Главная » Одаренные дети

Самообразование тема с одаренными детьми

Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной компетентности

Учитель учит - пока учится сам.

Тема самообразования: «Проектирование работы по поддержке одаренных детей как средство эффективного управления качеством образования»

Во всем мире растет интерес к решению проблемы одаренных детей в естественной для них микросреде, где находятся люди с различным уровнем интеллекта, мотивацией, познавательной потребностью и другими индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому решение проблемы построения работы с одаренными детьми в обычной общеобразовательной школе представляется более важной, чем такая же работа в специализированных школах, лицеях, гимназиях, так как важно всем понять, что в будущем одаренным детям придется жить и работать не в каком-то специально обустроенном для них обществе, а среди других людей. Создание системы работы по поддержке одаренных детей позволяет максимально обеспечить развитие творческих способностей ребенка, опираясь на его индивидуальность.

Учителя, работающие с одаренными детьми, должны обладать способностью распознавать признаки их одаренности в различных сферах деятельности. Хорошие знания психологических, возрастных, интеллектуальных особенностей развития детей являются ключом к взаимодействию и базой для разработки специальных программ для них.

Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности предполагает реализацию трех основных компонентов:

  1. самостоятельную постановку педагогических целей и задач;
  2. владение широким спектром воздействия на учащихся;
  3. постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей профессиональной деятельности.

Если один из компонентов профессиональной деятельности развит недостаточно, то можно говорить о деформации труда учителя. Таким образом, компетентность учителя основана на знаниях достижений науки и передового педагогического опыта, на всестороннем управлении своим профессиональным самообразованием .

Уровень профессиональной компетентности учителя значительно влияет на формирование личности одаренного ребенка. Поэтому учитель должен знакомиться с новинками литературы по работе с одаренными детьми, с технологиями их обучения и развития, проектировать уроки, дополнительные занятия с учетом использования современных технологий так, чтобы способствовать детской одаренности, отслеживать результаты своей деятельности в обучении и воспитании одаренных детей, фиксировать творческие достижения учеников и поощрять их за успехи. Общение учителя с одаренными детьми должно носить характер взаимопомощи, поддержки, а учитель должен быть доброжелательным и чутким, иметь живой и активных характер, высокий уровень интеллектуального развития, быть целеустремленным, настойчивым, чувствовать потребности и интересы детей, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов, постоянному самосовершенствованию.

Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся. Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем, а также научит критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Приобщение к такой деятельности позволяет одаренным учащимся начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований и открытий.

Цель: Создание и внедрение в педагогическую деятельность системы работы с одаренными детьми в сфере технологии исследования.

  1. Изучить накопленный опыт по работе с одаренными детьми.
  2. Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом различных способностей учащихся.
  3. Разработать методические рекомендации по развитию творческого потенциала личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект изучения: интеллектуальная одаренность детей.

Предмет изучения: система работы с интеллектуально-одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы..

Гипотеза: Содействие и развитие одаренных детей, оказание им помощи и поддержки возможно, если:

  1. создавать условия для организации процесса обучения и формирования профессиональной компетентности личности учителя одаренных детей;
  2. осуществлять адаптацию учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников;
  3. создание внеурочных форм дополнительного образования для развития и проявления одаренных учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении параметров интеллектуальной одаренности детей в сфере исследования и проектирования и методик ее выявления, в апробации развивающих программ для обучения одаренных детей, в отслеживании динамики развития интеллектуальных способностей учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в систематизации работы по оказании поддержки и помощи одаренным детям, в разработке программ, рекомендаций по работе с детьми, направленных на научно-исследовательскую деятельность.

Работа в рамках данной проблемы была начата мною еще в 2000 году. Но эта деятельность очень многогранна, поэтому каждые четыре года я беру одно из направлений и работаю над ним. Первое направление 2000-2004 года - « Использование творческих работ в учебном процессе как условие для самореализации школьника», второе направление 2004-2008 года «Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся»

Этапы работы и прогнозируемый результат

Результаты: Результатом работы над данной темой будет создание модели деятельности учителя, который обеспечит оптимальные условия для проявления и развития одаренных детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок для продолжения образования выпускников школы в профильных классах, колледжах и других образовательных учреждениях и их профессиональной самореализации.

  • предполагается рост числа одаренных детей в школе, городе (показатель- динамика роста в виде диаграмм, графиков);
  • повысится качество содержания образования (показатель результаты итоговой аттестации выпускников, повышение качества успеваемости учащихся по предмету);
  • увеличится число участников конференций, конкурсов, олимпиад и их победителей (показатель динамика достижения учащихся);
  • повысится престиж знаний среди учащихся (показатель- рост процента выпускников, поступающих в вузы, более содержательным станет НОУ);
  • будет совершенствоваться социальный портрет личности учителя, повышаться уровень его профессиональной компетентности ( показатель – рост профессионального мастерства и квалификации учителя).

Материал по теме:
самообразование

Возможно, ты не самая светлая голова,

зато непревзойдённый проводник света.

Не особо одарённые люди способны

стимулировать одарённость других.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкальная, художественная), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.

Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 6070 %, то к четырнадцати годам — 3040 %, а к семнадцати — только 1520 %.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Очень хочется способствовать развитию внутреннего деятельностного потенциала ребёнка, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Тема: «Система работы с одарёнными детьми в условиях введения стандартов второго поколения».

Цель: Изучение и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержке одарённых детей.

  • Проанализировать актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одарённых, способных и талантливых детей.
  • Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе.
  • Определить и использовать при организации воспитательно-образовательного процесса методы и формы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

Прогнозируемый результат: Решение приоритетных задач современного образования по выявлению, поддержке, развитию и социализации одаренных детей в ходе организации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе.

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования.

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы.

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию.

Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников».

представлен план работы над методической темой Обучение решению задач в начальной школе и план самообразования.

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра.

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи.

Отчёт по теме самообразования Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе .

Учитель знает, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Выявление одаренных детей начинаю уже с первых дней ребенка в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Основными целями своей работы считаю: развитие личности ученика, его интеллектуальных и творческих способностей, интереса к учению, формирование желания учиться и умения учиться. Современные образовательные технологии и методы, которые я использую на уроках при работе с одаренными детьми. - технологии развивающего и проблемного обучения, - информационно-коммуникативные технологии, - здоровьесберегающие технологии, - технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку; - системно-деятельностный метод, - проектная и исследовательская деятельность учащихся. Уже в первом классе мы с детьми начали готовить совместный проект Мои домашние животные . С этим проектом мы выступили на школьной исследовательской конференции. Представили своих домашних любимцев, их образ жизни, питание, повадки, уход за ними Во 2 классе мы продолжили заниматься исследованием и темой нашего проекта стали Растения нашего края . Весной каждый ребенок посадил семена огородных или цветочных растений и в течении месяца наблюдал за ним, записывал в блокнот изменения. На уроке дети показали выращенные растения и рассказали о своих результатах. Воспитательная работа в 3 и 4 классе велась по теме: История моего края . Мы посетили музей Победы, музей минералов, музей истории города Иркутска, побывали в музее Деревянного Зодчества, в Байкальском лимнологическом музее, побывали на обзорной экскурсии по городу Ангарску, по историческим местам г. Иркутска Результатом исследования стало создание книги По улицам родного города . Таким образом, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дьюи, можно охарактеризовать как обучение через делание , когда учащийся сам включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную задачу, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя по кирпичикам новые знания и приобретая новый жизненный опыт. В конце 3-го класса мы с ребятами побывали в Иркутском музее экспериментальных наук и в планетарии. Сколько было восхищения, когда все опыты и эксперименты могут делать сами дети в этом поистине замечательном музее открытий! Весь класс посещал элективный курс по астрономии Сказки звездного неба , где ребят учили пользоваться картой звездного неба, работать в интернете. В муниципальном конкурсе Синичкин день дети участвовали во всех номинациях: они учили стихотворения о птицах, приносили фотографии птиц, на уроке изобразительного искусства рисовали птиц, а дома мастерили кормушки для пернатых. Мы подготовили и провели классный час, посвященный Синице, где узнали много интересного об этой птичке. И хотя, только два ученика получили заслуженные награды, все остались довольны проделанной работой. Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя . Легоконструирование - любимый урок первоклассников. И когда мы узнали о том, что в нашем городе проводится межрегиональный фестиваль РоботЭКСПО , то мы решили поучаствовать в нём. Наша команда заняла два призовых места. Основными принципами работы с одаренными детьми должны быть: максимальное разнообразие возможностей для самореализации, проведение внеурочных занятий и уделение им большего внимания, индивидуализация процесса обучения, создание условий для работы детей не с учителем, а друг другом. Главными формами работы при этом должны быть: индивидуальные и групповые занятия с интеллектуально развитыми школьниками, специальные курсы, факультативы, кружки, мастер -классы.
Учащиеся участвуют в дистанционных конкурсах, играх, турнирах. Ребята добиваются высоких результатов на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Наличие системы работы с одаренными детьми позволяет мне формировать у них навыки самостоятельности, сотрудничества и положительную мотивацию к учению. Высокий уровень достижений моих учеников является положительным итогом совместной работы родителей, детей и учителей. Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: Одаренность человека — это малень кий росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и леле ять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод .

Источники: https://festival.1september.ru/articles/527430/, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/02/samoobrazovanie, https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/otchiot-po-tiemie-samoobrazovaniia-rabota-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Позы для кормления новорожденных лежа

Позы для кормления далее...

Рацион кормления ребенка в 6 месяцев

Питание 6 месячного ребенка. На пути далее...

Этапы нервно психического развития ребенка

Основные этапы нервно-психического развития ребенка Для того далее...

Здоровый образ жизни детей дошкольников

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в далее...

Развивающие мультики для детей 1 5 лет

Развивающие мультфильмы для детей от 1 далее...

Ребенка сопли водичкой чихает

Что делать, когда течет из носа? Почему из носа далее...

Синие пятна на теле у ребенка причины

Причины винных и фиолетовых пятен на далее...

Популярные статьи

x