Главная » Одаренные дети

Программа педагогического сопровождения одаренных детей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Трепалова Наталия Владимировна,

МБОУ гимназия №7, г. Чехов, учитель начальных классов

Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в начальной школе, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

• дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Одно из главных направлений работы педагогического коллектива начальной школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

• выявление одаренных детей;

• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.

Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.

Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

• психолого-педагогический анализ развития учащихся школы;

• выявление одаренных и талантливых детей;

• помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

• организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми;

• работа с родителями одаренных детей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии.

Выявление одаренных и талантливых детей:

• анализ особых успехов и достижений ученика;

• создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

• диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

• преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• кружки по интересам;

• курсы по выбору;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• занятия в профильных классах;

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

• включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

• формирование и развитие сети дополнительного образования;

• организация научно-исследовательской деятельности;

• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей:

• публикация в СМИ;

• премия администрации ОУ Ученик года ;

• увеличение каникулярного времени;

• стенд Лучшие ученики школы ;

• система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

Работа с родителями одаренных детей:

• психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

• поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

• увлеченных своим делом;

• способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• интеллектуальных, нравственных и эрудированных;

• проводников передовых педагогических технологий;

• умелых организаторов учебно-воспитательного процесса;

• знатоков во многих областях человеческой жизни.

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

• Авдеева Н.И. Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М. Просвещение, 2006.

• Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.

• Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М. 1985.

Программа сопровождения одаренных детей

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);

рабочая концепция одаренности 2003г.;

программа развития муниципальной системы образования на 2005-2008 год;

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством А.С.Негруцкого. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г).

Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации.

Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);

анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);

групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

- создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации;

- обновление банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с учреждениями доп. образования ( ДДТ. центр «Поиск») - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2009 – 2010 гг.)

Мониторинг одаренности. Создание:

- банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными.Организация: -и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

-поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;

-психолого-педагогических семинаров для учителей; -системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ;

-мониторинга развития ОУ; -внеклассной работы по предмету;

-деятельности научного общества.

2 этап: деятельностный (2011 - 2014 годы)

1.Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

2. Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

3. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

4. Внедрение метода проектов.

5. Переход на систему портфолио.

6. Публикации работ детского творчества.

7.Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2015 - 2016 годы)

1. Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными.

2.Выпуск методического сборника «Из опыта работы учителей КГБ ОУ КШИ Красноярский кадетский корпус им.А.И.Лебедя»

3.Внедрение в практику работы по направлению «Одаренные дети».

Психологическое сопровождение одаренных учащихся

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения. содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  1. совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  2. содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  3. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  4. содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  5. содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

Категории одаренных детей

В школе можно выделить следующие категории детей:

  1. учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
  2. учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не по зубам ; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения.

Какие они, одаренные дети?

  1. как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  2. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  3. благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  4. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  5. иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге Дидактические основы развития одаренности учащихся (см. приложение 6) .

Методы выявления одаренных детей

К методам выявления одаренных детей относятся:

  1. наблюдение;
  2. общение с родителями;
  3. работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  4. олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Примерное содержание работы с одаренными детьми в школе педагога-психолога, психолого-педагогическое сопровождение в школе одаренных детей, Анкета Как распознать одаренность , Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей, IМетодика интеллектуальный портрет , Методика Карта одаренности Хаана и Каффа - в полной версии статьи, которую вы можете прочитать полностью в журнале Справочник педагога-психолога. Школа

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ Статьи о проблемах психолого-педагогического сопровождения и материалы с описанием психодиагностических методик выявления одаренности читайте в журнале Справочнике педагога-психолога. Школа Подпишитесь на это издание прямо сейчас

Источники: https://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/159-trepalova, https://kkk-lebed.ru/component/content/article/36-informatsiya/informatsiya/201-2013-02-21-13-19-31.html, https://m.menobr.ru/article/29107-psihologicheskoe-soprovojdenie-odarennyh-uchashchihsya-

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Мягкие поделки руками детей

Сегодня выкладываю выкройку слона -перевела её с какого-то иностранного далее...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Статья по теме: Индивидуальная программа развития одарённых далее...

Темное пятно попе ребенка

Монголоидные пятна у далее...

В 15 лет 2 детей

Тонг Фуок Фук - человек, далее...

Игрушки 2 3 летнего ребенка

Игрушки для ребёнка от 2 до 3 лет 1. Головоломки далее...

Раскраски по точкам для детей 10 лет

Раскраски по цифрам для детей Для далее...

Ребенка 9 лет чешется

Причины зуда в далее...

Популярные статьи

x