Главная » Развитие ребенка

Познавательное развитие ребенка в младенчестве

Познавательное развитие детей раннего возраста

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности. Предметный мир существует для ребенка в контексте его субъективности, значимости этого мира для него лично. Ребенок открывает мир для себя, обозначая тем самым значимость своей субъективности и субъективности в художественном, образном, целостном понимании себя и мира. Освоение предметного мира носит пристрастный характер, у ребенка складывается «картина мира, картина свойств вещей в их отношениях к нему и друг к другу.

Самым важным приобретением на третьем году жизни является осознание ребенком себя как личности. Ребенок становится самостоятельным. Повышается его самооценка. В три года появляется любознательность. Любознательность является жизнеутверждающим качеством человека. Доверие к миру складывается в раннем детстве. Уверенность в себе формируется в процессе общения со взрослыми, в предметной деятельности. Целенаправленность, или целенаправленная деятельность является особым приобретением в раннем детстве. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленной цели. Творческое воображение также впервые проявляется в раннем детстве. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

Для развития познавательных способностей детей в первой младшей группе я составила перспективный план «Ребенок познает мир» и определила следующие цели и задачи:
  1. Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
  2. Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.
  3. Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.
  4. Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.
В работе с детьми опиралась на следующие принципы:
  • интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и систематическое;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;
  • поддержка эмоционального тонуса;
Определила основные направления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста:
  • Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • Создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности в центрах.
  • Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру:
  • мир человека – все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам;
  • мир природы – вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении сними.

В перспективном плане «Ребенок познает мир» отражены как организованные формы работы, так же совместная деятельность детей и воспитателя. (Приложение 1 )

Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора. В своем перспективно-тематическом плане я отразила темы по познавательной деятельности, конспекты на тему «Животные и птицы на нашем участке», зимнюю тематику «Следы на снегу», рассказы-пояснения. конспекты комплексных занятий. (Приложение 2 . Приложение 3 )

Для построения предметно-развивающей среды в группе следующие принципы:
  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности – динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности.

В группе созданы условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это я», «Петрушкин театр», «Вместе бегаем, играем». Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В первой младшей группе происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивала его активное восприятие, формировала умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в своей работе воспитатель использует дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.

Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Так же с детьми этого возраста можно рассматривать настенные картины. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.

В воспитании эмоциональной отзывчивости используют дидактические игры, упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Необходимо формировать у детей чувство симпатии к другим детям «Улыбнись Кате», «Пожалей Колю». Следует учить детей пониманию, нельзя драться и обижать других детей. В первой младшей группе начинают побуждать интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Полученные детьми знания уточняют и закрепляют в дидактических играх «Узнай и назови».

Таким образоа, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

  1. Врожденные формы психики и поведения.
  2. Развитие познавательной сферы.
  3. Личностные новообразования младенчества.

Врожденные формы психики и поведения.

Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных — атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания).
К моменту рождения ребенка кора больших полушарий мозга еще полностью не сформировалась: количество отростков у нервных клеток очень мало и они еще не покрыты миелиновой оболочкой.


Результатом является быстрое распространение возбуждения по коре и трудность образования условных рефлексов.
Однако такое обстоятельство следует рассматривать как положительное, так как младенец обладает большими возможностями для усвоения нового опыта.
Эксперименты, проводимые с детьми, возраст которых всего 1,5 суток, показали, что при воздействии на орган зрения цветовых раздражителей в коре регистрируются различные электрические потенциалы, что означает возможность формирования условных рефлексов.
Укажем некоторые условные рефлексы, которые образуются у ребенка уже на первом месяце жизни.
Рефлекс голодного возбуждения может сформироваться уже на 5–7 день жизни.
Если ребенка кормить строго через определенные периоды времени, то он быстро привыкает к режиму, просыпается и криком показывает, что ему пора есть.
Рефлекс на положение под грудью проявляется к концу второй недели жизни.
Его суть в следующем: если с первых дней жизни мать кормит ребенка грудью, для чего берет его на руки и придает определенное положение под грудью, то уже на 9–15 день матери достаточно взять ребенка на руки и придать обычное для кормления положение, чтобы младенец начал производить сосательные движения, хотя слизистая рта ребенка не раздражается.
Итак, в новорожденный период еще возможно наблюдать проявление врожденных форм поведения, формирование же условных рефлексов начинается на первом месяце жизни.

Развитие познавательной сферы у младенца.

Процесс познания окружающего мира начинается с момента рождения.
Первым активно развиваться начинает зрение. Месячный ребенок способен производить следящие движения глазами, сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной, а к двум месяцам начинают фиксироваться элементарные движения глаз.
На втором месяце жизни возникает зрительное сосредоточение, однако вплоть до 2–4 месячного возраста зрение младенца еще относительно слабое.
Примерно со второго месяца младенец способен различать простые цвета, а на 3–4 — формы предметов.
Вероятно, что за две первые недели жизни у новорожденного сформировался единый образ лица и голоса матери.
Как показали наблюдения и эксперименты, младенец проявляет беспокойство, если он видит лицо матери, но слышит совсем другой голос, и, наоборот, если видит незнакомого человека, который говорит голосом матери.
На втором месяце жизни ребенок начинает проявлять эмоционально-двигательное возбуждение, если взрослый начинает с ним общаться («комплекс оживления»).
3–4 месячный малыш своим поведением демонстрирует предпочтение общению со знакомыми ему людьми.
Около восьми месяцев ребенок беспокоится, если видит незнакомого человека или попадает в незнакомую обстановку, даже если рядом находится мама.
Это чувство боязни продолжает прогрессировать и достигает максимума примерно к 14–18 месяцам жизни ребенка, а затем постепенно угасает.
В такой реакции, вероятно, проявляется чувство самосохранения, когда ребенок начинает осваивать новые пространства в связи с прямо хождением, а защитные реакции еще слабы.
Вскоре после рождения ребенок в состоянии различать тембр, громкость и высоту звуков, после 3–4 месяцев узнает лицо и голос матери в любое время дня, а в 8–12 месяцев — предметы, причем даже по отдельным частям.
В это время начинается активный поиск внезапно исчезнувших из поля зрения предметов, что говорит о способности ребенка сохранять в памяти образ предмета.
Самостоятельное передвижение в пространстве приводит к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение второго полугодия первого года жизни ребенок может восстановить образ предмета по памяти.
Таким образом, восприятие и память начинают развиваться уже с первых дней жизни, постепенно совершенствуясь и развиваясь.
В развитии речи младенца можно выделить следующие этапы:

  1. в первый месяц жизни наблюдается повышенный интерес к человеческой речи;
  2. в возрасте около месяца начинается произнесение простейших звуков;
  3. в 2–4 месяца ребенок как бы «кряхтит», «гукает»;
  4. в 4–6 месяцев наблюдается повторение простых слогов, «гуление» — протягивание гласных;
  5. с 6 месяцев в речи ребенка появляются слоги, лепет;
  6. в 9–10 месяцев младенец способен произнести первые слова.

Во второй половине первого полугодия ребенок начинает выразительными движениями реагировать на речь взрослого, что может свидетельствовать о понимании младенцем этой речи, хотя первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.
В 6–6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим.
К концу первого года жизни малыш понимает приблизительно 10–20 слов. 7–8 месячный ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией, а в последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами.Эти отношения между предметами устанавливаются при помощи практических проб, что является проявлением наглядно-действенного мышления.
Как правило, малыш понимает связи между теми предметами, которые ему показал взрослый.
Таким образом, к концу младенческого возраста на основе организованных взрослыми действий возникают элементарные формы мышления, первые слова, активно развивается пассивная речь.

Личностные новообразования младенчества.

Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2–3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления.
Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений:

  1. никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется;
  2. многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться.

Таким образом, можно предположить, что личностное формирование ребенка начинается уже на первом году жизни, но внешне это проявляется позднее.
Есть данные, говорящие о том, что многие личностные качества, проявляющиеся, прежде всего, в отношениях с другими людьми, корнями уходят во взаимоотношения матери с младенцем.
Уже с первых дней жизни малыши своеобразно реагируют на речь взрослых, воспроизводя в движениях ритм произносимых слов.
Производился покадровый анализ видеозаписи движений рук и пальцев новорожденного, который показал, что при обращении к нему взрослого ритм их микродвижений совпадал.
Такое синхронное взаимодействие до сих пор выявлено только у человека.
Экспериментально также удалось выявить у новорожденных способность к подражанию.
Даже шестидневные малыши высовывают язык, открывают рот, глаза, если подобные движения производит мать, и это не является результатом совпадения.
Итак, личностное развитие ребенка начинается уже на первом году жизни.

Источник: Н. А. Богачкина Психология. Конспект лекций

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Развитие познавательных психических процессов в младенчестве

Дети отличаются от взрослых; ребенок, как доказал всему миру Л.С. Выготский, – не маленький взрослый, и его развитие идет совершенно иными темпами и подчиняется другим законам, нами уже забытыми.

Но для того, что бы заложить хороший фундамент психически зрелой личности, родителям необходимо представлять, что происходит с их детьми. В этой статье мы поговори об особенностях развития познавательных психических процессов у младенцев.

Главное правило младенчества – сенсорика опережает моторику. Сфера ощущений опережает возможности моторики тела, и младенец взращивает свою психику в этих условиях. Удобно ли находится в этих условиях? Решите сами: к трем-четырем месяцам зрительные и слуховые способности младенцев практически идентичны взрослым нормам, а шнурки дети научатся завязывать к концу детского сада. Хорошо отличая цвет, звук, объем, имея колоссальную восприимчивость к новизне, младенцы не могут протянуть руку и пощупать интересующий их предмет (тем более взять в рот – основной познавательный орган в младенческом возрасте – мало кто из мам отважится дать ребенку пробовать землю из цветочного горшка). И действия. Необходимые для предметного знакомства с миром, начнут формироваться только во втором полугодии: это ориентировочные действия, действия направленные на установление причины и следствия, появляется представлении о глубине и расстоянии.

Для того, что бы закрепить склонность к познанию ребенку необходимо много впечатлений и одобрение со стороны родителей. Может показаться фантастическим, но между тем, как вы встречали новые достижения ребенка и тем, как он будет стремиться получать новые знания в период с 7 до 11 лет, существует огромная связь. Закрепите негативную реакцию в младенчестве – будете ругать, одергивать и удерживать, - получите с большой долей вероятности «лень» в последующем. Доступные впечатления и возможности реакций на них помогают сформировать первоначальные формы наглядно-действенного мышления.

Ощупывать предметы дети могут примерно с четырех месяцев, до этого они могут их удерживать в ручке или рассматривать. Затем, уже в пять-шесть месяцев ваш малыш может схватывать предмет и демонстрировать вам первое целенаправленное действие. которое ляжет в основу его взаимодействий с миром. После семи месяцев младенец может уже соотносить действия друг с другом, ну а в десять он способен на первые по-настоящему функциональные действия – например, встать для лучшего обзора.

Если говорить о последовательности развития познавательных действий младенца, то оно предполагает включение и запуск в нормальном режиме механизмов памяти. Первым появляется узнавание, при этом когда мы имеем в виду первым – то говорим о первых часах и даже минутах жизни. Через два часа после рождения младенец четко отличает свою маму среди всех остальных по запаху. А после рождения – по звуку сердца. В дальнейшем, получив новую игрушку в подарок и хорошенько ее рассмотрев, младенец сможет ее узнать на следующий день 9эта способность появляется примерно к трем месяцам. А к четырем месяцам младенец уже узнает предмет, на который ему показала мама или любой другой близкий и значимый взрослый. Такому предмету он отдаст предпочтение среди всех остальных, которые находятся в поле его младенческого зрения. Четырехмесячный младенец уже отличает знакомое лицо от незнакомого, а после восьми месяцев малышу доступно воспроизведение – то есть восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Опираясь на эти знания о развитии познавательных процессов вы можете легче понять своего малыша и помочь ему ориентироваться в это новом и сложном для него мире.

03.01 Как и когда нужно учить малыша разговаривать
Большинство мамочек, ещё будучи беременными, интуитивно разговаривают с пока не родившимся малышом. Вероятнее всего так и заложено природой, чтобы малыш привыкал к голосам родителей, по интонации чувствовал настроение.

Источники: https://festival.1september.ru/articles/597728/, https://www.vseodetishkax.ru/mladenecz-rebenok-do-1-goda/81-godovalyj-rebenok-dostizheniya-k-1-godu/360-psixicheskoe-razvitie-rebenka-mladencheskogo-vozrasta, https://www.mamskaya.ru/art_razvitie_poznavatelnykh_psikhicheskikh_protsessov_v_mladenchestve/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Лейкоциты в моче 10 15 у ребенка

15 окт 2008, 23:04 Полтора месяца назад далее...

Вопросы для детей 12 лет

Викторина - Шуточные вопросы и ответы для детей. 1. далее...

Новорожденный плачет от частных

Форум родителей: Новорожденный кричит, плачет и беспокоится Родители новорожденных нередко далее...

Пособие для детей 7 лет

ПОСОБИЕ на ребёнка школьного возраста Вся необходимая информация про далее...

Заняться летом детям 10 лет

Впереди первые летние выходные. Вы далее...

Какие бывают животные детей

Какие бывают животные Программное содержание :Познакомить детей с далее...

Апилак аллергия у ребенка

Отзыв: Таблетки для кормящих мам Апилак - Пропадает далее...

Популярные статьи

x