

x