Главная » Обучение детей

Психологические особенности детей с дцп

Особенности развития детей с ДЦП

Услышав страшный диагноз, поставленный их ребенку, родители стараются не опускать руки, и приступают к поиску спасительных средств, которые помогут справиться с проблемой или хотя бы уменьшат ее последствия. Однако не многие знают, что, только поняв ребенка, посмотрев на болезнь изнутри глазами маленького пациента, можно действительно найти выход. Ведь особенности развития детей с ДЦП – довольно обобщенное понятие, и у каждого ребенка болезнь развивается самостоятельно, в индивидуальном порядке. Так что и подход следует выбирать для каждого ребенка отдельно.

Особенности психоэмоционального и личностного развития

У детей с ДЦП довольно-таки своеобразное психологическое развитие. Степень отклонения от нормы зависит от множества факторов, но в первую очередь особенности психического развития определяются локализацией и степенью поражений головного мозга пациента. Правда, огромную роль в этом играет и его социальное положение, отношение окружающих его людей.

У детей с ДЦП отклонения психоэмоционального характера могут проявляться абсолютно по-разному. Так, для кого-то характерна излишняя возбудимость, раздражительность, суетливость, резкая смена настроения и даже немотивированная агрессия. А вот другая категория маленьких пациентов – это застенчивые и боязливые дети, которые с трудом идут на контакт с другими людьми, пассивны и безынициативны в своих действиях. И, что важно, то чаще всего можно встретить именно вторую модель поведения, сформированную окружением ребенка.

Родителям ребенка, больного ДЦП, очень важно знать, что в большей степени именно они несут ответственность за формирование характера и психическое развитие их малыша. Излишнее внимание, чрезмерная опека и жалостливое отношение к ребенку приведет к том, что их малыш еще больше замкнется в себе, отказавшись от стремления расти и развиваться, как личность. Избежать этого помогут такие правила воспитания ребенка с ДЦП:
  • не зацикливайтесь на болезни ребенка и его несовершенстве,
  • поощряйте его действия, побуждайте к новым шагам,
  • помогите в формировании правильной самооценки,
  • не отказывайтесь от помощи специалистов.

Физическое развитие ребенка с ДЦП

Физические особенности развития детей с ДЦП, как и умственные, не зависят от его психического и эмоционального состояния. Однако при выборе подходящих занятий данный фактор следует учитывать в обязательном порядке.

Чаще всего нарушение двигательной активности провоцирует неправильное положение ребенка еще в грудном возрасте. Со временем это приводит к тому, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправление данного отклонения и является первостепенной задачей как специалистов, так и родителей. И, как в случае с полностью здоровыми детьми, все действия должны быть направлены на поэтапное формирование всех двигательных функций больного ребенка.

Наиболее приемлемыми формами воздействия на тело ребенка с ДЦП является лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий должен определяться индивидуально в каждом отдельном случае, в зависимости от формы и степени заболевания.

Особенности речевого развития

Задержки в речевом развитии наблюдаются у всех детей с ДЦП. Однако степень отклонений будет зависеть от типа повреждений мозговых структур.

Главная проблема детишек с ДЦП – это отсутствие полноценного общения и активного познания мира. Именно это вызывает трудности в пополнении словарного запаса. Кроме того сознание ребенка не всегда позволяет ему в полной мере оценить предмет иди действие, создавая ошибочные образы.

В решении данной проблемы отлично помогают специально подобранные игры, помогающие формировать представления об окружающих предметах, действиях, явления и всем мире в целом. Вот только играть ребенок должен не в одиночестве, а с родителями. Ведь только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.

Если Вам понравилась статья или наш сайт, пожалуйста, расскажите о нас своим друзьям! Мы будем очень благодарны!

Детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич.

Продолжая эту нелегкую тему, рассмотрим особенности психического развития детей. страдающих этим заболеванием (симптомы ДЦП в психической сфере). Это даст возможность понять своеобразие таких детей и, соответственно, адекватно им помогать в преодолении проявлений заболевания.

Для детей с ДЦП характерны отклонения в психическом развитии. Сложный механизм этих расстройств зависит от времени, степени и локализации поражения головного мозга. В связи с серьезностью проблемы психических расстройств у детей. страдающих ДЦП, этой теме посвящено большое количество научных работ.

Созревание психической деятельности детей с ДЦП значительно задерживается. При этом проявляются различные нарушения психической деятельности, в первую очередь, в сфере познания. Детский церебральный паралич имеет такую особенность, что нет четкой прямой зависимости между степенью выраженности двигательных и психических расстройств. Так, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития. И, наоборот, остаточные явления ДЦП (относительно легкие симптомы ДЦП в неврологическом состоянии), могут сопровождаться тяжелым нарушением отдельных психических функций или психики ребенка в целом.

Для детей характерно своеобразное психическое развитие, связанное с ранним органическим поражением головного мозга и, как следствие, - с различными двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами. Существенную роль в формировании нарушений психического развития имеют ограничения деятельности и контактов с людьми, а также условия воспитания и обучения (возникающие в связи с заболеванием).

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности ребенка, но и его сферы эмоций, воли и личности.

Расстройства в познавательной деятельности при ДЦП имеют ряд особенностей, характерных для всех де­тей. страдающих детским церебральным параличом. Эти особенности следующие:

1) дисгармоничный, неравномерный характер нарушений от­дельных психических функций. Это связано с мозаич­ным (разрозненным, фрагментарным) характером поражения мозга на ранних стадиях его развития;

2) выраженность астенических проявлений — нарушения внимания, запоминания, удержания информации в памяти и оперативного извлечения ее (информации из памяти), повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, что также связано с органическим поражением ЦНС;

3) небольшой запас представлений и знаний об окружающем мире. Дети с ДЦП не знают многих понятий об окружающем мире и социальной сфере, часто имеют представления лишь о том, что было в их практике.

Это связано с такими причинами, как:

- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми (так как длительно обездвижены или имеют трудности в передвижении);

- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, которые связаны с дви­гательными и сенсорными нарушениями..

При ДЦП отмечается нарушение гармоничной работы различных анализаторных систем. Патология сенсорных систем (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на целостности восприятия, ограничивает объем поступления информации и, как следствие, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Мы рассмотрели основные особенности психического развития детей. страдающих ДЦП .

Детский церебральный паралич, или ДЦП, представляет собой патологию, которая может развиваться по многим причинам. ДЦП отличается главным образом поражением центральной нервной системы. Особенности детей с ДЦП дожжен знать каждый, кто столкнулся с этим страшным диагнозом.

Самыми распространенными причинами развития ДЦП считаются:

-инфекционные поражения, при которых основные патологические явления развиваются в нервной система;

-осложнения заболеваний матери ребенка острого и хронического характера;

-сильное отравление организма вредными веществами;

-неблагоприятные условия экологии и прочее.

Тем не менее, среди всех указанных причин развития ДЦП главную роль играют инфекционные заболевания, поражающие нервную систему. Болезнетворные бактерии и вирусы могут затрагивать ткани головного мозга или мозговые сосуды. Эти патологические процессы ведут к внутриутробному кислородному голоданию, торможению роста и развития клеток нейронов и их взаимодействия друг с другом. По этим причинам правильного родоразрешения уже не может произойти, часто происходят родовые травмы, расстройства кровообращения головного мозга, нарушение внешнего дыхания по причине нехватки кислорода и избытка углекислого газа.

Последнее несколько десятилетий врачи отмечают увеличившуюся распространенность инфекционных заболеваний, ведущих к развитию ДЦП. В частности, возросло количество случаев вирусных инфекционных заболеваний, например, гриппа и его разновидностей, вируса герпеса, хламидий и прочее. Одновременно с бактериальными и вирусными энцефалитными заболеваниями, на фоне образования продуктов распада клеток нервов, начинает развиваться неспецифический аутоиммунный воспалительный процесс.

Обусловливаясь временем заражения плода внутри утробы матери либо малыша, который только что появился на свет, особенностями и серьезностью инфицирования головного мозга, складывается та либо другая клиническая характеристика, отличающаяся одна от другой главным образом разными видами расстройства опорно-двигательного аппарата, расстройствами образования речи и способности к познанию новой информации.

В процессе развития ДЦП отмечается явление зависимости тонуса мышц скелета от определенной позы тела. Например, в лежачем положении мышечный тонус практически становится нормальным. Как только пациент садится или встает, мышцы начинают приобретать излишний тонус и чрезмерно напрягаться.

Помимо этого, ДЦП характеризуется выраженной зависимостью мышечного тонуса от деятельности вовремя не осуществленных рефлексов тонуса во время сразу после рождения. Парез четырех конечностей обусловлен мышечным парезом верхних конечностей, развившимся по причине инфекционных заболеваний. Нижние конечности поражаются в гораздо меньшей степени.

Двигательные рефлексы рук ребенка, больного детским церебральным параличом, хоть и являются неполноценными, все же дают возможность есть, одеваться, писать. Между тем, пациенты не могут самостоятельно передвигаться без посторонней помощи. Большое значение имеет также развивающаяся деятельность работы структур стволовых клеток. У здоровых детей активность стволовых клеток с взрослением сокращается, а у детей, страдающих детским церебральным параличом, напротив становится больше. Этот фактор служит объяснением большинства сложных схем происхождения расстройств опорно-двигательного аппарата, свойственных для данного заболевания.

С этим материалом так же читают:

Источники: https://rebenok16.ru/razvitie/osobennosti-razvitiya-detey-s-dtsp.html, https://budtezdorovjem.ru/detskiy-tserebralnyiy-paralich-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey/, https://www.megamedportal.ru/articles/nevrologiya/osobennosti_detej_s_dcp.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Кровянистые выделения при кормлении ребенка

Месячные во время кормления грудью Небольшие кровянистые выделения, которые далее...

Обучения глухих детей языку

Библиотека произведений отечественной научной школыкоррекционной далее...

Ребенок оттягивает грудь при кормлении

Вашему карапузику – далее...

Почему ребенка бьет 2 года

Ребенок бьет маму Мама самый близкий человек на свете, далее...

Дизонтогенез детей раннего развития

Дизонтогенез овладения речью в раннем далее...

Глицин ребенку 7 лет

Можно ли давать далее...

Презентация игры детей 3 4 лет

Проект (развитие речи, младшая группа) далее...

Популярные статьи

x