Главная » Одаренные дети

Матюшкин одаренный ребенок глазами

Рекомендуемая литература

  • Олимпиада школьников «Ломоносов». Учебно-методическое пособие. // Коллектив авторов под редакцией В. А. Садовничего. М. МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014
  • Асмолов А. Г.Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М. Смысл, 2007.
  • Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. ЭКСМО, 2012.
  • Богоявленская Д. Б.Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
  • Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. М. АСТ, 2008.
  • Гиппенрейтер Ю. Б.Общаться с ребенком. Как? М. АСТ, Астрель, 2011.
  • Годфруа Ж.Что такое психология / в 2-х т. Т. 1 – 1992, Т. 2 – 1996. М. Мир, 1992, 1996.
  • Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте. М. Мир, 1993.
  • Лурия А. Р.Этапы пройденного пути. Научная автобиография. / под ред. Е. Д. Хомской. М. Издательство Моск. ун-та, 1982.
  • Лурия А. Р.Маленькая книжка о большой памяти. М. Издательство Моск. ун-та, 1968.
  • Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М. Прогресс, 1991.
  • Ю. П. Зинченко, И. А. Володарская, А. А. Матюшкина, Р. С. Шилко. Олимпиада школьников Ломоносов по психологии: методические рекомендации — М. КДУ, 2013.
  • Соколова Е. Е.Тринадцать диалогов о психологии. М. Смысл, 2008.
  • Фромм Э.Искусство любить. СПб. Азбука-классика, 2008.
  • Матюшкин А.М.Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // В сб. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М.Матюшкина, А.А.Матюшкиной. М. ЧеРо, изд-во Омега , МПСИ, 2008. С. 113-125.

Олимпиада школьников Ломоносов по психологии, 2005 - 2016.

Анастасия Владимировна Захарова

Аннотация

Основная цель исследования - оценить роль ведущего радикала (социального или биологического) в процессе формирования способностей и склонностей у детей с нарушениями развития, показать специфику их проявления.

Методология: работа выполнена в рамках концепции культурно-исторического анализа развития «феномена одаренности».

Результаты: показана зависимость формирования одаренности от возможностей применения в деятельности социально-культурных приемов и операций.

Область применения: специальная психология и педагогика.

Выводы: Специфика проявлений способностей и склонностей у детей с нарушениями развития обусловлена снижением мотивации и неумением использовать «культурные приемы» для улучшения конечного результата деятельности.

Ключевые слова

способности; склонности; одаренность; дети с нарушениями развития; деятельность; социокультурные операции

Полный текст:
Литература

Бине А. Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Киев. ГИЗ Украины, 1923. 179 с.

Боскис Р.М. Левина Р.Е. Основы компенсации дефектов у аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М. Просвещение. 1965. С.101-122.

Выготский Л.С. Лурия А.Р. Оценка одаренности и проблема культурного развития // Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. Педагогика – Пресс. 1993. С. 219 – 222.

Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т. Т.5. Основные проблемы дефектологии. М. Педагогика, 1983. С.6 - 82.

Заззо Р. Групповое исследование умственной отсталости // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т.II.М. ЧеРо: Высш.шк. Изд-во МГУ, 2002. С. 333 – 360.

Захарова А.В. К вопросу о специфике психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Выпуск 3(5), 2012. С.76-81.

Захарова А.В. Предотвращение школьной неуспешности у детей с задержкой психического развития // Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М. Гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС», 2011. С.10 – 21.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Акад.пед. и соц.наук, Московский психолого-социальный ин-т. Москва - Воронеж: Ин-т практической психологии МОДЭК, 1998. C.70-79.

Лейтес Н.С.Возрастные основы умственного роста // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. М. Изд. Центр ''Академия'', 1996. С.14 - 28.

Малер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. 720 с.

Матюшкин А.М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. М. ЧеРо, издательство «Омега-Л», МПСИ, 2008. С.113 – 123.

Ревеш Г. Ранее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. М. 2008. М. ЧеРо, издательство «Омега-Л», МПСИ, 2008. С.5 – 40.

Рожкова А.А. Оперативное решение творческих мыслительных задач в структуре познавательных способностей школьников. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 282 с.

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960, №3. С.3 – 15.

Рубинштейн С.Л. Cпособности. Общая одаренность и специальные способности // Основы общей психологии: В 2 т. Т.II. М. Педагогика, 1989. С. 122 – 139.

Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб, 1903. С.XXXVII – XXYIII.

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М. Изд-во АПН РСФСР, 1961. C. 9 – 20.

Трошин П.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. II. СПб, Пг. 1916. С.683 – 688.

Толстопятова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 25 с.

Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб: Союз, 1997. 128 с.

ISSN 2218-7405 (online)

Научные интересы, практика

  • Психология развития;
  • Психология одаренности;
  • Психология мышления и творчества;
  • Обучение и развитие одаренных детей;
  • Исследование психологических и социокультурных факторов реализации творческого потенциала во взрослой жизни.

Публикации:

Монографии, учебные пособия:

  1. Возраст вопросов. М. Знание. 1990. - 80 с.
  2. Обучение и развитие одаренных детей. М. Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК . 2004. - 336 с.
  3. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. М.:МИОО. 2005. - 160 с.
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М. Просвещение. 2006.


Основные научные статьи, главы в монографиях и учебных пособиях:
  1. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды.//Вопросы психологии. 1986. №1. С.53-59.
  2. Диалог и развитие творческой активности у детей/ Развитие творческой активности школьников/ под ред. А.М.Матюшкина// М.:Педагогика.1991. С.10-34.
  3. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте в условиях экспериментального обучения// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.1991. №1. С.44-49.
  4. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е.Торренса у младших школьников// Шумакова Н.Б. Щебланова Е.И. Щербо Н.П. Вопросы психологии,1991. №1. С.27-32.
  5. Study of student's curiosity. A Journal on Gifted Education Vol.14,N4,May,1992. P.197.
  6. Learning side-by-side: The International Curriculum Project// Kaplan, S.N. Shoumakova N. A Journal on Gifted Education. Vol.14, N4, May, 1992. P.193-196.
  7. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей// Вопросы психологии. 1996. №3. С.34-43.
  8. Что нужно знать для того, чтобы правильно построить обучение одаренных учащихся// Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться. 1998.М. С.68-83.
  9. Identification for Gifted Education Programs in Russia// Scheblanova E. Shoumakova N. Communicator. California Association for the Gifted. 2000. Vol.31,N2. P.32-34.
  10. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста// Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3.С.42-46.
  11. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников. (Из опыта работы школы №1624 Созвездие по междисциплинарной программе Одаренный ребенок М.:ЮОУО. 2002. С.5-11.
  12. Шумакова Н.Б. Проблема обучения детей с общей одаренностью.// Одаренность: Рабочая концепция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж. 2002. С.84-92
  13. Шумакова Н.Б. Актуальные проблемы обучения и развития детей с общей (умственной) одаренностью.// Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. 2003. С.82-90.
  14. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей// Вопросы психологии. 2004. №2. С.119-127.
  15. Шумакова Н.Б. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников// Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т./ под ред. В.В.Рубцова. Т.I, Кн.2. М.:ПИ РАО, МГППУ. 2004. С.132-140.
  16. Шумакова Н.Б. Почему так трудно быть пятиклассником.// Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 2. М. Центр Школьная книга . 2004. С.81-86.
  17. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного возраста// Одаренный ребенок. 2004, №5. С.98-103; 106-109.
  18. Шумакова Н.Б. Принципы построения и реализации программы обучения для одаренных детей// Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М.Матюшкина. М. Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК .2004.С.127-148.
  19. Шумакова Н.Б. Обучение одаренных детей и проблема возраста// Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М.Матюшкина. М. Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК . 2004. С.149-167.
  20. Шумакова Н.Б. Развитие познавательных процессов в технологии творческого междисциплинарного обучения.// Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях. Современное образование: стратегия управления, №3. М. Издательский Дом ГЕНЖЕР , 2006. С.62-68.
  21. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности.// Начальная школа плюс До и После. 2006, №10. С.3-9.
  22. Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста.// Психология обучения. 2007, №2. С. 4-19.
  23. Развитие идей А.М.Матюшкина в теории и практике обучения одаренных детей / Психология и школа, 2008, №1. С.11-17.
  24. От вопроса чему учить одаренного ребенка к вопросу как учить/ Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика//Под ред.Л.И.Ларионовой, Иркутск, 2009. С.585-595.
  25. Развитие познавательных интересов и исследовательских способностей младших школьников в системе творческого междисциплинарного обучения/ Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах//Под общей ред. А.С.Обухова. Т.1.:Теория и методика. -М.:Общероссийское общественное Движение творческих педагогов Исследователь , 2009. С.71-74.
  26. Развитие одаренного ребенка как психологическая и педагогическая проблема./ Другое детство. Сборник научных статей. М. МГППУ, 2009. С.26-38.

Статьи автора

Шумакова Н. Б.

Источники: https://psy-lomonosov.ru/about/literature.php, https://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/4201343, https://psyparents.ru/people/authors/10529/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Характеристика волевых качеств дошкольника

Воспитание нравственно-волевых качеств далее...

Питаются дикие животные детей

Итоговое занятие по лексической темеДикие животныес использованием программы далее...

Речевое развитие ребенка 5 лет

Речь ребенка 5 далее...

Внимание ребенка 5 лет

Игровые упражнения для подготовки детей 5,5 далее...

Сыпь вокруг носа детей

Сыпь вокруг рта, носа далее...

Игры для детей охота на животных

This movie requires далее...

Ребенка 10 дней высокая температура

16.12.10 17:30 высокая температура у ребенка Моему ребенку далее...

Популярные статьи

x